Eрок окружающего мира по теме: «Охрана животных», 2 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА
по предмету «Окружающий мир»
Тема: «Охрана животных»
Подготовила и провела:
Образцова С.А., учитель начальных классов
2011-2012 уч. год
Продолжительность: 45 минут
Технологии:
Работа с видеофрагментом о животных Красной книги.
Здоровьесберегающие технологии.
Аннотация.
Этот урок позволяет развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, развивать воображение, прививать любовь к природе.
Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в дельнейшем, обогащать запас знаний, уметь решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения.
На момент проведения урока у учащихся четко сформированы понятия «пресмыкающиеся», «земноводные», «млекопитающие», познакомились с размножением и развитием данных групп животных.
Использование видеофрагмента направлено на то, чтобы ученик научился наблюдать, быть внимательным, анализировать, мыслить самостоятельно.
Цели урока:
Дидактические:
Познакомить учащихся с Красной книгой России и Красной книгой Мордовии и животными, находящимися под охраной;
Развивать воображение, умение обобщать, делать выводы;
Сформировать знания о правилах поведения в природе, которые помогут сохранить удивительный мир животных;
Расширить представления детей о животном мире.
Психологические:
Формирование и дальнейшее развитие познавательных интересов о жизни животных;
Поддержание положительных эмоций.
Воспитательные:
Воспитывать внимательное, сознательно бережное отношение к животным и окружающей среде;
Здоровьесберегающее:
Развивать здоровьесбережение у учащихся.
Дидактическое и методическое оснащение урока:
Дополнительная литература:
Красная книга России, М.: Россельхозидат, 1983 г.
Красная книга Мордовии, Саранск, Мордовское книжное издательство, 2005 г.
Н. Ф. Виноградова М.: «Просвещение», 1997 г.
Я познаю мир. Детская энциклопедия: Животные/ Сост. П. Р. Ляхов, М.: ТКО «АСТ», 1995 г.
Раздаточный материал;
Видеофрагмент «Экологический альманах».
Оборудование:
Телевизор
Видеомагнитофон
Картинки с животными Красной книги
Карточка со словами «Как прекрасен этот мир»
Картинки с представителями групп: «млекопитающие», «пресмыкающиеся», «птицы», «насекомые», «рыбы», «земноводные».
Модели экологических правил по охране животных.
Структура урока:
Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Проверка домашнего задания.
Сообщение темы и целей урока.
Физкультминутка.
Введение в тему. Лекция учителя.
Видеофрагмент.
Физкультминутка для глазных мышц.
Физкультминутка для создания психологического климата.
Индивидуальная работа
Беседа о пользе животных, их роли в жизни человека, других способах охраны.
Региональный компонент. Знакомство с Красной книгой Мордовии.
Физкультминутка.
Экологические правила.
Закрепление. Работа по учебнику.
Самостоятельная работа. Работа в тетради.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент.
- Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать мой отряд?
Сегодня многое придётся нам узнать,
Тайны природы открывать и познавать.
Проверка домашнего задания.
В начале урока – опрос по пройденному на прошлом уроке.
- Скажите, пожалуйста, ребята, что нового вы узнали на прошлом уроке?
(На прошлом уроке мы узнали, как размножаются и развиваются животные).
- Поясните более подробно: как размножаются животные?
(Каждая группа животных размножается по-своему: одни животные откладывают яйца, другие животные выметывают (мечут, откладывают) икру, а есть животные, которые рождают живых детенышей).
- А как происходит развитие у животных разной группы, вы сейчас сможете узнать, выполнив следующее задание.
2. Работа в группах (4 группы).
- У вас на партах картинки с изображением животных разной группы. Вы должны определить, к какой группе животных относится данный представитель и ответить, как происходит развитие животных этой группы (на обсуждение задания даётся 1-2 мин.). У кого будет готов ответ, поднимите руку.
1 группа: Картинки с изображением кузнечика, крокодила.
2 группа: Картинки с изображением лягушки, бабочки.
3 группа: Картинки с изображением птицы, дельфина.
4 группа: Картинки с изображением рыбы, зверя.
После группового обсуждения заслушиваются варианты ответов.
1 группа: Крокодил – это пресмыкающееся. Их развитие –
яйцо детёныш взрослое животное.
Кузнечик – это насекомое. Развитие кузнечика –
яйцо личинка взрослое насекомое.
- Ребята, у кого из вас есть картинки с насекомым?
2 группа: Бабочка – это тоже насекомое. Но у бабочек другое развитие -
яйцо личинка куколка взрослое насекомое.
А ещё у нас картинка с изображением лягушки. Лягушка – это земноводное. Их развитие –
икра головастик лягушка
3 группа: У нас картинка с изображением птицы и дельфина.
Птицы откладывают яйца, из яиц вылупляется птенец, а потом он вырастает во взрослую птицу.
Дельфин – это млекопитающее животное. Он рождает живых детенышей, которые потом вырастают во взрослое животное.
4 группа: У нас изображена рыба и жираф.
Рыба выметывает икру, из икры развивается малек, который потом превращается во взрослую особь.
Жираф – это млекопитающее животное. Он рождает живых детенышей, кормит их молоком, и детеныш вырастает во взрослую особь.
- Ребята, можете ли вы что-то добавить по этой теме?
(Ехидна и утконос тоже млекопитающие, но они откладывают яйца, пресмыкающиеся, например некоторые виды змей, живородящи, рыбы тоже есть живородящие, например, акула).
Вывод учителя.
- Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили тему «Развитие и размножение животных». Подводя итог всему вами сказанному, можно ответить, что богат и уникален мир животных, столько открытий можно сделать для себя, изучая и познавая мир. Очень хотелось бы, чтобы животных было как можно больше на земле, чтобы они могли нас радовать и удивлять. А что для этого нужно делать? (Нужно охранять животных. Нужно их беречь. Нужно их не убивать.)
- Правильно, их нужно охранять. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Мы будем говорить об охране природы).
III. Сообщение темы и целей урока.
- Мы будем говорить не только об охране животных, сегодня мы познакомимся с Красной книгой России, сформулируем правила, которые помогут сохранить удивительный мир животных. Но сначала давайте отдохнём.
IV. Физкультминутка с общеразвивающими упражнениями. (один ученик руководит у доски).
Упражнение 1. И. п. – основная стойка, руки вниз.
1 – руки к плечам; 2 – руки вверх; 3 – руки к плечам; 4 – и. п.
Упражнение 2. И. п. – ноги на ширине плеч.
1 – руки в стороны; 2 – наклон вперед; 3 – руки в стороны; 4 – и. п.
Упражнение 3. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – наклон влево; 2 – и. п.; 3 – наклон вправо; 4 – и. п.
Упражнение 4. И. п. – руки к плечам.
1 – правым локтем достаем левую коленку; 2 – и. п.; 3 – левым локтем достаем правую коленку; 4 – и. п.
V. Введение в тему – лекция учителя.
- Ребята, посмотрите на стенд: «Как прекрасен этот мир!». Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих рисунках и фотографиях!
Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, какой ослепительной красотой она их наделила, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица земли.
Ученые подсчитали, что за последние четыреста лет вымерло около 150 видов животных. Причём более половины вымерших видов исчезли за последние пятьдесят лет.
- Как вы думаете, почему исчезают редкие животные? (заслушиваются варианты ответов).
- Многие животные исчезают из-за стихийных бедствий: пожары, наводнения, засуха. Большая часть животных исчезает по вине человека. Поэтому Международный союз охраны природы в 1966 году учредил Красную книгу, в которую занесены данные о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране. Многие страны имеют собственные Красные книги.
Красная книга России (книга демонстрируется детям) была создана в 1974 году. В её списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. С тех пор этот список растёт.
- Почему Красная книга имеет красный цвет? (красный цвет сигнализирует: защити, внимание, стоп, не убивайте животных).
- В этой книге представлен огромный список животных, которые находятся под охраной, и часть её представителей вы увидели на стенде «Как прекрасен этот мир!», а некоторых представителей я вам продемонстрирую (учитель демонстрирует иллюстрированные страницы Красной книги).
- Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, жук-красотел, розовая чайка, бабочка махаон и многие другие животные.
VI. Просмотр видеофрагмента.
- А сейчас давайте посмотрим видеофрагмент из «Экологического альманаха», в котором рассказывается о растениях и животных, занесенных в Красную книгу. И мы с вами отправимся на одну из её страниц (идёт показ видеофрагмента «Животные Красной книги, посадив детей правильно, повернув к экрану).
После просмотра идёт беседа:
- О ком вы узнали из этого фрагмента? (мы узнали о выхухоле, пятнистом олене и северном олене).
- Почему они занесены в Красную книгу? (их осталось очень мало на земле, поэтому они занесены в Красную книгу).
- А сейчас, ребята, ваши глазки устали, давайте отдохнём.
VII. Физкультминутка для глазных мышц.
Упражнение 1. «Вращение».
Не двигая головой, вращаем глазами по часовой стрелке 4-5 раз и против часовой стрелки 4-5 раз.
Упражнение 2. «Во все стороны».
Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх, вниз, вправо, влево – 4-5 раз.
Упражнение 3. «Пальчик».
Подносим пальчик к кончику носа, глядя на него, затем отводим назад – 4-5 раз.
Упражнение 4. «Кто там».
Зажмурим глаза, сжимая сильно веки, широко открываем, удивляемся «Кто там?» - 4-5 раз.
Упражнение 5. «Сон».
Спокойно закрываем глаза, думаем о хорошем, открываем глаза, дарим друг другу улыбки. – 1 раз.
VIII. Физкультминутка развивающего характера для психологического климата.
- Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
IX. Индивидуальная работа.
- Я знаю, что некоторые ребята приготовили небольшие выступления о животных Красной книги. Давайте их послушаем ( выступления учащихся о бабочке-махаоне, белом медведе, тигре, журавлях).
- Спасибо, ребята, за интересные сообщения.
- Что нового вы для себя открыли? (заслуживаются ответы детей).
X. Беседа о пользе животных и других способах охраны.
- Какую роль играют животные в природе? (некоторые животные дают ценный мех; употребляем в пищу; помогают многие из них размножаться и расселяться растениям, животные радуют нас своей красотой).
- А где мы можем полюбоваться на этих животных, только ли на картинках, кинофильмах? (Многие животные живут в зоопарках. Еще есть специальные заповедники, заказники и национальные парки).
XI. Региональный компонент.
- В нашей стране много заказников, заповедников и национальных парков.
- Знаете, ребята, на территории Мордовии тоже есть заповедники и заказники: Мордовский государственный заповедник им. П. Г. Смидовича (расположен в междуречье Мокши и Алатыря – Темниковский район), Мордовский национальный парк «Смольный» (Ичалковский район), заказники, памятники природы. Есть заказник на территории Ардатовского района.
- А как вы думаете, есть ли Красная книга Мордовии? (заслушиваются ответы детей, они все отрицательные).
- Оказывается, ребята, есть и в Мордовии Красная книга (учитель демонстрирует Красную книгу Мордовии), которая была создана в 2005 году.
- Как вы думаете, какие животные в неё занесены? (дети называют нескольких представителей). Далее идет демонстрация иллюстрированных страниц этой книги.
XII. Физкультминутка.
- На болте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Влево, вправо наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкультпривет.
(каждая строчка сопровождается имитацией движений).
XIII. Экологические правила.
- Давайте вспомним экологические правила, которые помогут нам сохранить удивительный мир животных: (учитель вывешивает модели правил, а ученики называют правила).
1. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
2. Не разоряй муравейники.
3. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
4. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
5. Нельзя давить насекомых, т. к. они приносят пользу.
6. Не трогай птиц и насекомых!
7. Охраняй животных в заповедниках и заказниках.
- А какие вы ещё знаете правила?
1. Не разоряй птичьи гнезда.
2. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.
3. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
XIV. Закрепление. Работа с учебником.
Дети читают экологические правила в учебнике на странице 115.
XV. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно запомнилось? (заслушиваются ответы детей)
- Хочется в заключении урока предложить послушать стихотворение «Охраняется Красной книгой» (стихотворение «Охраняется Красной книгой» читает заранее подготовленный ученик).
Охраняется Кранной книгой
Столько редких зверей и птиц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
А себя мы прощаем. Прощаем.
Но грядущее нас не простит.
Красная книга, красная.
Может, значит она, что природа умрёт?
Цель у неё иная:
Всё живое хранить зовёт.
XVI. Домашнее задание.
Прочитать в учебнике статью «Охрана животных» (стр. 112-115); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 116).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Образцова Светлана Анатольевна
→ Elena3549 05.05.2012 0 5446 971 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.