Урок окружающего мира «Права человека и ребенка» 2 класс ( УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой)
Тема урока: « Права человека и ребенка» (2 класс) Окружающий мир ( УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой)
Учитель: Пакшинцева Наталья Михайловна.
Цели: объяснить, что означает понятие «право»; ознакомить с Декларацией прав человека; дать представление о правах ребёнка; формировать представление о правах и обязанностях школьника; развивать чувства человеческого достоинства; воспитывать терпимость, взаимопонимание и равенство.
Оборудование: экран, мультимедиа проектор, компьютер.
ХОД УРОКА
1.Организация начала урока. Сегодняшний урок начнем с разыгрывания ситуации , которая происходит с детьми(в последнее время очень часто) .
- Введение в тему урока
На сцене появляются озабоченные, куда-то вечно спешащие, взрослые. Среди них оказывается ребенок, он что-то пытается спросить у взрослых.
Ребенок (мужчине в шляпе).- Дяденька, извините, пожалуйста, вы не подскажете…Мужчина (не дослушав). -Мальчик, не мешай! Видишь, мне некогда! (Уходит.)
Ребенок (женщине с пакетами).- Тетенька, вы не ответите... Женщина.- Нет, не отвечу! Мне не до тебя. (Уходит.)
-- Молодой человек.- Спроси у кого-нибудь другого, я опаздываю! (Убегает.)
Ребенок (девушке). -Извините, подскажите мне, пожалуйста... Девушка.- Мальчик, я очень спешу! У меня встреча! (Уходит.)
Ребенок (разводя руками). -Но как же мне все-таки быть? Мне очень хочется узнать очень важную вещь! Что мне делать?
- Лентяйкин. И зачем тебе это нужно? От знаний только лишь голова пухнет.
-Незнайкин. Действительно! Незнание лучше, чем знание! Вместе. Махни ты на знания рукой. Лучше пойдем, погуляем!
Ребенок (твердо и решительно).- Нет, Лентяйкин и Незнайкин! Может быть, вам знания и не нужны! А всем детям они просто необходимы! Особенно если эти знания касаются понятия «право»! Незнайкин. Знаешь, нам хотелось бы тоже узнать поподробнее, что такое «право», и о том, что с ним взаимосвязано.
Учитель. Я с большим удовольствием расскажу обо всём, что знаю, вам и всем ребятам. Итак, тема нашего урока …
2. Сообщение темы и цели <Слайд №1>. Сегодня мы узнаем , что означает понятие «право», в каких документах оно закреплено, узнаем о правах и обязанностях школьников.
3. Актуализация знаний
Учитель. Что же такое «право?» Я просила вас узнать из разных источников, что такое право и записать на листочек.
Зачитывают дети. Откуда узнали. А я посмотрела в толковом словаре Ожегов
<. Слайд № 2>
И давным-давно тысячи лет назад, когда на земле появились люди, < Слайд № 3> стали возникать и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах, с помощью разных решений, путём международных переговоров. В конце концов, людям удалось решить эти главные вопросы, и на свет появился документ Всеобщая Декларация прав человека. Её создала и приняла ООН 10 декабря 1948 года. < Слайд № 4>
Сейчас мы ознакомимся с основными правами человека, записанными в Декларации
< Слайд №5-6>
-Какое право вам не совсем понятно ?
-А обязаны ли люди соблюдать свои права и права других людей <Слайд №7>
Учитель. А есть ли какие-нибудь права у детей? Правильно, есть. И они записаны в декларации прав ребёнка, которую создала и приняла ООН. < Слайд № 8>
Познакомимся с основными правами ребёнка: < Слайды № 9–15> (Учитель читает права, дети читают слова и комментируют иллюстрации)
Физминутка (игра с карандашами)
Вывод < Слайд № 16 >Чтобы закрепить полученные знания я предлагаю поиграть в игру «Включи фантазию». Для этого вам необходимо объединиться в группы и выполнить задания :Сначала надо кому-то одному прочитать задания, потом вместе ответить на вопрос, затем подобрать рисунок -подсказку и провести стрелочку.
4. Закрепление знаний.
1 .Игра 1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключение Буратино». Карабас Барабас)
2) В какой сказке «хлебобулочный герой» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозами быть съеденным? («Колобок»)
3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга)
4) В какой сказке было нарушено право на жилье и кто помог ему восстановить свои права? («Волк и лиса», петух).
-Какие еще сказки вы знаете, где нарушаются права героев?
2. Фильм. (Просмотр фрагмента мультфильма Г. Х. Андерсена. «Гадкий утенок»).
А сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотр мультфильма.
-Раз-бор мультфильма:
- Почему обитатели птичьего двора обижали маленького птенца? Как называется сказка ? –Кто ее автор ?
-Скажите, а в жизни бывают подобные ситуации?
-О нарушении каких прав можно говорить в данном случае?
- К сожалению, в жизни бывают подобные ситуации. Человек, нарушая права другого, нарушает……. А что нарушает?
3. Стих.Обязанности.
Во 2 главе Конституции< Слайд 17> цепочкой.
Какие обязанности у вас школьников? < Слайд № 18-21>.Учитель. Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте
Работа в парах (досочинить стихотворение).
На уроке будь старательным, Будь спокойным и... (внимательным)
Все пиши, не отставая, слушай ….(не перебивая).
Говорите четко, внятно, Чтобы было все... (понятно).
Если хочешь отвечать Надо руку... (поднимать).
На математике считают На перемене... (отдыхают).
Будь прилежен на уроке. Не болтай: ты не... (сорока).
Если друг стал отвечать, Не спеши... (перебивать).
А помочь захочешь другу — Подними спокойно... (руку).
Знай: закончился урок, Коль услышал ты... (звонок).
Когда звонок раздался снова, К уроку будь всегда... (готовым).
Чтоб не тревожились врачи, На переменах не... (кричи)
4. Разыгрывание ситуации(сценка).Ребятам раздаются маленькие роли для разыгрывания ситуаций, а потом обсуждаются слова героев.
5. Систематизация знаний
Учитель. И в заключение нашего урока проведем тест. <Слайд № 19>
– Как называется документ, в котором записаны права человека? (Декларация прав человека)
– Как называется документ, в котором записаны права ребёнка? (Декларация прав ребёнка)
– В каком документе записаны права и обязанности граждан России? (Конституция)
6. Итог урока
Запишите на листике или на компьютере слова, которые вы запомнили на этом уроке.
Для чего мы должны изучать и знать свои права и обязанности. За урок получили оценки:________
Вывод:< Слайд №22>
Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
7. Домашнее задание: выполнить рисунок на тему «Права ребёнка в новом веке» и прочитать учебник на странице 112-114 или составить кроссворд по пройденной теме.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пакшинцева Наталья Михайловна
→ Наталья5 07.11.2011 0 12217 1858 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.