Жизнь пресного водоёма.4 класс УМК "Школа России"


Зебзеева Инна Станиславовна. Учитель начальных классов МОУ «СОШ №33» п. Яйва г. Александровска Пермского края.

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России», учебник «Мир вокруг нас» 4 кл. часть 1 А.А. Плешаков.

При составлении урока были использованы материалы:

методическое пособие «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина ;

«Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия» http://www.km.ru/ .


Тема: Жизнь пресного водоёма.

Цели: 1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.

Познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов.

2. Развивать познавательный интерес учащихся, умение применять в

работе ранее полученные знания.

3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том

числе к водоёмам.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел весёлый звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

  1. Проверка знаний и умений.

Тест «Лес и луг - природные сообщества». ( Слайды 2-5, каждый вопрос по щелчку.) Ученики работают на листочках, затем взаимопроверка - ключ дан на 5 слайде.

  1. Работа над новой темой.

Чтение стихотворения со слайда учителем или подготовленным учеником

( Слайд 6.)

- Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие типы пресных водоёмов вы знаете? ( Слайд 7.)

- Какой водоём изображён на плакате? (Слайд 8.) Это пруд или река? (Выслушать ответы детей.) Это не пруд и не река. У реки есть течение, а пруды обычно находятся у населённых пунктов.

- Действительно, это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь на этом озере.

- Что вы можете сказать о поверхности озера? ( Она покрыта маленькими зелёными листочками.)

- Это ряска - крошечное растение, плавающее на поверхности воды.(Слайд 9)

- Какие ещё растения вы можете назвать? (Рогоз, тростник, камыш.)

( Слайд10.)

- Лилии белые и жёлтые. Это не точные названия. Растения называются кувшинка и кубышка. Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растёт не только в озёрах и прудах, но и в реках, её тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоёма, а широкие листья плавают по поверхности. ( Слайды11, 12.)

- На берегах водоёма растёт череда. Это лекарственное растение запоминается тем, что его семена - колючки, цепляющиеся за одежду.

- Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.

( Слайд 13.)

- Как вы думаете, почему растение на следующем слайде называют ежеголовник? (Слайд 14)

- В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зелёный оттенок.

- Какую роль выполняют растения в водоёме? (Слайд 15.)

Физминутка

Утром стрекоза проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз - водой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.


- Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Богат и разнообразен его животный мир. Угадайте, о ком идёт речь.

( Загадки сопровождаются показом слайдов16-22.)

- Ползает наоборот, задом наперёд. Всё под водой хватает клешнёй. ( Рак.)

- У родителей и деток вся одежда из монеток. ( Рыбы.) Каких речных рыб вы знаете?

- На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. ( Сом.)

- Хвостом виляет, зубаста, а не лает. ( Щука.) Щука - хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. (Слайд 19)

- У кого глаза на рогах, а дом на спине? ( Улитка.)

- Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. ( Стрекоза.)

- Пёстрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.) Существует много видов утки. Вот некоторые из них. (Слайд 22)

- Каких хищников, обитающих в водоёмах мы ещё не назвали? При ответе воспользуйтесь учебником.

-Давайте вспомним какие животные обитают в пресном водоёме. ( Работа по слайду 23.)

Работа в парах по карточкам.

- В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите стрелками, что они связаны между собой.

Карточка:

Ряска, цапля, карась, лягушка, жук-плавунец, рак, утка, бобр, двустворчатые моллюски, комары, жуки-водомерки, водоросли.

( Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасятами.)

Зачитывание некоторых взаимосвязей.

- Как живут все обитатели водоёма? ( Они живут сообща.)

- Какой из этого можно сделать вывод? (Пресный водоём - это природное сообщество.)

- Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?

Прочитайте об этом в учебнике. ( Чтение по цепочке.)

- Какие беды принёс человек водоёму?

-Отлов рыбы привёл к увеличению количества больных рыб. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных.

- Что надо делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?

- Надо охранять редкие растения (кубышку и кувшинку), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек - будет много комаров и мошек.( слайд 24)

4.Закрепление изученного.

- Запишите в тетради две цепи питания, сложившиеся в водоёме. ( Взаимопроверка в парах.)


5.Подведение итогов урока.

-О чём мы говорили на уроке?

Чтение вывода в учебнике:

В пресном водоёме совместно обитают разнообразные растения, животные, микробы. Все они связаны между собой, приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём - это природное сообщество, которое необходимо охранять.

Домашнее задание.

  • приготовить доклад об одном из обитателей пресного водоёма.

Слайд 1
Зебзеева Инна Станиславовна учитель начальных классов МОУ «СОШ № 33» п. Яйва Пермский край
Слайд 2
1. Лес называют природным сообществом, потому что… а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения; б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой; в) весь лес- от верхушек деревьев до землизаселён животными. 2. В лесу растения образуют ярусы: а)верхний- мхи и лишайники, средний- деревья, нижний- кустарники; б)верхний- деревья, средний- травянистые растения, нижний- кустарники; в)верхний- деревья, средний- кустарники, нижнийтравы, мхи, лишайники.
Слайд 3
3. На деревьях обитают… а) белки, дятлы, кедровки; б) мыши, зайцы, медведи; в) кроты, лоси, черви. 4. В лесной подстилке живут… а) ежи, кроты, землеройки; б) бактерии, насекомые и их личинки; в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши. 5. К съедобным грибам относятся… а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы; б) дождевики,, шампиньоны-рыжеющие, пороховки; в) лисички, рыжики, маслята.
Слайд 4
6. На лугу растут … а) только травянистые растения; б) мхи и лишайники; в) кустарники и травянистые растения. 7. На лугу живут… а) лебеди, рябчики, шелкопряды; б) шмели, совы, глухари; в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки. 8. Растениями луга являются… а) тимофеевка, клевер, нивяник; б) ландыш, осока, ягель; в) черника, пион, типчак.
Слайд 5
9. Санитарами луга и леса называют… а) жуков навозника и могильщика, дятла; б) пчёл, кабанов, соек; в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов. 10. Какая цепь питания соответствует луговому сообществу? а) жёлуди- мыши- совы; б) мятлик- мыши- совы; в) остатки растений- дождевой червь- трясогузка. Ключ к тесту: 1-б, 2-в, 3-а, 4-б,5-в, 6-а, 7-в,8-а,9-а,10-б
Слайд 6
Посмотрите вот сюда. Тихо плещется вода, Ряска, лилии, рогоз, И кубышка, и тростник. Есть беззубка, прудовик, Водомерка вот бежит. Всюду бурно жизнь кипит. Это пресный водоём.
Слайд 7
ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ РЕКА КАНАЛ ОЗЕРО РУЧЕЙ ПРУД ВОДОХРАНИЛИЩЕ
Слайд 8
Слайд 9
Ряска
Слайд 10
камыш рогоз
Слайд 11
Белые кувшинки
Слайд 12
Кубышка (жёлтая кувшинка)
Слайд 13
Стрелолист
Слайд 14
Ежеголовник
Слайд 15
•Вырабатывают кислород •Пища для животных •Дом для животных
Слайд 16
Рак
Слайд 17
Сом
Слайд 18
Обыкновенная щука однотонный окрас пятнистый окрас
Слайд 19
Золотой карась Серебряный карась
Слайд 20
Улитка
Слайд 21
Стрекоза
Слайд 22
Кряква с утятами Каролинская утка Американская чёрная кряква Утки-каменушки Серая утка
Слайд 23
животные водоёма Моллюски Насекомые Земноводные Грызуны Рыбы карась двустворчатые водомерки бобр прудовик катушка лягушка жаба щука комары ондатра
Слайд 24
Слайд 25
В работе использованы фотографии: •Река Истра http://fotki.yandex.ru/users/geostepanov/view/36245 •Озеро http://fotki.yandex.ru/users/m2633/view/75689 •Озеро Кульсай http://fotki.yandex.ru/users/evgeniy-vk/view/36354 •Лесной ручей http://fotki.yandex.ru/users/irakor/view/34487 •Пруд http://fotki.yandex.ru/users/aselyunin/view/48956 •Крюков канал http://fotki.yandex.ru/users/kvahome/view/45289 •Рыбинское водохранилище http://fotki.yandex.ru/users/vredinka777/view/20332 •Прудовик http://fotki.yandex.ru/users/olga-sytina/view/87506 •Лягушка http://fotki.yandex.ru/users/torgachkin/view/74225 •Жаба http://fotki.yandex.ru/users/icigo/view/7831 •Водомерка http://fotki.yandex.ru/users/tim-cherepanov2007/view/57914 •Комар http://fotki.yandex.ru/users/aleks--kuznetsov/view/62877 •Бобр http://fotki.yandex.ru/users/zubi-trubi/view/20734/ •Ондатра http://fotki.yandex.ru/users/cuvillo/view/10078 •Рак http://fotki.yandex.ru/users/maxim831/view/83431 •Сом http://www.tolkuchka.dsip.net/uploads/post-28559-1161946988_thumb.jpg •Стрекоза basik.ru/macro/3001/short/ •Двустворчатые моллюски http://www.dev4onki.ru/169/071119171110.html •Ряска http://fotki.yandex.ru/users/man--33/view/82973 •Белые кувшинки http://fotki.yandex.ru/users/softmasterbox/view/87223 и http://fotki.yandex.ru/users/e-redneva/view/91616 Жёлтые кувшинки http://fotki.yandex.ru/users/tikhont/view/54656 и http://fotki.yandex.ru/users/verasambros/view/74165 •Слайд 8, 10,13,14, 18-19, 22 –»Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия» http://www.km.ru/

Полный текст материала Жизнь пресного водоёма.4 класс УМК "Школа России" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зебзеева Инна Станиславовна  byyf32
28.01.2012 0 33651 6697

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК