Конспект урока "Как живут растения?" 1 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кадетская средняя общеобразовательная школа №2»
Тема: Как живут растения?
Конспект урока окружающего мира
1 класс
по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»
учитель: ФИЛИППОВА
ЛАДА
АЛЕКСЕЕВНА
учитель
начальных классов
МБОУ «КСОШ №2»
Алтайский край
г. Рубцовск
2011 г.
Тема: Как живут растения?
Цель: Создание условий для формирования школьника как субъекта учебной деятельности.
Задачи: 1. Формировать представления у школьников о связи живой и неживой природы;
учить овладевать умением самостоятельно анализировать, сравнивать, делать
выводы по изучаемой теме; обучать применению полученных знаний;
2. Развивать зрительную память, логическое мышление, устную речь,
коммуникативные способности; умение ориентироваться в пространстве;
3. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и бережное
отношение к природе.
Оборудование: набор геометрических фигур с напечатанными словами на обратной стороне «Жизнь растений», микроскопы и листья, лейки, комнатные растения
с широкими листьями, салфетки, лист алоэ; таблица «Лист растения
под микроскопом», схемы: «Окно», «Печка», «Лейка», «Солнце»; карточка «Устьице», фотография птицы (клюв должен быть хорошо виден); у каждого ученика в группе на груди прикреплена своя эмблема: «Листок», «Лейка», «Салфетка», «Солнце», «Печка»; в группе 5 человек.
Ход урока:
I. Организация класса.
- Здравствуете! Повторяйте за мной!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
- Работать будем в группах. Назовите правила работы.
(выбрать спикера, каждый высказывают своё мнение, нет неправильного мнения, отвечать по очереди, спикер следит за этим, если мнение группы совпадает с мнением другой – не повторять его, если готовы отвечать, то взяться за руки)
II. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на парты. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (Цветы)
- Чтобы более точно узнать тему урока, выполните в группе задание. Расположите геометрические фигуры в таком же порядке как на доске.
(учитель показывает образец 2-3 секунды и убирает его, дети в группах выполняют)
- Переверните фигуры. Прочитайте, что написано на обратной стороне. Если смысл понятен, то геометрические фигуры выложили правильно.
- Что написано на обратной стороне? (Жизнь рас-те-ний)
- Итак, ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как живут растения, какие условия для жизни им необходимы.
III. Повторение изученного материала.
- Назовите, какие части растений вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).
- Я на доске было растение, но ветер ворвался в класс, и оно распалось на части. Давайте его соберём, называя какую роль в жизни растения играет каждая его часть.
(Ученик выходит к доске, прикрепляет любую часть и называет её функцию).
Для учителя:
Корень – удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли;
Стебель – «транспортная артерия»;
Лист – «фабрика пищи»;
Цветок – обеспечивает появление следующего поколения;
Плод с семенами
- Как называется растение, которое собрали? (мак)
- Представьте, что коробочка с семенами лопнула. Что произойдет дальше?
( вырастет новое растение)
IV. Новый материал
1. Самостоятельная работа учащихся в группе.
- У каждой группы на парте есть три картинки. Расположите их в правильной
последовательности.
- Объясните, как сделали и почему? (растёт, даёт потомство и умирает)
- Как вы думаете, а деревья тоже такой жизненный путь проходят? Обсудите в группе.
- Выскажите своё мнение.
2. Работа по учебнику (стр . 50)
- Что за дерево изображено? (дуб)
- Как называется плод дуба? (желудь)
- Расскажите, что произошло, после того, как желудь упал на землю?
- Назовите этапы жизни дерева. (растёт, даёт потомство и умирает)
- Сравните в группе жизненный путь цветка и дерева.
(Жизненный путь похож, только у цветка он занимает один год, а у дерева несколько лет. Дерево каждый год даёт семена).
- Скажите, какой же жизненный путь проходят все растения?
- Сравните свои мысли с высказыванием Мудрой Черепахи? (стр. 51)
(Растение живое. Растёт, приносит потомство. Умирает.)
- Совпало ли ваше мнение с мнением Черепахи?
3. Самостоятельная работа учащихся в группе.
- Что необходимо, чтобы растения жили дольше? (вода)
- Давайте убедимся в этом. Дети, у кого на груди прикреплена эмблема «Листок», возьмите разрезанный лист алоэ и надавите около среза. Рассмотрите, обсудите в группе, что произошло.
- Что вы увидели? (сок, жидкость)
- О чём это говорит? (растение состоит из воды)
-Что с этим листком произойдёт, если он пролежит на тарелочке несколько дней? (засохнет).
- Почему? (вода испаряется)
- Что нужно делать, чтобы растения не засыхали? (поливать)
Учитель вывешивает схему.
- Полейте цветок те, у кого на груди эмблема «Лейка».
- Давайте проверим качество полива. Как вы думаете, есть ли правила полива?
- Предложите от группы правило.
При поливе дети обычно допускают одни и те же ошибки: заливают или наоборот, наливают слишком мало воды, льют под корень, на листья. На основе этих ошибок сформулировать правила.
V. Физминутка. (звучит медленная музыка)
А) - Представьте, что вы цветочек. Пошел дождик. Корни стали пить воду. Она побежала по стебельку к листочкам, к цветочкам.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Учитель делает руки в форме тюльпана над головой. Тюльпан медленно под музыку раскрывается и закрывается. Дети повторяют.
Б) - Поднимите правую руку, коснитесь ею носа. Поднимите левую руку, возьмитесь ею за ухо. Хлопните в ладоши и поменяйте руки местами.
4. Проблемная ситуация.
- Зачем человеку нос? (дышать)
- Всё живое дышит. У животных есть нос, у птиц на клюве есть специальные отверстия (показать).
- А у растений есть нос? (нет)
- Обсудите в группе, как же они дышат?
Предположения детей от каждой группы.
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в микроскоп. Это сильный увеличительный прибор (показать). Лист кладут на предметный столик и смотрят сверху через линзы. Рассмотрите лист по микроскопом в группе по очереди. Что увидели?
- Послушайте рассказ. (ученик)
Сообщение заранее подготовленного ученика.
Чтобы увидеть носики растений, нужно посмотреть в микроскоп. Лист похож на решето с маленькими дырочками. Это и есть носики растений – устьице. Носики как форточка, то открываются, то закрываются. Жарко на улице – форточки закрыты, прохладно – широко открыты. Через устьица в лист проходит наружный воздух (таблица «Лист под микроскопом» на доске).
- Как называются «носики» у растений? Для чего нужны? (для дыхания)
Учитель вывешивает схему «Окно».
5. Самостоятельная работа учащихся в группе.
- Что человек может сделать, чтобы облегчить дыхание растению? (если дети затрудняются, то можно предложить им рассмотреть левый нижний рисунок на стр.51)
- Что делает девочка?
- Для чего? Как? Сделайте это по очереди. Начинает тот ученик, у которого эмблема «Салфетка» и передаёт другому тряпочку.
Каждый в группе вытирает один лист.
6. Работа по учебнику.
- Рассмотрите правый верхний рисунок.
- Что можете сказать о растениях? (одно яркое, другое бледное)
- Обсудите в группе, почему? (одно стоит на окне, другое в тени)
- Что необходимо ещё растению для жизни? (свет)
Учитель вывешивает схему.
7. Самостоятельная работа учащихся в группе.
- Где же мы можем расположить цветы в классе, чтобы им было светло? (на подоконнике)
- Дети, у которых такая эмблема, поставьте цветок на подоконник.
- Для чего это сделали?
8. Работа по учебнику.
- Посмотрите на нижний правый рисунок.
- Обсудите в группе, почему это произошло? (цветок замёрз, на улице зима, окно открыто)
- Что ещё необходимо растениям? (тепло)
Учитель вывешивает схему.
9. Самостоятельная работа учащихся в группе.
- Какое сейчас время года? (зима)
- Что может произойти с растениями, которые стоят на подоконнике в сильный мороз? (замёрзнут)
- Как им помочь? (поставить в теплое место)
- Дети, у которых такая эмблема уберите цветок с подоконника.
10. Обобщение.
- А сейчас подумайте в группе и скажите, что же необходимо растениям для жизни? (вода, воздух, свет, тепло)
- Прочитайте, что сказала об этом Мудрая Черепаха (стр. 51)
- Что вы будете делать, чтобы растения жили дольше? (поливать, вытирать пыль с листьев, ставить на свет, следить, чтобы в комнате было тепло)
- Как помочь дикорастущим?
- Послушайте внимательно стихотворение (дети читают)
Я бабочку в лугу ловить не стану:
Небесный
цветик, пусть живет себе!
Пусть
крылышки порхают над цветами,
Чтоб
радостно мне было и тебе!
Лесной
цветок я рвать не стану тоже,
С собой
домой его не понесу,
Ведь дома он
шмеля качать не сможет
И ранним утром
не попьет росу!
Ни стебелек,
ни ветку, ни травинку
Я не обижу:
виноваты чем?
В любой из них теплеется
Живинка,
И светится доверием ко всем
...
- Как дети предлагают относится к растениям? Почему?
- Помните, что растения, растущие в лесу, в саду, живые. Они растут, приносят потомство, умирают. И жить они хотят как можно дольше, принося нам радость созерцания красоты.
11. Рефлексия.
- Понравился ли урок? Что нового и полезного узнали?
- Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли этим природе.
Источники информации
1. http://bioword.narod.ru/U/U061.htm устьице листа
2. http://bau-bai.livejournal.com/56445.html стихотворение
3. Мир вокруг нас. Методическое пособие. 1 класс
А.А. Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова. М., Просвещение, 2006.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Филиппова Лада Алексеевна
→ Lada1003 23.03.2012 0 14505 2627 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.