Слайд 1
Зебзеева Инна Станиславовна
МБОУ «СОШ №33» п.Яйва
г.Александровска Пермского края
Урок окружающего мира в 4 классе
Зебзеева Инна Станиславовна. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №33» п. Яйва г. Александровска Пермского края.
Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России», учебник «Природоведение 4 кл.» А.А. Плешаков.
При составлении урока были использованы материалы:
методическое пособие «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина ;
Тема: Лес и человек.
Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.
2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
3. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Ход урока.
Организационный момент. ( Звучит аудиозапись звуков леса.)
-Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, почему мы начали урок звуками леса?
2. Сообщение темы и целей урока.
-Тема нашего урока «Лес и человек». Мы поговорим о роли леса в природе и жизни людей ( Слайд 1).
3. Проверка знаний и умений.
-Прежде чем перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о растениях и животных лесной зоны.
Блицтурнир «Я знаю лес»
-Какой лес мы называем тайгой? ( Хвойный. )
-Назовите дерево: « Высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.» (Сосна.)
- Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)
- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)
- Какое дерево является символом России? (Берёза.)
- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)
- Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плодами дуба.)
- У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук.)
- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат? (Липа.)
- Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»? (Рысь.)
-Какой бывает лес? Соотнесите названия деревьев и лес, в котором они произрастают (Слайд 2.):
4. Работа над новой темой.
- Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес» (читает ученик):
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить-
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться-
И видно всё до дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану-
Присяду на пенёк.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зелёной бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
- Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его самостоятельное чтение по карточкам.
- Так чем же является лес для человека? Приготовьте в тетради таблицу для заполнения (Слайд 3.):
(Далее работа построена следующим образом:
чтение строчек стихотворения на слайде презентации,
рассматривание иллюстрации,
вывод- заполнение пункта в таблице).
- Лес это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…» (Слайд 4.)
( Слайд 5.)
- А почему лес аптека? ( В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)
- А как лес может обогреть человека? ( Человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу.)
-Значит, лес для человека- это источник топлива. ( Слайд 6.)
-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома. Значит, лес- это источник древесины. ( Слайд 7.)
- В лесу человек находит себе пищу- это ягоды, орехи, грибы. Значит, лес- это источник пищи. (Слайд 8.)
-« А будет жажда мучить…» Лес- это источник чистой воды. (Слайд 9.)
- А что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении.
- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? ( Они там растут.) Чем для них является лес? ( Это их дом.)
- Для кого ещё лес является домом? ( Для животных.)
- Значит, лес- это ещё и дом для растений, животных, грибов. (Слайд 10.)
- Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё! Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» и вы узнаете, какую ещё роль играет лес.
(Чтение вслух.)
- Какие роли выполняет лес? ( Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.)
- Чем является лес для воздуха? ( Защитником.)
- Чему ещё лес является защитником? ( Водоёмам и почвам.) (Слайд 11.)
- Как лес защищает водоёмы? ( Там, где растёт лес, не мелеют реки, лес питает их.)
- Как лес защищает почвы? ( Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)
- Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. (Слайд 12.)
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
- Приготовьте для заполнения таблицу (Слайд 13.) :
5. Самостоятельная работа
- Вам предстоит самостоятельно выяснить какие экологические проблемы
угрожают лесу. Работаем по схеме « Консультант» (Слайд 14.) и заполняем таблицу. ( «Консультант» - это работа в группах со сменой мест. Информация закреплена за местом. Каждая группа оставляет «консультанта», который следит за ходом работы в группе, в случае затруднений направляет работу в нужное русло, затем сам становится членом этой команды. » Консультантом становится другой .)
Работа по карточкам:
Карточка №1:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал- и вон убежал.
Н. Некрасов
О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении? (Слайд 15.)
Карточка №2:
«Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
В.Сухомлинский
Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе? (Слайд 16.)
Карточка №3:
В. Шефнер
« Лесной пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?( Слайд 15.)
(После самостоятельной работы подвести итог и заполнить таблицу (Слайд 17.).
6. Продолжение работы над новой темой.
- О какой экологической проблеме не упоминалось в карточках?
( О незаконной охоте- браконьерстве.)
-Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:
- жуки - жук-коростел, дровосек реликтовый, жук-олень;
- растения - женьшень, венерин башмачок;
- птицы - филин, утка-мандаринка;
- звери - зубр, амурский тигр.
(Перечисление сопровождается рисунками жуков, растений, птиц и животных, занесённых в Красную книгу)
- В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав дома рубрику « Баргузинский заповедник».
- А что можете сделать вы, чтобы уберечь лес от этих опасностей?
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Впрочем, сами они о себе лучше расскажут.
( Выступление ребят из «ЮНЭКОСа» с рассказом об экологических проблемах и о своей работе сопровождается показом слайда 18.). Они раздают детям памятки « Как разводить костёр».)
7. Итог урока.
Рефлексия:
-Какие чувства вызывают у вас названные проблемы леса? Если они вас волнуют поднимите красную фигурку, если нет- жёлтую.
( Фигурки деревьев разного цвета раздать на парты. Провести опрос: почему волнуют или почему не волнуют. )
- Я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема- это значит, что вы будете искать пути её решения.
- А теперь вновь обратимся к строчкам из стихотворения (Слайд 19).
8. Домашнее задание.
- К следующему уроку прочитайте в учебнике стр.70-75 и выполните творческие задания в тетради на стр.23-24 .
Автор: Зебзеева Инна Станиславовна
→ byyf32 28.01.2012 1 20297 4339 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.