Урок окружающего мира «МЫ - ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» 1 класс


Открытый урок

по предмету: «Окружающий мир»

1 класс

Тема: «МЫ - ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

(Образовательная система развивающего обучения Л. В. Занкова)


Тип урока: формирование новых знаний.

Составила: Дудокина Наталья Алексеевна, учитель начальных классов.

Цель: побудить учащихся к рассуждению о месте, назначении человека на Земле; выяснить, какие причины влияют на эволюцию жизни общества; воспитывать доброе и вежливое отношение к окружающему миру; развивать познавательную активность учащихся, умение работать в группе, высказывать своё мнение и слушать мнение других.

Оборудование:

Учебник Окружающий мир 1класс Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.

Карточки – таблицы для доски, карточки-задания для групп, листы бумаги для рисования, цветные карандаши, картинки с изображением животных и растений,

фонограмма песни «Просьба» Р. Рождественского и А Пахмутовой, музыка для физминутки.

Ход урока


1 этап. Организационный момент.

-Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Это будут наши 4 команды исследователей. Прежде, чем мы начнем работу, давайте вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группе

1.Работать должны все

2.Один говорит, остальные слушают

3.Ответственный (капитан) распределяет работу в группе

4.Если не понял, переспроси.

5.Своё несогласие высказывай вежливо


1задание.Каждая команда должна придумать название и выбрать капитана.

(задания оцениваются по 4х бальной системе)


2 этап. Актуализация опорных знаний.


2 задание. Отгадайте загадки.

Отгадки-картинки учитель прикрепляет на доску.

Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит...(черепаха)


Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.(Ель)


Скачет зверушка

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)


Ночи темнее, дни холоднее,

Листья пожелтели, птицы улетели.

Дождь поливает,-

Когда это бывает? (Осенью)


Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? … (Ворона)


Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый ёж

И его...(Ежиха)


Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет. ( Кузнечик)


-Как можно назвать одним словом эти отгадки?

ПРИРОДА

(Табличка вывешивается на доску)

-Составьте слово из первых букв названий картинок-отгадок

ЧЕЛОВЕК

(Табличка вывешивается на доску)

-Как же связан человек с природой?

-Мы это сегодня выясним на нашем уроке.И тема нашего урока:

«МЫ - ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

3 задание

-Самое сложное удивительное из всего, что есть на Земле – это человек. Ещё в древние времена люди стали размышлять о том, кто это такой – человек. Вспомнить, что вы знаете о наших предках , вам помогут задания, которые лежат перед вами.

- Сейчас вы должны будете ответить на вопросы или дополнить предложение словом. У вас есть подсказка: вставив пропущенные буквы, вы узнаете правильный ответ.


1) Где возникла ж..знь?

ы - на суше; и - в воде.

2) Правда ли, что л..ди охотились на динозавров?

ю – нет; у -да

3) Сколько миллиардов лет насчитывает история Земли?

Ш..ло, туш..ть, горош..на.

ы- 3; и - 5.

4) В каком поясе жили первые древние люди?

Осен.., огон.., бол.. .

ъ - холодном; ь - жарком.

5) Что помогало первым людям охотиться?

Мотыл..ки, пис.мо, ден..ги.

ъ - орудия труда; ь - оружие.

6) Древние люди жили и кочевали небольшими ...

Зу..ы, ду..ы, гри..ы

п - семьями;

б - общинами-родами.

7) Постепенно люди научились приручать диких животных и они стали...

Ря..ы, тру..ы ,обе..ы

тхищными; д - домашними

8) Как называют ученых, которые ведут раскопки и изучают найденные предметы?

Удач..,задач.., ч..щ..

я - геологи; а - археологи.


3этап. Изучение нового материала

- На предыдущих уроках мы выяснили что наша планета и все живое на ней постоянно изменяется, изменяется и человек, так как он часть природы. Сегодня на уроке мы должны выяснить, как должен жить человек, чтобы наша планета была всегда живой и красивой, а люди здоровыми и счастливыми.

Работа с учебником с. 28

-Рассмотрите рисунок и скажите, как вы понимаете этот «хоровод»?

-С кем должен жить человек? (в согласиии с природой, с людьми)

-Рассмотрите таблицу. Посмотрите на это большое число, 6 миллиардов, таково население нашей планеты Земля. Как должны жить люди, чтобы не уничтожить друг друга?

Физкультминутка (музыкальная)

-Давайте с вами вспомним и исполним песню о мире «Солнечный круг»

4 задание. Работа с пословицами

-Прочитайте пословицы

Имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один в поле воин.

Согласному стаду волк страшен.

-Чего в них не хватает?(частицы не)

-Объясните смысл этих пословиц.

- Да, мы должны понять, что только согласие, мир и дружба могут сохранить нас на этой Земле.

Вывод: Человек – часть природы, её живого мира. Как и другие живые существа, он дышит, питается, растёт, развивается, у него рождаются дети. А поэтому людям, как и животным, необходимы что ? (воздух, вода, пища, тепло). Это все нам дает природа.

Поэтому человек должен беречь и любить природу.

5 задание

Вопрос: Есть ли природа в городе? Докажите своё мнение.

- Когда люди строили города, всегда существовала причина, по которой город вырос именно здесь. Люди селились на данном месте потому, что тут было легче обороняться от врагов, либо потому, что оно благоприятствовало торговле.

Прочитайте истории появления некоторых городов и расскажите нам об этом.

1 история. Столица Шотландии город Эдинбург вырос вокруг огромной скалы, на которой стоял древний замок: люди считали, что здесь им будет безопаснее.

2 история.Восемьдесят лет назад кенийский город Найроби в Африке был обыкновенной деревней. Когда же здесь проложили железную дорогу, вокруг нее быстро вырос большой город. Теперь жирафы, гуляющие в национальном парке, могут любоваться видом современных зданий.

3 история. В центре Нью-Йорка расположены самые высокие в мире небоскребы. Город некогда возник на том самом месте, где высадились первые европейские переселенцы, прибывшие в Америку.

4 история. Нынешняя Москва - столица нашей Родины, сердце России - громадный город. Но не сразу он стал таким. Когда-то на месте нынешней Москвы росли густые еловые, сосновые и дубовые леса, текла река Мосва, а её название означало - «тёмная вода» или «узловая вода». Ведь Москва-река находилась на перекрёстке речных дорог.

- Мы уже с вами говорили о том, что человеку трудно жить одному, но и в обществе жить непросто, этому нам надо учиться у природы.

- Посмотрите на с. 29, отличается ли осиное гнездо прошлых лет от настоящего времени?

- А сейчас «ребята - почемучки», которые всегда хотят знать больше других и интересуются жизнью животных, поделятся с вами своими знаниями о животных, которые живут большими колониями, семьями и покажут иллюстрации, которые они приготовили.

Это интересно» (рассказы детей)

«О муравьях» (показ иллюстрации)

Миллионы лет назад муравьи строили муравейник, там они поддерживали определённый порядок. Рабочие ухаживали за царицей, выращивали потомство,

муравьи-солдаты охраняли муравейник. Так было, и так живут муравьи сейчас.


«О волках» (показ иллюстрации)

Волчья стая может состоять и из двух, и из 36 волков, но чаще всего число волков в стае не превышает 6-8 животных. Стая очень похожа на сплочённую семью. Да обычно это и есть семья - родительская пара и несколько выросших волчат из прежних выводков. Дисциплина у волков строгая, каждый член знает своё место. Все споры разрешают с помощью угрожающих поз и рычания. Так было, и так живут волки сейчас.


«О львах» (показ иллюстрации)

Львы отличаются от остальных кошек тем, что живут группами – так называемыми прайдами. В обычный прайд входят два - три самца, несколько львиц с детёнышами и вожак. Львиный предводитель не всегда самый крупный или самый сильный член прайда, но остальные самцы признают его, а он, в свою очередь, терпит их присутствие. Численность прайда колеблется от четырёх – пяти членов до тридцати – сорока. Так было, и так живут львы сейчас.


Физкультминутка «У жирафов»


6 задание

- А жизнь человека, всегда была такая, как сейчас?

- Как жили наши предки?

- Как мы сейчас живём?

- А могли бы мы чему - либо научиться у древних людей? (Их гармонии с окружающей природой.) К сожалению, это не всегда удается. Послушайте одну песню, которую для вас исполнит детский хор. Она называется «Просьба»


Слушание фонограммы песни «Просьба» Р. Рождественского и А Пахмутовой

-Почему эту песню так назвали?

-Как должен вести себя человек. Чтобы сохранить природу?

Вывод: Человек – не просто потребитель, как все другие животные. Он стал производителем и разрушителем. Стать же разрушителем оказалось ещё проще. Природа не производит столько продуктов, сколько у неё отбирает человек. Поэтому человеку надо приспосабливаться к природе, учиться не нарушать её налаженного хозяйства. Надо попытаться восстановить то, что погублено, испорчено а к нынешней природе относиться бережно, сохраняя оставшееся. Пожалуй, это выход – единственно возможный. Если мы сохраним природу – значит, будем жить на земле!

7 задание (резерв)

-Я предлагаю сейчас группам нарисовать правила поведения человека в природе.


3 этап. Итог урока.

-Что вам понравилось и запомнилось на нашем уроке?

- Как люди должны жить, чтобы еще долго быть на Земле?

- У кого они могут учиться? (У природы.)

- Можем ли мы жить в одиночку и без природы?

-Подготовьте дома устный ответ на вопрос: Чему должны научиться древние люди, чтобы они смогли жить в современной квартире, чтобы сменить шкуры на одежду, чтобы горячим супом и котлетами заменить сырое мясо и жёсткие корни растений?





Полный текст материала Урок окружающего мира «МЫ - ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дудокина Наталья Алексеевна  natashik_75
23.03.2011 1 17501 1162

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК