Конспект урока окружающего мира "Ягодная поляна" 1 класс
Интегрированный урок Окружающий мир + труд
Школа № 541, 1 класс, учитель - Матвеева Н.В.
Тема «Ягодная полянка»
Цель урока: раскрыть понятия «лесные», «садовые» ягоды; «съедобные» и
«несъедобные» ягоды;
Задачи:
образовательные:
сформировать устойчивые знания о
лесных,
садовых
ягодах; выяснить, что не все лесные
ягоды являются
съедобными;
познакомить детей с многообразием
лесных и садовых
ягод;
развивающие:
продолжать работу по развитию речи,
внимания,
интереса
к родной природе; развивать
творческое мышление,
мелкую моторику
рук, умение работать с ножницами;
воспитательная:
воспитывать любовь к природе,
бережное
отношение
к растениям, чуткое отношение к товарищам.
Ход урока.
Оргмомент.
2. Повторение.
На
прошлых уроках мы познакомились с
дарами природы. Как можно
назвать
одним словом яблоки, груши, огурцы,
помидоры? (Плоды).
С какими двумя группами плодов мы знакомы? (Овощи, фрукты)
Игра «Овощи — фрукты».
Сейчас
мы поиграем. Нужно разложить рисунки
овощей и фруктов в две
корзины.
(На доске расположены две корзины и
картинки с овощами,
фруктами, ягодами.
Дети раскладывают картинки в нужные
корзины.
Остаются
ягоды).
А
куда положите рябину, клубнику, виноград?
В какую корзину? (Ни в
какую).
Почему? (Это ягоды).
Давайте
положим их в тарелку. (Картинки выкладываем
на тарелку).
Вывод:
Ягоды, также как и фрукты с овощами,
являются плодами.
3. Новый материал.
- Сегодня
на уроке мы поговорим о ягодах, вспомним
известные, узнаем
незнакомые.
а) - Для начала отгадаем загадки о ягодах (учебник, стр. 48, №1), из букв в названиях ягод составим слово. (Дети читают загадки, записывают отгадки, отгадывание загадок сопровождается показом картинок с ягодами, из букв получается слово «ягоды»).
- Попробуйте
догадаться, как произошло название
ягод (земляника,
голубика,
виноград).
Какие ягоды вы собирали?
Какие больше любите?
Как мы можем определить общие признаки ягод?
Вывод: Ягоды - это плоды сочной мякотью, у них много семян.
б) - А одинаковые ли ягоды попали в загадки? (Нет).
- Что
их отличает? (Одни живут в саду, другие
- на полянке в лесу).
(Выяснить
какие и где).
Учебник, стр. 49, №2.
Что в лесу созревает, в саду иль на грядке, Разберёмся с тобой по порядку.
Сейчас
мы определим, какие увидим ягоды и
выясним, где они растут.
(Отметить
лесные ягоды зелёным цветом, садовые
- жёлтым, ядовитые -
красным
(почему?)).
Кроме
съедобных в лесу есть и ядовитые ягоды:
волчье лыко, вороний
глаз.
- Как
вы думаете, почему растение получило
название «вороний глаз»?
(Ягодка
чёрная блестящая, как глаз вороны, растёт
в центре, будто между
ресничек).
- Хотя эти ягоды и ядовитые уничтожать их не нужно, т.к. эти ягоды нужны лесным жителям, возможно, ими кто-то лечится.
- А бывает ягода и лесной и садовой:
Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
- Назовите ягоды, которые бывают и лесными и садовыми.
Вывод: ягоды бывают лесными и садовыми; съедобными и ядовитыми.
Физминутка.
в) - Для чего нужны ягоды? Чем полезны?
Зачем собирают ягоды? Что из них делают?
Но некоторые люди,
собирающие в лесу ягоды, наносят вред
растениям и
природе. Каким образом?
Учебник стр. 50, № 3.
Расставьте номера рисунков по порядку.
Что же произошло?
(Человек собирал ягоды, при этом он
обрывал листья,
ломал кустики).
Действительно,
посмотрите, после этого сборщика ягод
остались почти
голые
кустики.
- К
чему может привести такой сбор ягод?
(На следующий год ягоды
больше
не вырастут).
- Послушайте жалобу оставшегося листика:
Я - живой листочек,
Я питаю почки.
Без меня не будет цвета.
А без цветков и ягод нету!
Обобщение: - Что бы вы посоветовали этому сборщику ягод? (Собирать ягоды аккуратно, не наносить вред растению).
4. Творческая работа.
- Теперь
мы выяснили, как правильно собирать
ягоды, что из ягод можно
делать.
Но ягоды, прежде всего, полезно есть
свежими, особенно вкусно их
есть
с чаем.
- Для
гостей мы накрыли стол (открывается
панно). Готов самовар, но нет
ягод.
Ягоды соберете вы, вырезав из цветной
бумаги. Потом мы наклеим
их
на тарелку (садовые) или в корзину
(лесные).
(Дети вырезают ягоды. Потом каждый называет свою ягоду, и, в зависимости от места произрастания, наклеивает либо в тарелку, либо в корзинку. Ядовитые ягоды кладём в горшочек под лавкой, т.к. «сорвали» их случайно, и есть их нельзя).
5. Обобщение.
- Итак,
что вы сегодня узнали о ягодах? ( Ягода
- это сочный плод с
большим
количеством семян; бывают лесными и
садовыми; бывают и
ядовитые ягоды,
но их не нужно уничтожать; срывать
ягоды надо
аккуратно,
чтобы не навредить растению).
6. Подведение
итогов.
Окончание
урока
Использованные материалы:
О.Т.Поглазова «Окружающий мир», учебник, 2008 г.
О.Т.Поглазова «Окружающий мир», рабочая тетрадь № 1, 2008 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Матвеева Наталья Владимировна
→ m-natalya 20.06.2012 0 5166 1085 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.