Конспект урока по окружающему миру по теме «Твое здоровье» (2 класс; «Гармония»)
Конспект урока по окружающему миру
( 2 класс по системе «Гармония»)
по теме «Твое здоровье» с использованием проекта
«Мир, в котором я живу».
Подготовил и провел урок учитель
МОУ Гимназия № 1 г. Курчатова Курской области
Фомина Тамара Викторовна.
Цели урока:
1.Образовательная:
1.1.Познакомить с новой темой «Здоровье», с приемами, способами и формами закаливания, укрепления здоровья;
1.2.Познакомить с лечебными растениями, с оздоровительным санаторием «Орбита».
2.Развивающая:
2.1.Развивать у учащихся потребность в групповой работе, самовыражении, самоактуализации через работу в парах;
2.2.Учить проводить исследовательскую работу в музее города, в библиотеке, использовать свои знания о городе Курчатове.
3.Воспитательная:
3.1.Воспитывать самостоятельность, увлеченность, творческое отношение к выполняемой работе;
3.2.Воспитывать гордость за спортсменов России, города Курчатова;
3.3.Воспитывать желание заниматься спортом, заботиться о своем здоровье.
Ход урока.
Оборудование организационного момента урока: Выставка книг: «12 подвигов Геракла» в обработке В.В.Успенского, «Богатыри Земли Русской» Л.В.Кудрявцевой, Проект «Мир, в котором я живу».
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя:
-Давным – давно, много веков назад, в Древней Греции жил жестокий и кровожадный царь Крон. Его жестокость проявлялась в том, что он съедал всех своих сыновей, как они только рождались. Он это делал потому, что боялся, что кто – нибудь из его детей свергнет его и станет править Древней Грецией. Но однажды жена Крона спрятала одного из младенцев и вырастила его. Юноша стал большим и сильным и на горе Олимп убил злого Крона, стал царем вместо него. За силу и мужество он был возведен в статус бога, ему было даровано бессмертие. Звали его Зевсом. И в честь подвига Зевса в Древней Греции стали проводиться Олимпийские игры. Они состязались в беге, в езде на колесницах , в силе. Вот фотографии об этих состязаниях (показ битвы Геракла с кентаврами, состязания на колесницах). Юноши били самыми сильными, смелыми. Посмотрите на их тела: они натренированы, отлично сложены, грациозны. Есть много мифов о героях Древней Греции, сказок и были о русских богатырях. О них вы можете прочитать в книгах, находящихся у нас на выставке.
2. Беседа:
-А проводятся ли сейчас Олимпийские игры?
-Когда были последние? (2006г в Турине).
-Кого из российских спортсменов вы знаете? (фигурное катание – Ирина Слуцкая, лыжи- Алена Сидько, конькобежный спорт –Галина Лихачева и другие).
-Знаете ли вы наших, Курчатовских, спортсменов? (известные фехтовальщики - Мария Голованова, Дмитрий Жеребко; волейболист –Евгений Гузюк; спртсмен по плаванию – Аня Безрукова, по легкой атлетике –Ольга Алферова и другие).
-Где и когда будут проходить следующие ? (2014 г. В г. Сочи)
-Ребята, а сколько вам сейчас лет? ( 8г.)
-Следующие Олимпийские игры состоятся через 8 лет. Для участия в них , например, в художественной гимнастике, достаточно 16 лет. Вы вполне можете попасть в число участников Олимпиады. Но что должно быть у человека, чтобы стать сильным и ловким? (здоровье).
-Вот и подошли мы к теме сегодняшнего урока. Сформулируйте ее. ( Здоровье человека).
3. Знакомство с темой урока «Твое здоровье».
-Давайте прочитаем цель нашего урока, чему мы должны сегодня научится? (Я здоровье сберегу, сам себе я помогу)
Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с правилами, которые помогут нам быть здоровыми, а значит, сильными, умными и ловкими. Все вы – ребята взрослые и умные, умеющие работать по группам. И сейчас нам предстоит мозговой штурм. Правила мозгового штурма у вас находятся на столах. Если кто их забыл, можно ознакомиться:
-слушай внимательно все выступления;
- не критикуй высказываемые идеи;
-воспринимай все предложения положительно;
-не перебивай выступающего, соблюдай тишину;
-избегай дебатов и философских рассуждений;
- не стесняйся высказывать свое мнение – самое простое предложение часто бывает гениальным;
-соблюдай личные права членов группы;
- не ошибается тот, кто ничего не делает;
- не обижайся, будь доброжелательным;
-не допускай чрезмерной фамильярности в общении с другими;
-каждый член группы ответственен за результативность работы. Успех и неудачу дели пополам.
Деление учащихся на 4 группы. Каждую команду назовем вот так: 1 команда «Разрешайки» и задания будут зависеть от ваших названий, задание по учебнику «Окружающий мир» 32 с. 62. Выбор командира группы.
№2 – « Чистюли» - задание №3 с. 63, командир -----------------.
3№- «Неболейки» - задание 3; с. 63, командир----------------.
№4- «Здоровейки» - задание 35 с. 64.
(Постановка познавательной цели, инструктаж о последовательности работы). А в это время доктор Айболит ( выбрать из детей) подготовит нам интересную игру «Что полезно и затем исследует ваши ответы и оценит их.
( дети работают в группах по учебнику, выполняя задания: «Вставь слова «можно» или «нельзя», «Прочти рассуждения мальчика. Поясни его советы», «Подчеркни, что помогает закаливанию», «Составь из данных пунктов режим дня».
4.Физминутка.
-Вы устали? Возможно вы переживаете, волнуетесь, чья команда ответит лучше. Сейчас мы с вами разучим комплекс для снятия напряжения, усталости и взволнованности.
Комплекс релаксации.
-Сели на стуле удобно, расслабились, успокоились, ни о чем не думаем, только слушаем меня. Вы полно расслаблены, руки опущены, ноги не напряжены. Сейчас всю тяжесть, напряжение перенесли в голову. Не отпуская это напряжение, нагружаем тяжестью шею, руки, затем спину, ноги. Организм весь в полном напряжении. А сейчас сбросьте весь груз с себя . Сделайте это очень резко. Через несколько минут вы почувствуете легкость и свободу движений .
5.Проверка групповых заданий: общественный анализ выполнения заданий. Айболит с учитель слушают, оценивают, поощряют полезными призами – аскорбиновой кислотой.
Рефлексия: Нужно ли знать все эти советы вам и нам и их выполнять? Пригодятся ли они в будущем?
6.Применение проекта «Мир, в котором я живу».
-Ребята, наша исследовательская группа приготовила проект к сегодняшнему уроку, и сейчас они хотят рассказать о растениях, которыми лечат организм, и о нашем санатории «Орбита», где можно хорошо отдохнуть и поправить здоровье (материал прилагается).
7.Игра Доктора Айболита, а в это время для 8 человек – игра «Подари маме радость»: составить пословицы о здоровье и объяснить их значение. На обратной стороне букета цветов находятся рассыпанные пословицы. Каждому ученику нужно найти свою пару, чтобы получился смысл пословицы. (Задание учебника №6 с. 64)
Чистота все добудешь
Быстрого и ловкого его разум дарит
Здоровье не купишь залог здоровья
Здоровым будешь болезнь не догонит
Награды получают за правильные ответы виде цветных карточек - это домашнее задание – чем полезен этот вид спорта для здоровья ( на карточках дети плавают, играют в футбол, делают зарядку, купаются в море и т.д.)
8.Исследовательская работа « Полезные продукты».
На доске «рассыпались» слова: шоколадные конфеты, рыба, пепси, торт, кефир, фрукты, жирное мясо, фанта, геркулес, морковь, лук, «Сникерс», капуста, подсолнечное масло. Следует составить список полезных продуктов.
Полезные продукты: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, фрукты.
8.Физминутка – зарядка.
9.Коллективная работа по учебнику.
Получение информации от гнома – эколога: нужные советы для здоровья ( с. 64)
10.Итог урока (рефлексия).
-Как вы думаете, нужны ли нам советы гнома – эколога?
Каким же должен быть здоровый человек? Наша исследовательская группа подобрала вот такие синонимы. Прочтите и подумайте: согласны ли вы с ними?
Крепкий, сильный, ловкий, подтянутый, бледный.
Ученики исключают из списка слово «бледный».
-Ребята, в программу Олимпийских игр с некоторых времен включены спортивные бальные танцы. Это очень эффективное зрелище. Я думаю, что вы, владеющие правилами здоровья и посещающие танцевальный кружок, будете танцевать не хуже, чем мировые звезды.
Дети смотрят выступление мировых звезд спортивного бального танца в видеозаписи.
-Могут ли так танцевать люди, болеющие, не занимающиеся спортом? А из вас кто –либо ходит на какие – нибудь секции, кружки? Может быть, кто – то из вас станет знаменитым спортсменом, танцором, будет защищать честь нашего города. Мы будем вами гордиться.
Спасибо, ребята, за хорошие ответы. Желаю вам крепкого здоровья. А Доктор Айболит к следующему уроку подготовит лекцию об органах чувств. (с.62 №1)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ».
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть настарые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Начало нашей работы положило анкетирование учащихся 3 А класса «Город, в котором я живу», проведенное в 2005 году. Мне хотелось выяснить, на каком уровне находится один из аспектов воспитания младших школьников – воспитание любви к своей малой родине в семьях ребят, и на основе результатов построить работу в этом направлении. В анкетировании приняли 22 учащихся и их родители. Средний возраст родителей – 26 – 30 лет.
Вопросы предполагали проверку элементарных знаний о городе. В результате анкетирования выяснилось, что 50 % опрошенных детей и родителей не знают, сколько лет нашему городу, сколько лет нашей школе,65% не знали почему город носит имя Курчатова, кто он такой, 75 % - не смогли назвать ни одного известного человека, с чьим именем связана история нашего города и нашей школы.
Отсюда я определила себе цель работы: приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности, укрепление своего здоровья.
Анализ теоретических источников, рекомендаций по нравственно – патриотическому воспитанию детей показал, что наиболее эффективным будет сочетание краеведческой работы с эстетическим воспитанием.
Запланированная работа не закончилась с выпуском учащихся 4 класса. Она продолжается под моим руководством с учащимися 1 А и 3 В кл., где я являюсь классным руководителем.
Важным условием выполнения целей является разнообразие и системность изучения материала. Выбор конкретного задания зависит от темы, целей, содержания краеведческого материала. Такие знания получают учащиеся не только во внеурочное время, но и на уроках окружающего мира, математике, литературном чтении.
ПЛАН РАБОТЫ.
1.Сотрудничать с краеведческим музеем г. Курчатова.
2.Сотрудничать с городской детской библиотекой.
3.Экскурсии по улицам города, к памятникам и памятным местам.
4.Посещение городских художественных выставок.
5.Принимать участие в Акциях милосердия (детей детского дома, школы – интерната).
6.Встречи с интересными людьми.
7.Участие в школьных и городских праздниках и фестивалях.
8.Познавательные игры, викторины, конкурсы, литературно – музыкальные композиции.
9.Сбор материалов об истории города, его улиц, родной школы.
10 Выставки рисунков, фотографий, поделок на краеведческие темы, собирание коллекций.
Воздух.
Состав воздуха: азот – 78 %, углекислый газ – 1 %, кислород – 21 %.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
Подготовил Селиванов Андрей.
Подорожник.
В индейские вигвамы пришла однажды тревожная весть: « В долине Семи озер появилась неведомая трава! Листья гладкие да кругловатые, словно яйца. И посреди них – хвост торчит…»
- Не трава страшна, страшен тот, кто ее занес в наши края, - мрачно сказал вождь племени.
_ След белого человека, - с негодованием и страхом говорили североамериканские индейцы, показывая на невзрачное растеньице. Оно приводило в ужас краснокожих.
Америка до прихода туда белых людей – колонизаторов не знала подорожника. Его семена завезли из Европы. Наблюдательные индейцы сразу же заметили: необычное для них растение появляется там, гдек прошел белый человек. А так как завоеватели несли туземному населению смерть и горе, индейцы стали его проклинать.
У нас подорожник всегда был обычным растением, и его все знали. Он никогда не прячется от человека, наоборот, любит расти у него на виду – вдоль дорог, на лугах, возле домов.
И целебные свойства этой травы нам известны. С кем не бывало – оцарапал руку или натер ногу, приложил листок подорожника к больному месту, и скоро все заживет.
Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног?
(подорожник)
Подготовила Воронцова Ольга.
Ландыш.
Гуляя по лесу, мы видим темно – зеленые листья ландыша. А вот прекрасных белоснежных цветков – колокольчиков на тонкой цветочной стрелке не видно нигде.
Ландыш первый раз цветет в возрасте 7 лет. И за свою долгую жизнь растение цветет всего 2 – раза. Цветки ландыша опыляют пчелы и шмели. Плод – круглая оранжево – красная ягода. Все растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян – лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.
НЕ РВИТЕ ЭТИ ЦВЕТЫ, НЕ ТОПЧИТЕ ИХ!
Медицинские работники соберут летом эти растения и приготовят лекарства для нас, родителей и всех людей.
Сообщение приготовил Шурко Юрий.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фомина Тамара Викторовна
→ pikalinka 20.02.2011 2 11767 2210 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.