Статья "Деятельность учителей начальных классов по использованию игровых технологий на уроках математики"


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

 

В начальном общем образовании в основном используются такие виды игр, как: дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, дидактическая игра. Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения. Дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.

Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.

Применяют дидактические игры практически на всех уроках это и математика, русский язык, литературное чтение и другие.

Дидактических игр довольно много. Все они способствуют развитию внимания, вычислительных навыков, прививают детям чувство коллективизма, ответственности.

Первоклассника нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание

На уроках математики ученики очень любят «заселять домики» Это простая игра на изучение состава числа. Использовать её можно на любом этапе урока. И принимать участие может практически каждый ребёнок, в зависимости от количества домиков. Она способствует быстрому и прочному запоминанию состава числа, через приёмы зрительной, слуховой и двигательной деятельности.

Игра «Лучший счетчик»

Содержание игры: учитель на доске, по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочередно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счетчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики - соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.

Игра «Хлопки»

Содержание игры: учитель на доске размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задает ритм хлопков).

«Числа, бегущие навстречу друг другу»

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.

Например:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

+10 = 10 - 10 + 0 = 10

+ 9 = 10 - 9 + 1 = 10

Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10»

Приведем ещё пример занимательных упражнений, которые проводятся учителем в работе с классом, начиная с первого года обучения. Проводятся они в течение 5-10 минут в начале или конце урока в зависимости от цели и задачи данного занятия. Это, как правило, игры, в которых принимает участие весь класс или команды, тогда каждая группа контролирует свою команду.

В начале урока, во время проведения устного счёта, провожу игру «Кто скорее?». На доске записаны примеры в три столбика. По команде учителя к доске выходят по порядку от каждого ряда по одному ученику и берут мел. Педагог открывает примеры, и ученики приступают к выполнению действий. Решив пример, ученик кладёт мел и садится на место. К доске выходит следующий ученик и решает пример и т.д. выигрывает та группа, которая быстрее и без ошибок решит все примеры. В случае одинаковых результатов учитывается организованность, дисциплина каждой группы.

Для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 и таблицы умножения можно использовать игру «Самый быстрый почтальон».

Ход игры: Учитель раздаёт 5 ученикам по одинаковому числу карточек («писем»), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание (умножение или деление). Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке цифры от 1 до 10, или ответы таблицы умножения). Почтальоны должны быстро определить на конверте № дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесёт письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

«Загадка»

Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.

Содержание игры: учитель загадывает загадку «Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?». Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.

Загадки на уроках математики.

Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем на уроке, во внеклассной работе во время отдыха, так как всегда интересны детям. Практика показывает, что применение загадок на уроках математики даёт положительные результаты (особенно при обучении шестилеток), так как они знакомят с окружающим миром, раскрывают богатство родного языка, развивают логическое мышление

На уроках математики и во внеклассных занятиях используются загадки, содержащие, например: различные числа:

 

У него четыре лапки, Чёрненькая, хвостатенькая.

Лапки - ЦАП-царапки, Не лает, не кусает,

Пара чутких ушей. А из класса в класс

Он - гроза для мышей. (Кот) Не пускает. (Двойка)

- математические отношения:

Чем больше из неё берёшь, Говорит она беззвучно,

Тем больше она становится. А понятно и не скучно.

(Яма) Ты беседуй чаще с ней -

Станешь в 10 раз умней (Книга)

 

- единицы измерения величины:

К нам во двор забрался крот, Однорукий великан

Роет землю у ворот. Поднял тонну к облакам.

Тонна в рот земли войдёт, Он работник очень важный,

Если крот откроет рот. Строит дом многоэтажный.

(Экскаватор) (Подъёмный кран)

 

При знакомстве с новой цифрой загадка может служить исходным материалом для выделения изучаемого числа. Например, я предлагаю детям отгадать загадку:

 

Вспушит она свои бока,

вои четыре уголка,

И тебя, как ночь настанет,

Всё равно к себе притянет. Подушка)

 

После того как дети назвали отгадку, я прошу их вспомнить, какое число прозвучало в загадке, объясняю, как изображается число 4; предлагаю найти это число на веере цифр и показать. Сконцентрировав внимание на числе 4, педагог может провести обычную для урока математики работу - попросить детей назвать предыдущее и последующие числа или сказать, между какими числами расположено число 4 в числовом ряду; сказать, как можно получить число 4; составить все примеры на сложение с ответом 4 (изучение состава числа); сделать соответствующие записи в тетради.

Особенно полезны загадки, по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идёт речь, и написать или показать её. Такие загадки помогают детям запомнить графическое изображение цифр, учат узнавать их по описанию. Первоклассники с удовольствием откликаются на предложения учителя подумать, какая цифра о себе сказала:

 

Я так мила, я так кругла,

Я состою из двух кружочков,

Как рада я, что я нашла

Себе таких, как вы, дружочков! (Восемь)

Или отгадать, что это за цифра:

Вид её - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А её лентяи - нет. (Двойка)

 

Задачи, имеющие форму загадок, также вызывают большой интерес, активность, стремление правильно ответить на вопрос, например:

Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка?

Если на голову встанет, ровно на три больше станет. (Шесть)

После того как дети правильно ответили на вопрос загадки, можно продолжить работу с загадкой. Попросить найти на веере цифр цифру шесть, перевернуть её и ответить, какая цифра получилась. На сколько 9 больше 6? Каким действием можно узнать, на сколько одно число больше другого? Затем дети могут записать пример в тетради.

 


 


Полный текст материала Статья "Деятельность учителей начальных классов по использованию игровых технологий на уроках математики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Наталья Николаевна  Публикатор
18.01.2020 0 217 10

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0