Слайд 1
УРОК
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
В 1 КЛАССЕ
ТЕМА:
«РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ
И ХИЩНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»
Автор: Шаптиева Альбина Альтафовна
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение лицей № 155 г.Уфы,
учитель начальных классов
Автор: Шаптиева Альбина Альтафовна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 155 Октябрьского района городаУфы,
учитель начальных классов
Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: «Растительноядные и хищные животные»
Цель: Формирование и классификация понятий «растительноядные», «хищные» животные
Задачи:
1) образовательная: учить сравнивать растительноядных и хищных животных по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания.
2)развивающая: развивать у учащихся наблюдательность, мышление, внимание, коммуникативные качества личности,
3) воспитательная: воспитывать ценностное отношение к окружающему миру и интерес к предмету «Мы и окружающий мир» через применение на уроке ИКТ.
Оборудование: учебник Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова «Мы и окружающий мир» 1 класс, карточки для разминки с написанием различных видов животных: цапля, сова, снегирь, щука, акула, карп, стрекоза, гусеница, бабочка, лиса, корова, медведь. Мультимедиапроектор, компьютер, диск с презентацией урока, магнитофон, аудиозапись для физминутки.
Ход урока:
I. Орг.момент
- Ребята, для того, чтобы наш урок был интересным и плодотворным, сегодня мы будем:
У- (узнавать новое, удивляться)
Р – (развивать внимание, наблюдательность, рассуждать)
О – (обсуждать проблему урока)
К – (корректировать) – излагать правильно мысли, выделять главное
-Прочитайте первые буквы каждой строки. Какое слово получилось? (Урок) СЛАЙД 1,2.
II. Актуализация знаний.
-А начнем мы наш урок с разминки:
«Назови одним словом»
Цапля, сова, снегирь………….. ПТИЦЫ
Акула, щука карп ……………… РЫБЫ
Стрекоза, гусеница, бабочка…………… НАСЕКОМЫЕ
Лиса, корова, медведь…………. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
-Птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие, как назвать эту группу одним словом? ЖИВОТНЫЕ
-Перед нами лишь некоторые виды животного мира. Давайте вспомним, без чего не могут жить животные? (Без воздуха, без воды, без пищи). СЛАЙД 3.
-Сегодня мы подробнее поговорим о питании животных.
-Чем могут питаться животные? (Листьями, стеблями, ветками, зернами, семенами, орехами, плодами, мясом), т.е. растениями и мясом. Назовите части семенами, орехами, плодами, мясом), т.е. растениями и мясом. Назовите части растений.
Растения Мясо
КОРЕНЬ
СТЕБЕЛЬ
ЛИСТ
ЦВЕТОК
ПЛОД
СЕМЕНА
-Скажите, как можно назвать животных, питающихся растениями? А если они питаются мясом?
-Вот мы и подошли к теме нашего урока: Растительноядные и хищные животные.
III. Работа по теме
1. Создание проблемной ситуации
-Нужно ли уметь отличать хищников от растительноядных животных? СЛАЙД 4.
А вот представьте, что мы очутились в одном зоопарке. Но он почему-то какой- то странный зоопарк. Животные грустят, мечутся по клеткам, рычат и воют.
- Что случилось?
Дети: Они голодные, потому что корм, который им дали они не едят.
Обезьяне-мясо
Орлу - листья и ветки
Лосю - мясо
Льву - плоды
-Почему так вышло?
-Как можно было определить, чем питаются эти животные? (По разным источникам: из книг, кинофильмов и т.д.)
Давайте исправим ошибки. СЛАЙД 5.
-А можно ли было по внешнему виду, определить, чем питаются эти животные?
-Поэтому проблемой исследования сегодня на уроке предлагаю взять:
Можно ли по внешнему виду и поведению узнать,
чем питается животное? СЛАЙД 6.
2. Открытие нового.
-Давайте откроем учебник на с.12-13 и рассмотрим рисунок, где пасутся козы. Каких животных вы видите на поле? Можно ли по внешнему виду и по поведению догадаться, кто из них растительноядный, а кто хищник?
-Что они делают? Как они себя ведут?
(Обезьяны и козы – растительноядные животные, едят траву, листья, но при этом они неспокойны, ведут себя настороженно, потому что в траве притаился другой зверь – волк – хищник, он подкрадывается к добыче.) Значит, у них разные повадки, т.е. разное поведение.
- Как они могут обнаружить хищника? (увидеть, услышать, учуять).
Значит, для этого им надо иметь хорошо развитые слух, зрение, обоняние.
-Как поведут себя наши животные, если заметят волка? (убегут или будут
защищаться)
Сделаем вывод: Главная задача – растительноядных животных быть осторожным и внимательным.
-Рассмотрите, какие объекты природы изображены внизу на рис.12
РЫСЬ ГУСЕНИЦА ЗАЯЦ
-Что общего между ними? (животные)
-Чем они различаются? Но пища у них различна.
- Гусеницы прожорливы, едят листья. Действительно большинство насекомых растительноядные: (питаются частями растений, высасывают сок из растений, поедают кору деревьев.
-Заяц на рисунке изображен с морковкой.
-А рысь – хищница, питается мясом.
Физкультминутка
Веселые зайчата высоко скачут на двух ножках, маленькие журавли прыгают на одной ноге, потом на другой. Лягушата сжались в комочек, сидя на корточках, ладошки прижаты к полу, высоко подпрыгнули вверх. Красивые бабочки порхают. Неуклюжие медвежата, непоседливые обезьянки танцуют.
- А сейчас я предлагаю вам работу в группах. Каждой вашей группе будет задан один вопрос и лишь несколько минут для раздумья. СЛАЙД 7.
1) Чем питается заяц-беляк?
2) Кто на него охотится?
3) Как он спасается от своих врагов?
-Выслушиваем ответы детей по группам.
- А сейчас мы будем работать над текстом, поднимая сигнальные карточки.
V уже это знал
+ новое
? не понял, возник вопрос
- думал иначе.
Заяц-беляк.
Заяц-беляк живет в лесу. Днем спит, а ночью выходит на кормёжку. Питается он травой, зернами, зимой может обгладывать кору деревьев.
Врагов у зайцев много: волки, лисы, собаки, орлы, совы, охотники. Но больше всех заяц боится лесной кошки – того и гляди, рысь с вершины, как с неба, прыгнет на спину.
Зайцев спасает их способность быстро бегать, хороший слух и белая шубка под цвет снега.
СЛАЙД 8.
Сделаем вывод: растительноядные животные питаются растениями, ведут себя внешне спокойно, но при этом настороженно. У них развиты зрение, слух, обоняние и есть средства защиты: быстрый бег, рога, иглы, маскировка.
-Из этого текста мы узнали о врагах зайца, как их назвать одним словом? (хищники).
-Кого больше всего боится заяц? Как по внешнему виду различаются хищники?
А помогут нам в этом рисунки на с.13.
-Рассмотрим справа изображение головы и лап волка. Что вы заметили?
(Мощные лапы с когтями и острые зубы). Для чего они им? Чтобы охотиться.
На с.13 найдите предложения, где говорится о способе охоты некоторых хищников. Хищнику необходимо учиться умению выслеживать добычу.
Сделаем вывод: задачи хищников – найти, поймать и съесть добычу. Этим задачам соответствует внешний вид и повадки хищников. Для этого надо иметь хорошо развитое зрение, слух, обоняние и средство охоты: зубы, когти, умение выслеживать добычу. СЛАЙД 8.
Растительноядные |
Хищники |
Слух, зрение, обоняние. Средства защиты: хорошо бегают, прячутся, рога, иглы маскируются |
Слух, зрение, обоняние, Средства охоты: зубы, когти, мощный клюв и умение выслеживать добычу |
.
-У хищников есть разные средства охоты. Обратимся за консультацией к компьютеру.
СЛАЙД 9, 10,11
Длинные липкие языки муравьедов и лягушек, мощные удерживающие щупальца осьминогов, загнутые ядовитые зубы змей, душащие объятия удавов, липкая паутина пауков, светящиеся приспособления глубоководных рыб, точный прицел водяной струи некоторых рыб и, конечно, режущие и рвущие мясо зубы, когти и клюв.
IV. Закрепление изученного
- Нужны ли хищники в природе? (Они санитары леса).
- А теперь определите на рисунке на с.13 кто хищник и кем они питаются? Соедините их линиями.
Итак, давайте подведем итог.
-Какую проблему мы перед собой поставили сегодня на уроке?
Можно ли по внешнему виду и поведению узнать,
чем питается животное?
-Как мы отличаем растительноядных животных от хищных? СЛАЙД12,13
-Из тех видов животных, которые появились в начале нашего урока, соберем друзей растительноядных в одну группу, а хищников в другую. СЛАЙД 14,15.
-Снегирь, карп, гусеница, бабочка, корова - растительноядные
Цапля, сова, щука, акула, стрекоза, лиса– хищники.
- А куда вы отнесете медведя?
-По внешним признакам и по поведению – это хищник. (Питается мясом и рыбой)
-А по названию, вслушайтесь в это слово «медведь» - «мед» «ведает».
Любит полакомиться медком, ягодами, корешками, орехами, злаками. Значит он и растительноядный. Медведь ест все. Поэтому он всеядный.
-А человек?
-У многих ребят дома есть свои домашние питомцы. Вы принесли их фотографии к этому уроку. К какой группе по способу питания вы бы их отнесли? СЛАЙД 16.
V.Итог урока:
-Чем же мы занимались на уроке? СЛАЙД 17.
Мы корректировали текст, учились правильно излагать мысли, обсуждали проблему урока, развивали речь, внимание и узнали новое.
- Вам понравился наш урок? Покажите это сигнальными карточками.
Источники материалов:
1.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2009.
2.Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2010.
3.Сафронова Г.А. Мы и окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казакова. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Интернет ресурсы:
Изображения, анимационные картинки из презентации Л.И.Куксовой «Растительноядные и хищные животные»:
Медведь http: //animals.3dn.ru/-pu/023570/jpg
Сова http://www.magiclamp.ru/detki/biblioteka/renata_muxa/sova.jpg
Цапля:http://img.66.ru/image/3b51b4448d6339b9b656aa83786f97d4/47dd6289/0/9/80/98060_normal_700.jpg
Снегирь http://ecopark.tomsk.ru/userfiles/1230123479_d1ede5e3e8f0fc20eff2e8f7eae020small.jpg
Бананы http://office.microsoft.com/ru-ru/images/results.aspx?ex=2&qu=%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%8B#ai:MC900246109|mt:0|
|Осьминог http://images.yandex.ru/yandsearch?p=7&text=%D0%BE%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B3&ed=1
5. Фотографии домашних питомцев учащихся.
Автор: Шаптиева Альбина Альтафовна
→ albinaufa 13.11.2011 3 19279 4137 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.