Конспект урока познания мира "Насекомые"; 1 класс
ГУ
«Общеобразовательная средняя школа
№14 города Темиртау»
учитель
начальных классов Пестова
Олеся Анатольевна,
Урок познания мира в 1 классе (Автор учебника Оспанов К.С)
Тема: «Насекомые»
Цель:
Дать понятие о насекомых, среде их
обитания, приспособление их к среде
обитания, их необходимости.
Задачи:
Познакомить учащихся с насекомыми, как классом членистоногих животных.
Развивать речь, память, внимание.
Воспитывать познавательную активность, любовь к животным.
Ход урока:
I.Организационный
момент.
1.Повторение изученного.
1.Как называют
животных, которые кормят своих детей
молоком? (млекопитающие)
2. Как
называется группа животных, имеющих
оперенья? (птицы)
3. Почему лягушек
называют земноводными? (могут жить и в
воде и на суше)
4. .Как называют животные,
которые передвигаются ползком?
(пресмыкающиеся)
5. Как называют
животных, у которых есть плавники и
жабры? (рыбы)
Игра « Найди
лишнее животное»
Медведь,
волк, лиса, белка (белка-не хищник)
Олень,
овца, корова (олень-дикое травоядное, а
остальные домашние травоядные
млекопитающие)
Змея, ящерица, лягушка
(лягушка - не входит в группу пресмыкающихся)
Работа с календарём природы.
- Какое
сейчас время года?
(зима)
-
Назовите
зимние месяцы. (декабрь, январь февраль)
- Какие изменения происходят в неживой природе с приходом зимы? (становится холоднее, падает снег, день становится короче, солнце светит, но не греет)
Фиксирование в календаре природы.
- Какие изменения происходят в живой природе?( звери залегают в спячку, клесты выводят птенцов)
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы познакомимся ещё с одной группой животных, а кто относится к этой группе, вы узнаете, если отгадаете загадки.
III. Изучение нового материала
Игра «Отгадай
насекомое»
От цветка к цветку летает,
Утомится
– отдыхает (бабочка)
Не жужжу, когда
сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если
в воздухе кружусь
Тут уж вволю
нажжужжусь (жук)
С ветки на тропинку
С травки на былинку
Прыгает
пружинка
Зелёная спинка
(кузнечик)
Не змея, а жалит
(оса)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик
(стрекоза)
Не птица, а с
крыльями
Над цветком летает,
Медок
собирает
(пчела)
Насекомые- маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.
-Назовите вредных
насекомых (жук листогрыз, комары, муха
цеце)
- Назовите полезных насекомых.
(жук-жужжелица, жук- «пожарник»,
муха-журчалка)
Сказка «Спор
животных» собрались все животные в круг
и начали спорить, кто важней всего, а
кого нужно убрать из насекомых. Медведь
говорит: « Насекомых очень много на
Земле, их больше, чем всех животных
вместе. Давайте оставим только полезных
насекомых, а то эти комары и мухи только
кусаются да инфекции переносят, а осы
грабят пчел, мой мед воруют. Давайте
оставим только пчел и бабочек». А лягушки
и птицы отвечают: « Это тебе комары и
мухи, осы мешают, но если их не будет, то
погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы
питаемся этими насекомыми. Решили тогда
животные… - Что решили животные?
Вывод:
насекомые все нужны.
Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки)
Определение признаков насекомых.
По мере определения
признаков на доску выставляются таблички
с надписью признака.
1
признак
«6 ног»
- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания
- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?( наличием 6 ног)
2 признак
- Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.
- Какие части тела насекомого вы видите? (голова,тело,лапки…)
В ыставляются таблички.
«голова»
«грудь»
«брюшко»
- Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?(тело разделено)
Физминутка
«Кузнечики»
Поднимаем плечики,
Прыгают
кузнечики
1,2 сели,
Травушку поели
Тихо, тихо высоко
Прыгаем на
носках легко
Питание насекомых
- А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)
- У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как питаются насекомые)
- Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки
- Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь
- Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка
- Могут ли так же питаться звери? рыбы? птицы?(нет не могут)
3 признак насекомых (наличие усиков)
- А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).
- А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им помогает запах).
- Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.
- Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).
4 признак (наличие двух пар крыльев)
-Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных?(6 ног,две пары , есть усики, строение тела другое)
- Что помогает их передвижению?(крылья)
- У животных, какой группы тоже есть крылья?(у птиц) Сколько их?(пара)
- Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка)
Появляется табличка «две пары»
- А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые»
Узнай животных по описанию.
Я плету красивую, легкую сеть. Чтобы поймать себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадет в мою ловушку. У меня восемь ног. (Паук) Мое тело покрыто пушком. Мой звук – жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки. (Пчела, шмель) Я быстро летаю и умею бегать по потолку. Очень люблю, когда оставляют крошки на обеденном столе. (Муха).
- А теперь подумайте, как же зимуют насекомые?( прячутся в кору деревьев)
Как только лето
начинает идти на убыль, насекомые, как
и многие другие животные, начинают
готовиться к зимовке. Происходит это
по-разному.
Оказывается, большинство
взрослых насекомых до зимы не доживает.
Продолжительность их жизни обычно
невелика – от нескольких месяцев до
одного-двух дней. Некоторые насекомые,
выйдя из оболочки куколки и отложив
яйца, тут же умирают. Другие, лежат себе
где-то за отслоившимся кусочком коры,
и нипочем им зимняя стужа. Ну а те
насекомые, которым надо дожить до весны,
усиленно нагуливают жир и избавляются
от воды. От всей воды, конечно, избавиться
невозможно, иначе организм погибнет.
Поэтому они вырабатывают вещество,
препятствующее замерзанию.
Работа в парах.
Дополните потешку и соедините с нужной картинкой:
Ла – ла – ла, на
цветке сидит….. (пчела)
Са – са – са,
не дает нам спать …..( оса)
Вей – вей
– вей, травку тащит…..(муравей)
Кроссворд.
Ответы:
1.светлячок, 2.оса, 3.комар, 4.муха, 6.паук, 7.муравьи, 8.муравейник
В выделенных клетках — таракан
Индивидуальная работа по карточкам.
Укажи цифрами порядок событий. Что бы ты посоветовал ребятам? ( Никогда не ловить бабочек).
(Ответы: 1,3,4,2)
Беседа по охране насекомых.
-Вопрос об охране редких насекомых в общегосударственном масштабе встал сравнительно недавно. Именно поэтому они не были включены в первое издание Красной книги, вышедшей в 1978 году. В то же время, некоторые насекомые в последние десятилетия стали большой редкостью, а ряд видов, возможно, даже исчез.
-Почему? (люди их уничтожают, ловят для собственной забавы, уничтожают их среду обитания)
-Да, в основном в результате хозяйственной деятельности человека, уничтожившего места обитания животных и их самих. Подлежат охране полезные для человека насекомые, в первую очередь хищные и паразитические, уничтожающие вредных для человека членистоногих, а также опылители растений и производители полезных продуктов. Охраняются также редкие и исчезающие виды насекомых /их более 200 видов/. Среди них: бабочка – мертвая голова, бабочка махаон, траурница японская и другие виды.
- В последнее время набирает обороты движение по созданию региональных Красных книг. Значение таких изданий , и в частности насекомых, данного региона не подлежит сомнению, так как это является первым шагом к их реальной охране.
-Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых? (рассматривание иллюстраций)
( не ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу города, вести акции по охране насекомых, буклеты о правилах поведения в природе)
IV Итог урока.
Продолжите предложение
«Я узнал», ( новое о насекомых)
«Я повторил», ( группы животных)
«Я удивился», (как зимуют, чем и как питаются)
«Я запомнил». ( чем насекомые отличаются от других животных, необходимо их охранять)
Источники информации:
1. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Вторая часть. О.А.Воронкевич. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2008.
2.Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса. А.А.Плешаков. М.:Просвещение,2006
3.Познание мира. Учебник для 1 класса. К. Жунусова. Алматы: Атамура,2009
4. «Как спасти насекомых» М.Н. Цуриков http://humane.evol.nw.ru/popbp13.html
5.Кроссворд http://www.murzilka.org/igrodrom/crosswords/349/
6.Ответы на кроссворд. http://www.murzilka.org/igrodrom/crosswords/otvety-na-krossvordy/nasekomye/
7.Познание мира. Учебник для 1 класса. Оспанов К.С. Алматы: Атамура,2010
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пестова Олеся Анатольевна
→ Олеся1153 13.07.2011 1 7279 1121 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.