Урок
«Как животные
весну встречают»
Сведения об
авторе :
Хлюстова Галина Николаевна
учитель
начальных классов
353730
Краснодарский
край
ст.
Каневская
ул.
Тракторная д.21 кв.15
Название ОУ :
МБОУ СОШ № 1
353730
Краснодарский
край
ст.
Каневская
ул.
Горького, 61
2011 год
Тема урока: «Как
животные весну встречают»
Цели: - формировать
представление детей о разнообразии
животного мира.
- расширить
знания детей о зверях и насекомых;
закрепить знания о птицах, зимующих в
наших краях и перелётных;
- воспитывать
заботливое отношение к животным.
Оборудование:
карточки с изображением животных,
зимующих и перелётных птиц, насекомых;
презентация к уроку.
Ход
урока.
I.
Орг. момент.
- Ребята, пришла
телеграмма от Маши и Миши:
«Дорогие
первоклассники! Мы приглашаем вас на
экскурсию в природу. Здесь так много
интересного.»
- Садимся в наш
вертолет и отправляемся в полет
(Звучит
музыка П.Чайковского «Времена года.
Март.»
СЛАЙД 1. УЧЕБНИК
стр. 50-51
- В полете нас
сопровождает музыка Петра Ильича
Чайковского «Времена года. Март»
II
БЕСЕДА ПО КАРТИНКЕ.
- Что мы видим с
вертолета?
-Что видят Маша и
Миша?
- Изменилась ли
жизнь животных с приходом весны?
III
Сообщение темы и цели урока.
-Кто назовет
тему урока? («Как животные весну
встречают»)
- Кого из насекомых
вы видите? (бабочку)
- О каких еще
насекомых вы знаете?
СЛАЙД стр106
-Что общего в этих
животных?
- Как зимовали
насекомые? (спали в укрытиях)
СЛАЙД
стр.78
- Как изменяется
их жизнь с приходом весны? (пробуждаются,
выползают из зимних спаленок)
IV
Работа с хрестоматией стр. 52.
1. Беседа по
картинке
- Каких бабочек
можно увидеть ранней весной?
- Послушайте
сообщения детей о бабочках. (стр. 53
Хрестоматия)
- Землю нередко
называют планетой людей. Оказывается,
это не так. Специалисты по насекомым
считают, что на нашей планете насекомых
больше, чем людей ( на каждого человека
на земном шаре приходится 250 млн.
насекомых, из них 130 тыс. бабочек.
V.
ФИЗМИНУТКА
Спал цветок и вдруг
проснулся,
Больше спать не
захотел.
Шевельнулся,
потянулся,
Взвился вверх и
полетел.
Солнце утром лишь
проснется,
Бабочка кружит и
вьется.
VI.
Работа с хрестоматией
2. Рубрика
«Это интересно»
- А вы знаете, что
некоторые бабочки улетают на зиму в
теплые края?
Об этом вы узнаете,
прочитав рассказ «Вот это да!» на
станице 51.
-Некоторые бабочки
в конце лета и начале осени улетают на
юг. Они зимуют в Турции, Африке. Перелеты
бабочек напоминают перелеты птиц, но и
существенно от них отличаются. Осенью
в жаркие страны улетают все птицы – и
взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку
улетает только молодежь, развившаяся
летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку,
весной и возвращаются к нам. А бабочки,
прилетев на зимовку, через некоторое
время откладывают там яйца и умирают.
А их дети, появившиеся из яиц, весной
отправляются на родину родителей. То
есть каждая бабочка только раз в жизни
совершает далекий перелет. Это репейница,
монарх.
VII
Работа с учебником стр. 51.
СЛАЙД 1.
-А кто еще просыпается
весной? (ужи, лягушки, жабы, змеи, ежи,
ящерицы, медведи, барсуки)
СЛАЙД
-А как встречают
весну птицы?
-Еще лежит снег, а
зимующие птицы почувствовали приближение
весны. Синицы запели, как будто зазвенели
в серебряные колокольчики. Весело
зачирикали воробьи. А дятел в лесу начал
стучать в свой барабан. Возвращаются
из теплых краев перелетные птицы. Теперь
для них снова достаточно корма: появились
насекомые, а там, где растаял снег, можно
найти прошлогодние плоды и семена.
Давайте послушаем пение птицы, которая
прилетает первой.
ЗВУЧИТ
ФОНОГРАММА (пение грача)
- Кто узнал голос
этой птицы? (грач)
- Его называют
вестником весны. В народе говорят:
СЛАЙД
«Увидел
грача – весну встречай»
- Найдите
грачей на картинке.
- Чем они заняты?
- Грачам достаточно
проталины, чтобы разыскать себе корм –
выкопать из земли личинок.
- Объясните, что
такое проталины.
СЛАЙД
Словарь
Ожегова
Проталины – место,
где стаял снег и
открылась
земля.
-А насекомоядные
птицы – стрижи, кукушки, соловьи,
ласточки, иволги, жаворонки – прилетают,
когда появляются насекомые, которыми
они питаются.
СЛАЙД
VIII
Работа в тетрадях стр.34-35.
1. Работа в парах.
- Найди гнездо для
каждой птицы.
- Каких водоплавающих
птиц вы знаете?
- Водоплавающие
птицы – утки, гуси, чайки, крачки, лебеди
– возвращаются, когда в водоемах
появляется тот корм, который необходим
самим птицам и их будущим птенцам.
-Обратите внимание
на изображение гнезд некоторых птиц.
СЛАЙД
учебник стр.51…гнезда
-Сравните их. Из
чего они сделаны? (Травинок , соломы,
стеблей, листьев, мха, лишайника, а внутри
– перья и шерстинки для тепла и мягкости)
-Наблюдательные
люди заметили, что лучшие строители-
это певчие птицы – ласточки, кукушки,
соловьи.
СЛАЙД Певчие
птицы стр.121
Игра «Где чье
гнездо?»
-А где гнездо
кукушки? (Кукушка гнезда не вьет, а
подбрасывает свои яйца в чужие гнезда)
2. Работа в тетрадях
стр.35
-Нарисуй гнездо
кукушки.
IX Итог
урока.
- Что нового узнали?
-Что понравилось
больше всего?