Урок окружающего мира по теме "О молниях, змеях, собаках и прочем" 2 класс
Савченко Елена Васильевна
ГБОУ»Гимназия №1532»
учитель начальных классов
Тема: О молниях, змеях, собаках и прочем
Цели урока: Научиться защищаться от природы, на примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека; развивать логическое мышление и воображение, расширять кругозор детей; изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
таблицы «Если возник пожар», «Вода в доме», «Если чувствуешь запах газа»;
видеофильм «Гроза»;
картинки с изображением грибов и растений;
запись песни «Собака бывает кусачей»;
слайды с изображением кошек, собак, змеи;
модель парусника;
модель штурвала с колоколом;
сундучок с задачами биологического характера;
карточки для работы в парах;
ТСО (компьютер);
мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим морское путешествие на паруснике. Управлять им буду я, а вы будете моими помощниками. Пока корабль готовится к отплытию, проверим, всё ли в доме мы оставляем в порядке.
II. Проверка домашнего задания
Игра «Если возник пожар», «Авария водопровода дома», «Если чувствуешь запах газа»
- С помощью рисунков выстрой алгоритм действий и объясни его.
III. Актуализация опорных знаний
Перед любым путешествием надо пройти инструктаж. Прочитайте слова, записанные на доске, значение каких слов вам непонятно:
солнце пчела
мухомор гадюка
бледная поганка
ложноопёнок
ложнодождевик
белена
дурман
вороний глаз
волчье лыко
оса
-Что объединяет эти объекты природы, почему они объединились в одну группу? (несут опасность человеку)
- В какое время года нужно опасаться солнца, почему?
- А что вы знаете о ядовитых грибах и ягодах?
- Как уберечь себя от укуса осы или пчелы?
С вами нестрашно путешествовать. В путь! (колокол)
IV. Сообщение темы путешествия и плана (на доске)
Молния.
Растения и грибы.
Животные.
V. Усвоение нового материала с первичным закреплением
1. Гроза.
1) Только началось путешествие, как чёрная туча нависла над кораблём. Гром гремит, молнии сверкают. Гром ударит – страшно становится, не то, что молния – это красиво.
В глубокой древности грозы боялись все. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше чем молний, боялись они раскатов грома.
- Давайте посмотрим видеофильм «Гроза» и ответим на вопрос, что опасней, гром или молния?
- Чем опасна молния?
2) Учитель объясняет правила поведения во время грозы.
3) Работа с учебником (с. 23) – дети читают о том, где можно спрятаться, если гроза застала на открытом месте.
Гроза прошла, путешествие продолжается! (колокол)
2. Растения и грибы.
На горизонте показался остров, покрытый растениями. Сделаем остановку.
– Рассмотрим рисунки грибов на доске, какие грибы вам известны?
- Какие из них ядовиты?
- Рассмотрим рисунки и названия ядовитых грибов в учебнике (с. 24),
постарайтесь их запомнить.
Ученик читает сообщение о бледной поганке.
– Рассмотрите рисунки ядовитых растений в учебнике (с. 25), прочитайте их названия.
Ученики читают сообщения о волчьем лыке, белене, дурмане.
Учитель рассказывает о вороньем глазе, ландыше.
Работа с учебником (с. 25), чтение детьми правил.
Игра «Съедобный гриб собери, ядовитый не бери!»
Наша команда проголодалась, давайте поиграем в игру (на доске карточки с разными грибами).
VI. Физкультминутка (под песню «Собака бывает кусачей…»)
VII. Животные
Кошки и собаки.
- Какой вред вашему здоровью могут нанести кошки и собаки?
1) Учитель рассказывает правила вежливости с кошками и собаками (с демонстрацией слайдов кошек: персидской, сиамской, сингапурской; собак: русской борзой, японского хина, английского мастифа, далматина, щенка афгана).
Не гладь незнакомых животных
Не навязывайся животному в друзья
Спроси у хозяина, можно ли играть с животным
Не толкай и не нападай в шутку на хозяина собаки
Не трогай животных, если они едят или кого-то охраняют
Не убегай на улице от собак
Не нарушай охраняемую собакой территорию
В узких проходах остановись и пропусти собаку
2) Учитель рассказывает, что надо делать, если на вас напала собака.
Сохранять спокойствие
Остановиться, повернувшись к собаке боком
Твёрдым голосом отдать команды «Фу!», «Нельзя!», «Сидеть!»
Громко позвать хозяина
Не махать руками, не кидать что-либо в собаку
Медленно уходить
При подготовке собаки к прыжку, прижать подбородок к груди, выставить вперёд локоть
При укусе промыть рану, сообщить взрослым, обратиться в травмпункт
Змеи.
- Есть на нашем острове животные, которых многие люди считают опасными, а на самом деле они безобидны. Какие это животные?
1) Слайд гадюки обыкновенной
2) Ядовитых змей не так уж много. Они пугливы, с неважным зрением, глухие. Зато воспринимают сотрясение почвы и запахи, некоторые чувствуют на расстоянии тепло, поэтому в темноте могут охотиться. Яд используют в медицине.
Работа с учебником (с. 26-27).
- Прочтите текст «Животные», о чём я не рассказала, а вы узнали это из текста?
VIII. Задачи биологического характера
Нам надо отправляться в путь, но пираты не отпускают нас с острова. Они дали нам сундучок, но не с золотом, а с задачами. Решив их, мы сможем плыть домой.
- Длина тела питона 10м, гадюки – 2м. Сколько гадюк помещается по длине в 1 питоне? (5)
- У кошки 30 зубов, сколько зубов у 3 кошек? (90)
- Собака живёт в среднем 34 года, а кошка – 23года. На сколько лет дольше живёт собака, чем кошка? (11)
- Одна пчелиная семья собирает с липы примерно 5 кг мёда. Сколько кг мёда она соберёт за неделю? (35)
Пираты нас отпускают. Плывём домой! (колокол)
IX. Проверка изученного на уроке (работа в парах)
В парке на вас выбегает с лаем большая собака. Выберите из предлагаемых вариантов ваши действия и определите их очерёдность (текст на экране, у каждой пары детей)
замахнуться палкой и отогнать собаку;
убежать от неё;
закричать, бросить в неё камнем;
упасть на землю;
остановиться, встать боком к собаке;
подразнить собаку;
громко позвать хозяина;
при подготовке собаки к прыжку закрыть горло и лицо согнутой в локте рукой;
сохранять спокойствие;
при укусах промыть рану, обратиться в травмпункт.
Ответ: 9, 5, 7, 8, 10
X. Итог урока. Наше путешествие подошло к концу. (колокол)
- О чём вы расскажите своим друзьям, родителям, когда придёте домой?
- Читаем вывод (с. 28)
Учитель оценивает детей.
Домашнее задание с.23-28 чит., с. 28 вопр. 1-4
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савченко Елена Васильевна
→ Селена4703 20.12.2011 0 6055 1408 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.