Урок окружающего мира по теме "Города Золотого Кольца" для 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9
МО Крыловский район
Окружающий мир. 3 класс.
Тема « ГОРОДА ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА».
Планирование составлено на основе программы четырёхлетней начальной школы. Проект «Перспективная начальная школа». Издательство «Академкнига/Учебник» 2009 год.
Составитель: Р.Г. Чуракова
Количество часов: всего 68 часа; в неделю: 2 часа;
АВТОР: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МОУ СОШ № 9
СТ. НОВОСЕРГИЕВСКОЙ
МО КРЫЛОВСКИЙ РАЙОН
ЛУЦЕНКО АННА ВЛАДИМИРОВНА
2011 год
ТЕМА « Города Золотого кольца»
Цели:-
познакомить со старинными русскими
городами, их достопримечательностями;
- расширить кругозор;
- обогащать
словарный запас;
- развивать умение
правильно, чётко и логично отвечать на
вопросы;
- развивать мышление, память
и фантазию;
- учиться обобщать и
выделять главное;
- развивать
диалогическую и монологическую речь;
-
воспитывать любовь к России.
Оборудование: компьютерные технологии, карточки, кубик с буквами.
Ход урока
1.Организационный момент.
На
урок пришли
Вы уже не малыши.
Всему
надо научиться,
Поработать от души!
-А что значит поработать от души?
2. Новый материал.
а) Беседа.
-У
нас сегодня много гостей. Они хотят с
вами ближе познакомиться, что-то узнать
интересное. А вот один из гостей не смог
приехать, он прислал только свой портрет.
(Слайд
1)
-Как
вы думаете, кто это?
-Действительно,
это купец. В Древней Руси Купцов называли
гостями, потому что торговали они на
особом месте - погосте. (Слайд
2.)
Помните
у А.С. Пушкина:
"Пристают
к заставе гости,
Князь Гвидон зовёт
их в гости.
б) Сообщение темы.
-
Купец Садко пришёл к нам не с пустыми
руками, он дарит нам путеводные грамоты,
чтобы мы совершили путешествие по тем
местам, где он когда-то плавал со своим
богатым товаром.
- Но мы не сможем
отправиться в путешествие пока, не
узнаем историю названия нашей грамоты.
Как вы думаете почему эти места получили
название "Золотое кольцо России"?
(Слайд
3)
в) Беседа
-
Ответить на этот вопрос поможет история
нашей страны. Наши предки, древние
славяне, всегда селились на берегах
рек.
- Почему?
- А зачем надо было
ходить по рекам?
- Чем торговали?
(Слайд
4.)
-
Как расплачивались?
-
С давних пор золото - символ богатства
и знатности, так как это очень редкий
драгоценный металл и до сих пор золотой
запас казны государства - показатель
его силы и могущества.
Чтобы торговля
процветала, купцы выбрали самый удобный
путь. Он проходил мимо наших городов,
куда и пригласил нас купец Садко. Форма
пути напоминала кольцо, но золотым его
назвали не только за богатство товаром.
А как вы думаете за что ещё? (Слайд
5.)
-
Я думаю, наш гость остался доволен. Да,
он открыл нам, показал карту с названиями
городов, куда мы и отправляемся. В конце
нашего путешествия он обещает подарить
золотые монеты с отметками тем ребятам,
кто лучше всех запомнит достопримечательности
наших городов. У вас на парте путеводные
грамоты. Помощники Садко, наши экскурсоводы,
познакомят вас не только с городами, но
и с их достопримечательностями.
г) Физминутка.
А
теперь пришла пора отправляться…(Слайд
6)
Рыбки
весело играли
В чистой, тёпленькой
воде.
То согнуться - разогнуться,
То
зароются в песке.
д) Заочная экскурсия.
-
После каждой экскурсии на путеводной
грамоте закрашиваем кружок около того
города, который мы посетили.
- Мы
отправляемся из главного города нашего
государства. Как он называется?
-
Почему Москву назвали златоглавою?
1)
Из Москвы мы отправляемся в
Сергиев Посад
- старинный русский город. (Слайд
7)
(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый
из содержания материала учебника о
данном городе.)
Микроитог: Возвёл Троице-Сергиеву Лавру Сергий Радонежский - монах. Существуют сведения, что именно в этой лавре был благословлен известный вам князь Дмитрий Донской на битву с врагом.
2) Далее мы оказываемся в Переславле - Залесском. (Слайд 8)
(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе.)
Микроитог: На берегу Плещеева озера сушатся рыбацкие сети, темнеют на воде рыбачьи лодки…На озере проходили военные учения под руководством самого молодого Петра I. С музеем рядом стоит памятник Петру Великому - основателю военного флота России.
3) А теперь в Ростов. (Слайд 9)
(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе.)
Микроитог: Отражаются в воде купола - луковки белокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних мест. У знаменитых ростовских колоколов есть и свои имена. Например, Сысой, Лебедь, Полиелей.
4) От Ростова Великого недалеко до Ярославля. (Слайд 10)
(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе.)
Микроитог: Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль.
5) От Ярославля по реке рукой подать до Костромы. (Слайд 11)
(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе.)
Микроитог: Город основан князем Юрием Долгоруким как крепость для защиты. Сейчас это крупный промышленный и культурный центр.
Физминутка.
6) А теперь побываем в Суздале. (Слайд 12- 15)
(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе.)
Микроитог: Среди привольных просторов, полей и лесов, словно сказочный город, сияет крестами и куполами Суздаль. Прошли века, но и сегодня этот удивительный город пленяет нас своей первозданной красотой.
7) Наше путешествие по Золотому кольцу заканчивается во Владимире. (Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе.)
(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе.)(Слайд 16-20)
Микроитог: В прошлом подвергался этот город нападению врагов. Одним из них был хан Бату. Три дня длился штурм города. Мужественны были защитники Владимира. Город был частично созжен. Но Владимир сумел восстать из пепла, подобно сказочной птице Феникс. Поднялись из руин прекрасные храмы, и вновь засияли их купола.
3. Закрепление полученных знаний. (Слайд 21-24)
а) Соединить стрелкой город и соответствующую достопримечательность.
Суздаль |
Успенский собор |
Кострома |
Музей-заповедник |
Владимир |
Церковь Ильи Пророка |
Переславль - Залесский |
Ипатьевский монастырь |
Сергиев Посад |
Ростовский кремль |
Ярославль |
Троице - Сергиева лавра |
Ростов |
Музей "Ботик Петра I" |
б) Игра "Города Золотого кольца России"
Ученик кидает кубик и на выпавшую букву называет город, входящий в состав Золотого кольца России.
4. Итог урока
-
А можно наш урок назвать золотым?
- А
у кого золотая голова была сегодня?
5. Домашнее задание
Напишите
письмо купцу Садко о том, как выглядят
современные города Золотого кольца
России.
- Ну, а теперь в память о нашем
уроке Садко дарит вам монетки с оценками.
Желает вам пополнять казну знаний, быть
настоящими
патриотами своей Родины и прославлять
её своими делами.
Луценко Анна Владимировна
МОУ СОШ № 9 МО Крыловский район
учитель начальных классов
На странице приведен фрагмент.
Автор: Луценко Анна Владимировна
→ Анечка8414 22.06.2011 1 6338 1031 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.