Комплекс упражнений на развитие творческого мышления младших школьников
Квасникова Наталья Юрьевна,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 65»г.Кемерово
учитель начальных классов
Упражнения на развитие логического мышления младших школьников
Найти величину слагаемых (по известной сумме и указанному их количеству):
73 = …+…+…+;
128 = …+…+…+…+…+;
62 = …+…+…+…+;
83 = …+…+…+…+;
41 = …+…+…+…+…+…+ .
Вместо одинаковых букв подставь одинаковые цифры. Вместо разных -- разные и проверь правильность примера:
РМН
НМР
МКМ (ответ: Р=3, Н=1, М=4, К=8)
СВСГС
СГСВС
РСРСР (ответ: С=4, Р=8, В=1, Г=3)
ВТРТВТР
РТВТРТВ
ТНТНТН (ответ: В=3, Р=1, Т=4, Н=8)
БЛБФБЛБФ ДШХШДШХШД
БФБЛБФБЛ ХШДШХШДШХ
УБУБУБУБ ШИШИШИШИШ
Реши примеры, с учетом, что буквы обозначают разные цифры:
ПВБШЖ 0 –А, 1 –Ш, 2 –П, 3 –В, 4 – У, 6 – Б, 7 – Д, 8 –Ж.
ШБДАП
УАВПА
ШМЕЛЬ 0 – М, 1 – Ж, 3 – Ь, 4 – А, 5 – Е, 6 – Т, 7 – Л, 8 – У, 9 - Ш.
ШМЕЛЬ
ЖУЖЖАТ
КОШКА 0 - А, 3 - Ш, 5 – К, 6 - О
КОШКА
КОШКА
СОБАКА
Расшифруй запись:
БЕГАЛ 14765 84765
ЕГАЛ 4765 4765
ГАЛ 765 765
АЛ 65 65
Л 5 5
УСТАЛ 20365 90365
5. Поставь знаки «+» и «--» так, чтобы пример решился.
2 * 6 * 3 * 4 * 5 * 8 = 12
9 * 8 * 1 * 3 * 5 * 2 = 12
8 * 6 * 1 * 7 * 9 * 5 = 12
3 * 2 * 1 * 4 * 5 * 3 = 12
7 * 9 * 8 * 4 * 3 * 4 = 12
6. Поставь знаки «сложения», «вычитания», «умножения» и «деления», таким образом, чтобы получился правильный ответ.
(5*5)*(5*5) = 12 (9*9)*(9*9) = 18
(5*5)*(5*5) = 25 (9*9)*(9*9) = 81
(5*5)*(5*5) = 26 (9*9)*(9*9) = 82
(5*5)*(5*5) = 100 (9*9)*(9*9) = 162
(5*5)*(5*5) = 250
7. Восстанови утерянные цифры.
1***3 91*** ***52 60*** 87*** ***69
***79 ***32 1***8 ***34 3***5 4***2
58*** 3***2 85*** 3***2 ***45 71***
1*75*97
34*56*
37*50*4
*727864
8. Расставь в пустых клетках буквы «Т», «А», «Б», «У», «Н» так, чтобы в строчках, в столбцах и большим диагоналям буквы не повторялись.
Т |
А |
Б |
У |
Н |
ОТВЕТ |
Т |
А |
Б |
У |
Н |
|
|
|
|
|
У |
Н |
Т |
А |
Б |
|
|
|
|
|
|
А |
Б |
У |
Н |
Т |
|
|
Т |
А |
Б |
У |
Н |
Т |
А |
Б |
У |
|
|
|
|
|
|
Б |
У |
Н |
Т |
А |
9. Вставь пропущенную букву и число.
1 |
Д |
8 |
? |
ОТВЕТ |
11 |
Б |
5 |
Ж |
? |
И |
10. Начерти прямоугольник со сторонами 3 и 4 см. Раздели его на треугольники так, чтобы среди них было 8 равных.
11. Соедини числа 1280, 740, 600, 60 математическими знгаками «+» или «--» так. чтобы в результате получился нуль (не применяя скобок).
12. Исключи «лишнее» слово: «ЕЛМ», «АУМХ», «ШААНДАКР», «СТИАЛК»
ОТВЕТ: « АУМХ»
13. ЭВМ выполняет все четыре арифметических действия. На табло появилось число 36. Какое число было заложено в ЭВМ?
х 3 -19 +10 : 9 +86 :3 +41 :2
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36 |
14. Магические квадраты.
15 |
|
9 |
|
|
21 |
7 |
|
28 |
|
25 |
|
18 |
|
9 |
|
17 |
|
18 |
|
||
27 |
|
21 |
|
|
15 |
|
|
8 |
ОТВЕТ:
15 |
30 |
9 |
|
11 |
21 |
7 |
|
28 |
7 |
25 |
12 |
18 |
24 |
9 |
13 |
17 |
15 |
18 |
21 |
||
27 |
9 |
21 |
19 |
5 |
15 |
11 |
35 |
8 |
Магические квадраты.
В девяти клетках квадрата расположите числа 2, 2, 2, 4,4, 4, 6, 6,6 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 12.
2 |
6 |
4 |
6 |
4 |
2 |
4 |
2 |
6 |
В девяти клетках квадрата, в центре которого стоит число 4, расставьте числа 0,1,2,3,4,5,6,7,8 так, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 12.
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
3 |
8 |
1 |
2 |
4 |
6 |
7 |
0 |
5 |
Ответ:
В шестнадцати клетках квадрата расставьте числа 1,1,1,1,2,2,2,2,3,3,3,3,4,4,4,4. Числа надо расставить так, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 10.
1 |
4 |
4 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
4 |
1 |
1 |
4 |
В шестнадцати клетках квадрата расставьте числа 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15. Числа надо расставить так, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 30.
0 |
14 |
13 |
3 |
11 |
5 |
6 |
8 |
7 |
9 |
10 |
4 |
12 |
2 |
1 |
15 |
В двадцати пяти клетках квадрата расставьте числа 1,1,1,1,1,2,2,2,2,2,3,3,3,3,3,4,4,4,4,4,5,5,5,5,5. Числа надо расставить так, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 15.
1 |
4 |
2 |
5 |
3 |
4 |
2 |
5 |
3 |
1 |
2 |
5 |
3 |
1 |
4 |
5 |
3 |
1 |
4 |
2 |
3 |
1 |
4 |
2 |
5 |
В двадцати пяти клетках квадрата расставьте числа от 1 до 25. Числа надо расставить так, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 65.
11 |
14 |
7 |
20 |
3 |
4 |
12 |
25 |
8 |
16 |
17 |
5 |
13 |
21 |
9 |
10 |
18 |
1 |
14 |
22 |
23 |
6 |
19 |
2 |
15 |
Заполните числами магический квадрат, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 63.
16 |
41 |
6 |
11 |
21 |
31 |
36 |
1 |
26 |
16 |
|
|
|
21 |
|
|
1 |
26 |
Ответ:
Заполните числами магический квадрат, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 30.
|
|
12 |
18 |
10 |
|
8 |
|
|
4 |
14 |
12 |
18 |
10 |
2 |
8 |
6 |
16 |
15. Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына -- Алексей Владимирович. Как зовут гражданина?
ОТВЕТ: Владимир Николаевич.
Сколько четырехугольников со стороной АВ изображено на рисунке?
А В
Три клетки квадрата закрашены. Надо закрасить еще четыре так, чтобы в каждом из семи рядов, каждом из семи столбцов, а также в каждом из двух рядов из угла в угол (в них тоже по семь клеток) была закрашена одна клетка. Никакие две закрашенные клетки не должны соприкасаться.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Логические цепочки:
… 5 7 9… (Ответ: 1,3,5, 7, 9, 11, 13).
… 5 6 9 10 … ( Ответ: 1, 2, 5, 6, 9, 10, 13, 14).
….21 17 13 …. (Ответ: 29, 25, 21, 17, 13, 14).
1 4 7 ….. (Ответ: 1, 4, 7, 10, 13, 16,….).
6 12 18…… ( Ответ: 6, 12, 18, 24, 30, 36,…).
Игра «Лишнее число».
Даны числа: 1, 10, 6. Какое число лишнее?
Лишним может быть число 1, так как это нечетное число, а 10 и 6 четное. Даже лишним может быть число 10, так как оно двузначное, а 1 и 6 однозначные. Да и число 6 может быть лишним, так как для написания двух других использована единица.
Сравнивать можно не только числа, но и математические выражения.
Даны примеры: 3 + 4 и 1 + 6.
На первый взгляд нет ничего общего кроме знака действия. Но, внимательно присмотревшись, можно заметить, что первые слагаемые меньше вторых, первые слагаемые – нечетные, а вторые – четные.
Можно предложить детям составить аналогичную пару примеров на вычитание, деление или умножение.
20. Задания по классификации.
Числа разбиты на группы. Надо указать основание классификации.
а) 5,8 и 14, 17, 26, 32 (Ответ: однозначные и двузначные числа).
б)5, 14 , 32 и 8, 17, 26 (Ответ: сумма цифр чисел первой группы равна 5, сумма цифр чисел второй группы равна 8).
в) 5, 17 и 8, 14, 26, 32 (Ответ: группы четных и нечетных чисел).
г)Найди лишнее число и объясни, почему оно лишнее: 135, 450, 258, 63, 711.
Сколько вариантов решения?
(Ответ: 450 – лишнее число, так как оно круглое; 63 – лишнее число, так как оно двузначное; 711 – лишнее число, так как для записи этого числа используется цифра 1, которая повторяется 2 раза; 258 – лишнее число, так как в остальных числах сумма цифр числа равна 9)
д)Какое выражение можно назвать лишним?
1 + 3 + 2, 1 + 5, 7- 1, 2 + 4, 6 –4, 3 +3.
(Ответ: 1+3+2 – больше действий;
е) 6 – 4 – так как результат равен 2;
7-1 – целое равно 7, а в остальных выражениях 6;
3 + 3 – сумма состоит из одинаковых слагаемых.)
ж)Рассмотрите ряды чисел: 2 4 6 8
1 2 3 4
1 3 5 7
Какой из них можно назвать лишним?
(Ответ: Лишним является второй ряд, так как в нём числа идут последовательно друг за другом в порядке возрастания. В первом и третьем рядах последовательно увеличиваются на 2.)
Задание:
Разность двух чисел равна вычитаемому. Придумай такие числа и запиши ответ. (Ответ: 6 – 3=3, 4 – 2 =2, 8 – 4= 4, 10 – 5 = 5 и др.)
22. Задание:
а)Составь все трёхзначные числа из цифр 2, 5, 9 так, чтобы цифры в записи числа не повторялись. (Ответ: 259, 295, 529, 592, 925, 952)
б) Запиши все двузначные числа, которые можно составить, используя слова: тридцать, пятьдесят, два, четыре, девять.(Ответ: 32, 34, 39,52, 54, 59)
в) Запиши все возможные двузначные числа, составленные лишь с помощью цифр 0, 1, 3, 5. (Ответ: 10, 11, 13, 15, 30, 31, 33, 35, 50, 51, 53, 55)
г) На какое однозначное число надо умножить 123456789, чтобы в результате получилось новое число, записанное одними единицами?
(Ответ: Число123456789 надо умножить на 9. 123456789 ×9=111111111.)
д)Запиши все двузначные числа, в которых число десятков в 3 раза больше числа единиц. (Ответ: 31, 62, 93).
23. Продолжи ряд:
а) 1, 4, 7, …, … ,.., … (Ответ: 10, 13, 16, 19, 22….);
б) 7, 77, 777, …., ….., (Ответ: последовательно увеличивается количество цифр 7 на одну);
в) 1, 2, 4, 5, 7, …, …, (Ответ: 8, 10, 11, 13,14, 16….)
г) 123, 234, 345, …, …, …, (Ответ: 456, 567, 678, 789.)
д) 107, 118, 130, 143, …, …, …, (Ответ: 157, 172, 188, 205… Вначале второе число увеличивается на 11, следующее на 12, затем на 13, потом на 14 и т.д.)
24. Расшифруй математический ребус. АВ × А = ССС. (Ответ: 37 ×3 =111.)
25. По какому признаку можно разбить на две группы данные числа?
35, 44, 45, 531, 333, 540, 242.
(Ответ: 35, 44, 45 – двузначные, 531, 333, 540, 242 – трёхзначные числа;
44, 333- цифры в записи числа повторяются,
35,45, 531, 540, 242- цифры в записи числа не повторяются;
35, 44, 242 – сумма цифр числа равна 8,
45, 531, 333, 540 – сумма цифр чисел равна 9;
44, 540, 242 – чётные числа, 35, 45, 531, 333- нечётные числа.)
26. В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата.
27.
Дана фигура, похожая на стрелу. Надо
переложить 4 палочки так, чтобы получилось
4 треугольника.
28. Используя знаки действий и скобки, запишите:
а) число 24 – четырьмя тройками или тремя двойками;
(Ответ: 3 × 3 × 3 -3 = 24, 33 – 3 ×3 = 24, 22 + 2 = 24.)
б) число 20 – четырьмя девятками или пятью тройками;
(Ответ: 99 : 9 + 9 = 20 , 33 : 3 +3 × 3 = 20.)
в) число 1000 – пятью девятками или шестью пятёрками
(Ответ: 9 : 9 + 999 = 1000, (5 + 5) × (5 + 5) ×( 5 + 5) = 1000.)
г) тремя пятерками выразите число 30 (Ответ: 5×5+ 5 = 30)
д) число 16 при помощи четырех пятерок (Ответ: 55 : 5 + 5 = 16.)
е) число 100 при помощи пяти пятерок. (Ответ: (5 + 5 + 5 +5) ×5 = 100)
ж)число 113 при помощи пяти двоек (Ответ: 222 : 2 + 2 =113.)
з) число 26 используя пять раз цифру 2 Ответ: (22 : 2 + 2) ×2 = 26).
и) число 7 при помощи четырех троек (Ответ: 3 : 3 + 3 + 3 = 7.)
к) число 12 при помощи пяти пятерок (Ответ: 55 : 5 + 5 : 5 = 12.)
л) Число 1 тремя двойками; (Ответ: 2 – 2 : 2 = 1.)
м) Число 2 тремя двойками; (Ответ: 2 2 : 2 = 2.)
н) Число 2 четырьмя двойками; (Ответ: 2 : 2 + 2 : 2 = 2.)
о) Число 3 тремя двойками; (Ответ: 2 = 2 : 2 = 3.)
п) Число 3 четырьмя двойками; (Ответ: 2 2 – 2 : 2 = 3.)
р) Число 5 четырьмя двойками; (Ответ: 2 2 + 2 : 2= 5.)
с) Число 100 пятью единицами; (Ответ: 111 – 11 = 100.)
29. Подбери числа и реши полученные уравнения.
Х : 9 = * - *
(Ответ: х =27, 27 : 9 = 6 -3; х = 81, 81 : 9 = 15 – 6 и др.)
Х + 75 = * × *
(Ответ: х = 25, 25 + 75 = 5 × 20, х = 50, 50 + 75 = 5 × 25 и др.)
С × 8 = * + *
( Ответ: с = 5, 5 × 8 = 10 + 30, с = 7, 7 ×8 = 26 + 30 и др.)
Х – 80 = * : *
(Ответ: х = 85, 85 – 80 = 10 : 2, х = 120, 120 – 80 = 80 : 2 и др.)
56 : х = * : *
(Ответ: х = 4, 56: 4 = 32 : 2, х = 7, 56 : 7= 32 : 4 и др.)
30. В записи 8 8 8 8 8 8 8 8 поставь между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 1000.
(Ответ: 88 + 8 +8 +8+ 888 = 1000.)
31. Трехзначное число 87* делится на 5 и на 3. Какая цифра должна стоять вместо звездочки? (Ответ: цифра 0, число 870.)
63. У скольких трехзначных чисел сумма цифр равна 2?
(Ответ: У двух чисел: 101 и 200.)
Список литературы.
1. Узорова.О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2006. – 127с.
2. МаксимоваТ.Н. Сборник текстовых задач по математике: 4 класс.- М.: ВАКО, 2010.- 96с.
3. Математика. 1-4 классы: упражнения для устного счета/ сост. М.В.Головач, Ю.К.Бондаренко.- Волгоград: Учитель, 2008.- 266с.
8. Математика. 1 класс: Поурочные планы: Поурочные планы/ Авт. – сост. Т.В.Бут. – Волгоград: Учитель, 2003. – 384с.
9. Математика: тесты. 4кл. : учеб. – метод. пособие/ С.И.Волкова, И.С.Ордынкина, М.: Астрель, 2008. – 109с.
13.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн. Для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1990.-77с.
14. С.И.Волкова, Н.Н.Столярова. Задания на развитие логического мышления.// Начальная школа, 1990, № 7. – с. 38 – 41.
15.С.И.Волкова, Н.Н. Столярова. Развитие познавательных способностей
17. И.В.Сереброва. Развитие внимания и логического мышления на занятиях по математике.// Начальная школа, 1995, №6. –с. 51-53.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Квасникова Наталья Юрьевна
→ 1234563820 07.01.2011 0 8284 1145 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.