Урок окружающего мира по теме "Пищеварительная система"; 4 класс
ГОУ средняя школа № 311 с углублённым изучением физики Фрунзенского района города Санкт-Петербурга
Романова Наталия Евгеньевна.
Программа «Перспективная начальная школа».
Урок окружающего мира «Пищеварительная система», 4-ый класс (базовый уровень).
Цели и задачи урока:
- познакомить детей с пищеварительной системой организма человека и необходимостью правильного питания;
- продолжить формирование навыка самостоятельного поиска новых знаний: работа с дополнительной литературой и ИКТ;
- продолжить развитие коммуникативных навыков детей, развитие монологической речи.
Содержание учебного материала урока
Вступление (показ первого слайда со стихотворением).
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
- Как вы думаете, о чём же будет наш сегодняшний разговор на уроке?
(выслушать несколько детских ответов)
Сообщение темы и цели урока.
Вы правы, наш разговор сегодня о том, как надо правильно питаться, но сначала познакомимся с внутренними органами, которые помогают человеку в правильном пищеварении. В ходе работы каждый из вас заполнит опорный конспект, который поможет подготовить правильный ответ на следующем уроке.
(смотри приложение 1 – пример опорного конспекта)
Материал для работы.
Загадка про яблоко (постепенный показ слайда):
- дети самостоятельно читают текст загадки.
- отгадывают её (на экране появляется картинка-отгадка)
- что вы можете рассказать об этом яблоке?
- а какое оно на вкус?
2. Знакомство с органами пищеварения.
А) Практическая работа (на столах на тарелочках под салфетками лежат кусочки яблока по количеству детей в группах).
- Возьмите по одному кусочку и положите его в рот.
- Что вы будете делать дальше? (разжёвывать и глотать)
- С помощью чего будете разжёвывать? (с помощью зубов)
- Пищу ещё необходимо смочить. Чем? (слюной)
- Когда мы проглотим наш кусочек, куда он денется?
(выслушать несколько предположений детей, затем показать фрагмент о
движении
- Как же пища начинает своё движение по нашему организму? (попадает
в глотку и движется по пищеводу)
- Куда движется? (в желудок)
Б) Работа с учебником (стр. 23 – 24).
- Прочитайте последний абзац на стр. 23 и первый – на стр. 24, найдите,
какую работу выполняет желудок. Подчеркните свой ответ простым
карандашом.
(обмен мнениями учащихся)
В) Небольшое дополнение учителя.
- Из желудка пища попадает в тонкий кишечник и проводит там до 4ч.
За это время она становится совсем жидкой. Затем уже в жидком
состоянии пища поступает в тонкую кишку. С этого момента наш
организм начинает получать нужные для нас вещества. Ненужные
же направляются в толстую кишку, откуда и будут удалены.
Г) Работа с учебником (стр. 22).
- Посмотрите на схему. Какие ещё внутренние органы относятся к
органам пищеварения? (печень, поджелудочная железа)
Д) Закрепление материала. Заполнение первой части опорного
конспекта: перечислить органы пищеварения.
(проверка по слайду)
Понятие о системе пищеварения (продолжение работы с опорным конспектом).
- Закончите мысль в опорном конспекте.
- Так что же такое пищеварительная система?
(выслушать несколько вариантов ответов детей)
Работа в группах.
А) Чтение совета доктора Нехворайкина (показ слайда со стихотворением).
- Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Б) Работа в группах (на группы дети были разделены в начале урока с помощью карточек с номерами групп, рассаживаясь сразу по группам).
1-ая группа готовит небольшой рассказ о том, какая пища необходима, чтобы человек был здоровым (используют книгу «Анатомия человека» из серии «Жизнь планеты» и презентацию по теме)
2-ая группа готовит рассказ о необходимости для нашего организма разнообразных витаминов (используют презентацию по теме, сборник загадок и картинки с отгадками, статью «Мир витаминов»)
3-ья группа готовит рассказ о том, какие правила необходимо выполнять, чтобы пища приносила людям только пользу (используют книгу Р.Ротенберга «Расти здоровым» и презентацию по теме)
Отчёты групп о проделанной работе (от каждой группы выступает один ученик). В ходе рассказов ученики продолжают заполнение опорных конспектов.
(для проверки используются схемы на слайдах)
Итоговый вывод после отчётов групп.
- Закончите фразу в конспекте: «Если правильно питаться, то наш организм будет накапливать энергию, которая необходима человеку …..»
(выслушать несколько вариантов концовки фразы)
Рефлексия по итогам проделанной работы: игра «Светофор желаний».
Разложить карточки с названиями продуктов:
- на зелёный – можно и нужно есть каждый день;
- на жёлтый – можно есть, но иногда;
- на красный – можно есть, но очень редко.
(проверить по выполненному заданию на доске, показ последнего слайда с оценкой работы всего класса).
Домашнее задание:
- подготовить рассказ о пищеварительной системе с использованием опорного конспекта и статьи учебника (стр. 22 – 24);
- выбрать одно из творческих заданий, указав его в своём опорном конспекте:
1) составить и красиво оформить книжку-малышку «Витаминные загадки»;
2) используя компьютерную программу, подготовит рекламу одного из продуктов питания;
3) приготовить дома с друзьями витаминный салат, красиво оформить рецепт этого салата и принести его на урок.
V. Подведение итогов работы (рефлексия): заполни карточку «Моё настроение» (рисуем солнышко, солнышко за облачком, тучу).
Моё настроение в течение урока |
|
В начале урока |
|
По ходу урока |
|
В конце урока |
|
Этапы урока с описанием видов деятельности учителя и учащихся
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вступление |
Работа с компьютером. Вопросы для фронтальной беседы. |
Чтение стихотворения с экрана. Ответы на вопросы учителя. |
Сообщение темы и цели урока |
Краткий рассказ о том, чем будем заниматься и зачем. Напомнить правила работы с опорными конспектами. |
Просматривание опорного конспекта. Вопросы по работе с конспектом, если возникли. |
Загадка про яблоко |
Работа с компьютером. Фронтальная беседа о свойствах яблока, которые можно определить по слайду. |
Чтение загадки. Отгадывание загадки. Ответы на вопросы учителя. |
Практическая работа |
Чёткие указания к практической работе. Фронтальная беседа по ходу практической работы. Работа с компьютером. |
Выполнение практических заданий. Ответы на вопросы учителя. |
Работа с учебником |
Чётко указать страницы, где расположена статья по теме урока. Проверка и помощь в работе пар. Небольшое дополнение по теме. |
Работа в парах: каждый в своём учебнике отмечает ответ на поставленный вопрос, меняется учебниками с соседом, проверяет его работу, обсуждают и выбирают, кто выступает перед классом. |
Закрепление материала |
Работа с компьютером |
Заполнение первой и второй частей опорного конспекта. |
Работа в группах |
Необходимая помощь в работе каждой группе. |
Выбор старшего в группе. Распределение обязанностей. Подбор материала для работы группы (на отдельном столе). Выполнение заданий. Составление ответа для класса. |
Отчёт групп о своей работе |
Работа с компьютером. Необходимая помощь выступающим. |
Один из группы отчитывается о проделанной работе группы. Заполнение 3 – 6 частей опорного конспекта. |
Вывод после выступлений групп |
Работа с компьютером. |
Заполнение 7 части опорного конспекта. |
Подведение итогов работы |
Чётко объяснить условия игры «Светофор желаний». |
Каждая группа заполняет свою карточку «Светофор желаний», один из группы работает на доске. |
Домашнее задание |
Даёт чёткие указания об обязательном для всех задании: подготовить ответ по теме урока, используя опорный конспект и статью учебника. Объясняет творческие задания. |
Выбирают одно из творческих заданий и занесение его в опорный конспект. |
Во время урока использованы:
- учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой, С.А.Трафимова (4-ый класс);
- книга «Анатомия человека» из серии «Жизнь планеты»;
- сборник загадок и картинки – отгадки;
- статья «Мир витаминов» из сборника «Мир детства. Младший школьник»;
- книга «Расти здоровым» Р.Ротенберга;
- для работы в группах использовались фрагменты презентаций, размещённых на сайте www.viki.rdf.ru.: «Витамины» (автор Е.К.Берюхова), «Мир вокруг нас» (автор И.Котова), «Питание и здоровье» (автор М.И.Белоусова);
- видеофрагмент взят из презентации учителя биологии Т.Д.Слюсарь «Пищеварение в ротовой полости и желудке».
Рекомендации по подготовке и проведению урока
- при подготовке данного урока необходимо, чтобы в каждой группе были компьютеры;
- так как во время урока используются разнообразные формы и методы работы, а также три образовательные технологии (диалоговая взаимопомощь, компьютерная технология, работа в группах), необходимо, чтобы дети хорошо ими владели (работать постоянно, а не от случая к случаю);
- внимательно следить за работой групп, если появится необходимость, поменять группу ученику, который не испытывает комфортности в работе вместе со своей группой;
- помогать детям в поисковой работе материала по теме каждой группы;
- если потребуется, помочь детям в работе с компьютером.
Приложение 1
Опорный конспект по окружающему миру.
Тема. Пищеварительная система.
Органы пищеварения: _____________________________________
___________________________________________________________
Согласованная работа всех органов пищеварения называется ____________________________________________________________
В состав пищи должны входить:
Пища
Пища человека должна быть:
А) ___________________________________________
Б) ___________________________________________
В) __________________________________________
Г) ___________________________________________
Д) ____________________________________________
Поговорим о витаминах.
Витамины
Как правильно надо питаться?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Закончи вывод.
Если правильно питаться, то организм будет накапливать энергию, которая необходима человеку _______________________
_____________________________________________________________.
Я выбираю творческое задание:
_____________________________________________
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Наталия Евгеньевна
→ Nataroma 18.07.2012 0 17414 4120 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.