Конспект открытого урока окружающего мира. Осторожно, огонь! 2 класс.
Сычёва Светлана Петровна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 6 имени академика А.Н. Крылова»
г. Алатырь, Чувашской Республики
Конспект открытого урока окружающего мира
Тема: « Осторожно, огонь!»
Окружающий мир. 2 класс.
Тема: Осторожно, огонь!
Цель урока – систематизация знаний обучающихся о мерах по предупреждению пожаров и правил поведения во время пожара.
Задачи:
образовательные:
выработать у обучающихся последовательность действий при пожаре;
систематизировать знания обучающихся о причинах и мерах предупреждения пожаров;
развивающие:
развивать способность осуществлять самостоятельный поиск информации;
развивать образное мышление, связную речь обучающихся;
формировать умение аргументировать своё мнение;
воспитательные:
развивать у младших школьников желание и умение работать в коллективе;
воспитывать уважение к мнению собеседника;
развивать любознательность и интерес к учебной деятельности;
формировать у обучающихся навыки для сохранения своей жизни и окружающих.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Методы обучения:
проблемный
метод стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности
поисковый
Формы работы:
коллективная
индивидуальная
групповая
Оборудование:
презентация, конверт с заданиями, плакаты с изображением пожароопасных ситуаций, стенгазета «Уголёк», рисунки детей, стационарный телефон.
Литература:
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Учебник «Окружающий мир», 2 класс, часть 2. М., 2010;
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. М., 2006;
Гостюшин А.В. Человек в экстремальных ситуациях- 1. М., 2005.
http://21.mchs.gov.ru/digest/detail.php?ID=14868&digm2=1&digy2=2012
Рекомендации по подготовке урока: к уроку заранее подготовить инсценировку, выучить стихи, дать детям задание по подготовке сводки о пожарах в городе и в республике за последний период, объявить о конкурсе рисунков, подготовить презентацию.
Структура урока:
Этапы: организационный этап, актуализация знаний обучающихся, создание проблемной ситуации, поиск решения проблемной ситуации, презентация обучающимися результатов работы, подведение итогов, рефлексия деятельности.
Формирование ключевых компетенций: коммуникативная, учебно – познавательная (планирование, анализ, приём решения проблем, самооценка).
Единицы содержания: правила поведения обучающихся по предотвращению пожара, и на случай пожара.
Граница знания – первичные знания
дети знают: пожар возникает стихийно и по вине человека;
не знают: правила поведения во время пожара, как избежать опасности.
Ход урока
I Организационный этап. Актуализация знаний обучающихся.
1. Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём,
Урок окружающего мира начнём.
Учитель: - Ребята, сегодня у нас много гостей. Гостям мы рады. Давайте улыбнёмся друг - другу и продолжим наше увлекательное путешествие по окружающему миру.
2. - Но прежде отгадайте загадку. (1 слайд)
У
меня характер яркий,
Аппетит
у меня жаркий.
Я
могу съесть целый дом,
Улицу,
микрорайон.
Мне
достаточно искры,
Чтоб
взметнулись вверх костры.
Ты
рукой меня не тронь.
Обожжешься!
Я
– …(огонь)
3.
Инсценировка. Звучит
музыка. Вбегают мальчиши – плохиш
(2- 3 слайды)
1-й плохиш
— Чем бы нам с тобой заняться?
2-й
плохиш — Что бы такого
плохого сделать?
1-й —
О! Я, кажется, придумал!
(достает
из кармана спичечный коробок).
Давай-ка
мы с тобою костерчик разведем!
2-й —
Вот здорово! Давай!
(достают спички,
пытаются зажечь).
Подходит
учитель
Учитель:
- Ой, что это вы делаете?
(мальчик
от неожиданности роняет коробок)
1-й —
Что это вы кричите? Пожар что ли?
Учитель:
- Не появись я вовремя - пожара не
миновать!
2-й — Ой, ой,
ой! Из-за какой-то малюсенькой
спички?
Учитель:
Ростом спичка – невеличка,
Не
смотрите, что мала:
Может сделать
много зла.
Учитель: - Ребята, а что же может натворить спичка?
Дети: - Пожар, беда, опасность…
Учитель:- Ребята, дома вы писали сочинение о пожаре. Мне бы хотелось, чтобы некоторые из них вы прочитали (3 сочинения).
Учитель:
- Вспомните мультфильм «Кошкин дом» по
сказке С. Маршака, который мы недавно
посмотрели. Из - за чего там произошёл
пожар?
1-й - Ух, ты! А
мы и не знали, что маленькая спичка может
быть большой проказницей!
Учитель:
- Причиной пожара может стать
не только спичка. Оставайтесь с нами и
увидите и узнаете много полезного и
интересного о мерах безопасности, о
правилах поведения при пожаре.
Мальчишки: -
Ладно уж, останемся! Вдруг пригодится
(садятся).
Учитель: - Итак, ребята, как вы думаете. Какова тема нашего сегодняшнего урока?
Дети: (Пожар, огонь, опасность…)
Учитель: - Верно. Назовём наш урок «Осторожно: огонь!» (4 слайд)
- Сегодня мы с вами поговорим о такой страшной беде, как пожар, выясним, что нужно делать, если он вдруг начался, обсудим, как его можно избежать.
II Работа по теме урока
1. Создание проблемной ситуации
(Ученики зачитывают статистические данные о пожарах в городе и в Республике)
Учитель: - Послушайте наших корреспондентов.
1 – й уч.
Летние пожары 2010-го лишили Чувашию более 6-ти тысяч гектаров лесопосадок в Заволжье, в Алатырском и Ибресинском районах.
2 – й уч.
В 2011-ом в Чувашской Республике произошло 1127 пожаров. Материальный ущерб от них составил более 46 млн. рублей. В огне погибли 105 человек. Травмы получили 102 жителя республики. Пожарные спасли 446 человек.
3 – й уч
По оперативным данным за 2011 год по Алатырскому району было 77 пожаров: 50 – по городу и 27 – по району. Материальный ущерб составил 4 миллиона 934 тысячи рублей. В огне погибло 7 человек.
4 – й уч.
С начала января в Чувашской Республике произошло 70 пожаров. Материальный ущерб от них составил 3 миллиона рублей. Погибли 16 жителей Чувашии, 14 – получили травмы. Пожарные спасли 25 человек и материальных ценностей на сумму 38 миллионов рублей.
Учитель: - В первых числах января, во время новогодних праздников, число пожаров всё – таки бывает больше.
-
Почему?
Дети: - Люди не соблюдают
правила пожарной безопасности,
невнимательно относятся к бытовым
приборам, во время праздников зажигают
бенгальские огни в квартирах, забывают
выключить гирлянды на новогодних
ёлках.
Учитель: - Попробуем разобраться в этой проблеме. Нужен ли вообще огонь людям?
- Огонь друг человеку или враг? Как вы думаете?(5 слайд)
Дети: - Он помогает готовить еду, обогревает дом на даче.
Учитель: - Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен (6 слайд).
С его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит в повседневном быту и на производстве. И мы готовы защищать огонь как нашего друга (7 слайд).
- А людям каких профессий огонь помогает в работе?
Дети: Повару, пекарю, сталевару, космонавту.
Учитель: Молодцы! Сейчас мы увидим, в каких ещё профессиях необходим огонь.
(На слайдах 8 – 14 появляются изображения сталевара, сварщика, кузнеца, стеклодува, повара, пекаря во время работы)
- Но иногда огонь «выходит из – под контроля» (15 слайд).
- Что тогда может произойти?
Дети: - Беда, пожар, несчастье, опасность (16 – 17 слайды).
Учитель:-
Правильно. А пожар – это большой
огонь, чудовище, поедающее всё вокруг
своим пламенным языком.
2. Поиск
решения проблемной ситуации.
Учитель: - Ребята, подберите слово, противоположное по своему значению слову «опасность».
Дети: - Безопасность.
Учитель: - Как вы понимаете значение этого слова?
Дети: Безопасность – это состояние, когда вокруг всё спокойно и бояться нечего (18 слайд)
Учитель: - Нам всегда нужно помнить три составляющие безопасности
(19 слайд)
Первое - нам следует научиться предвидеть опасность. Что это значит?
Дети: Знать где и когда произойдёт беда.
Учитель: - Верно. Второе - нам надо избегать опасности. Что это значит?
Дети: - Поступать так, чтобы ничего плохого не произошло.
Учитель: - Верно. И третье – мы должны уметь действовать в трудной ситуации, знать, как себя вести.
(Креплю на доску таблички: «предвидеть», «избегать» и «действовать»)
Учитель: - Сейчас вам предстоит работать в группах (20 слайд)
- Пожалуйста, вспомните правила работы в группе.
Дети: Помогать друг другу, работать дружно и тихо, выслушивать мнение каждого.
Учитель: - Верно. Каждая группа получит своё задание. Начинаем работать по сигналу.
Задание для 1 – й группы (памятка)
Чтобы не было пожара
Вставьте в предложение подходящие по смыслу слова:
1. Никогда и нигде не играй со __________,___________ детям не игрушка!
2. Пожаром грозят оставленные без присмотра _______,________.
3. Уходя из дома , не забывай выключать все ___________.
4. В квартире обязательно должен быть __________.
5. Все горючие предметы и жидкости должны храниться далеко от ________. Например, в ванной комнате, а не в кухне.
6. Рядом с ___________ должна висеть памятка вызова экстренных служб.
7. Если увидишь огонь, зови взрослых или звони по городскому телефону ______, по мобильному ________ .
(спички, утюги, обогреватели (другие бытовые приборы), огонь, огнетушитель, 01, 112)
Задание для 2 – группы
Средства борьбы с огнём
Реши кроссворд 1 - светит и обжигает 2 - жидкое средство для тушения огня 3 - твердое средство для тушения огня 4 - бытовой прибор, который во включенном состоянии может вызвать пожар 5 - чем подают воду при пожаре 6 - сигнал, издаваемый пожарным автомобилем 7 - откуда набирают воду для тушения пожара 8 - основное средство борьбы с огнем
|
|
Задание для 3 – й группы ( памятка)
Как следует вести себя во время пожара?
Выберите, какие действия являются верными, определите. Обозначьте цифрами порядок действий.
Вызвать пожарную службу по телефону 01 или 112.
Собрать вещи и любимые игрушки.
Сообщить точный адрес, фамилию, имя.
Сохранять спокойствие.
Начать тушить пожар самостоятельно, без взрослых.
Срочно покинуть помещение, плотно прикрыв за собой двери.
Бегать по всей квартире и смотреть во все окна.
Сказать оператору, что горит.
Если рядом есть взрослые, позвать на помощь.
Задание для 4 – й группы
Опасные и безопасные предметы
Карточки с изображением различных предметов: огнетушитель, пластиковая бутылка с водой, одеяло, игрушка, портфель, книга, новогодняя ёлка, бенгальский огонь, пенал, телевизор, плита, баллончик с аэрозолем, хозяйственное мыло, стиральный порошок.
Задача – распределить карточки по группам:
1 – предметы, которые используют при тушении пожаров;
2 – предметы, которые могут вызвать пожар;
3 – безопасные средства бытовой химии;
4 – опасные средства бытовой химии.
Свой ответ необходимо пояснить.
( Обучающиеся выполняют задание в группах, учитель контролирует работу, в случае необходимости помогает).
4. Физкультминутка (21 слайд)
Учитель проводит игру с классом: “Я - НЕ Я”.
“Я” - стоим. “Не Я” - приседаем.
-
Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не
выключил утюг?
-
Красный отблеск пробежал,
Кто со
спичками играл?
-
Стол и шкаф сгорели разом,
Kто сушил
белье над газом?
-
Побежал пожар во двор,
Это кто там
жег костер?
-
Столб огня чердак объял,
Кто там
спички зажигал?
-
Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома
жег траву?
-
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые
предметы?
5. Презентация обучающимися результатов работы (22 - 25 слайды – ответы)
Лидеры групп выступают с презентацией по результатам работы: зачитывают задание и ответ.
Учитель осуществляет контроль, в случае необходимости, помогает. В процессе работы возможно групповое обсуждение вариантов ответов на те или иные вопросы.
6. Подведение итогов, рефлексия деятельности
Учитель: - Ребята, сегодня вы узнали, как предвидеть опасность, предупреждать её и действовать в случае пожара, а также вызывать пожарную службу. Итак, напомните, что происходит после вашего звонка в дежурную службу?
Дети: - Приезжают пожарные.
Учитель: - Верно, приезжают сотрудники пожарной части. На борьбу с пожарами направляются очень смелые люди - пожарные. Рискуя собственной жизнью, они бросаются в огонь для спасения людей и их имущества. Современная пожарная техника позволяет в считанные минуты локализовать огонь и свести до минимума нанесенный пожаром ущерб. Зачастую, пожарным помогают и обычные люди (26 - 28 слайды).
- Надеюсь, что мы с вами никогда не столкнёмся с этой страшной бедой – пожаром.
Учитель: - Каковы же причины пожара? По чьей вине он возникает?
Дети: Люди не соблюдают правила пожарной безопасности, невнимательно относятся к бытовым приборам, во время праздников зажигают бенгальские огни в квартирах, забывают выключить гирлянды на новогодних ёлках (29 - 31 слайды).
Учитель:- Можете ли вы сами, без взрослых, тушить пожар?
Дети: - Без взрослых тушить пожар нельзя!
Учитель: - Назовите основные средства тушения пожара.
(Показываю те средства, которые есть на выставке).
Учитель: - Молодцы! Что нужно сообщить, вызывая сотрудника пожарной службы?
Дети: - Указать, что горит, фамилию, имя, точный адрес.
Учитель: - По каким номерам нужно звонить, чтобы вызвать пожарных?
Дети: 01, 112 .
7. Анализ и разыгрывание ситуаций.
Учитель: - А сейчас представьте, случилась беда: пожар.
-Как правильно вызвать пожарную команду? (32 слайд)
Учитель: Иногда ребята ради развлечения звонят по телефону 01,хотя пожара нет.
- Почему этого делать нельзя?
Учитель: Но, я договорилась с пожарными. Они разрешили сделать один звонок.
(Звонок кому – то из учителей на номер мобильного телефона с моего телефона).
- Какой номер мне набрать? (112)
Учитель: - Молодец!
-А теперь представьте, что нужно выбраться из задымлённого помещения.
- Как при этом поступить? (33 слайд)
(Ребёнок берет ткань, смачивает её по струёй воды, прикрывает нос, накрывается одеялом, пригибается и выходит).
Учитель: - А вот кто – то оставил тлеющий костёр. Как поступить? (34 слайд)
( Ребёнок подходит и выбирает ведро с водой и ведро с песком, лопатку).
Учитель: - А если задымился электроприбор? (35 слайд)
(Ребёнок выходит, обесточивает, накрывает одеялом)
Учитель: - Молодцы!
Но помним о том, что тушить пожар должны взрослые!
8. Об эвакуации
Учитель: - Когда у нас в школе проходят учебные пожарные тревоги, что мы должны делать, как себя вести?
Дети: - Эвакуироваться.
Учитель: - Что такое эвакуация? (36 слайд)
Дети: - Это выход из опасной зоны.
Учитель: - Ваши действия?
(Выслушиваются ответы учащихся. Подводится итог.)
- Если вы обнаружили пожар в школе или почувствовали запах дыма, немедленно сообщите об этом учителю, находящемуся поблизости.
- Не пытайтесь самостоятельно потушить пожар.
- Действуйте по команде учителя. Никогда не прячьтесь в задымлённом помещении в укромные места. При эвакуации покидайте опасное место в составе класса. Ведите себя спокойно, не создавайте паники.
- Если в помещении дым, пригнитесь к полу, по возможности дышите через мокрую ткань.
- Запомни это сам и расскажи другим.
Учитель: Молодцы! Вижу, что вы все хорошо усвоили правила безопасности при пожаре. Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет сохранить в целости и сохранности любую квартиру, любой дом, где вы живете, любое предприятие, где работают ваши мамы и папы, сберечь жизнь и здоровье людей. Будьте предельно осторожны в обращении с огнем и ни в коем случае не допускайте превращения огня в пожар!
Спасибо тем, кто подготовил рисунки к нашей выставке. А ещё мы с ребятами выпустили пожарный бюллетень «Уголёк», где разместили самые необходимые сведения о мерах безопасности и на случай пожара. Здесь же вы найдёте загадки, викторину, сказку о лесном пожаре.
За активную работу на уроке я вам дарю раскраски с изображением пожарного и памяткой «Что делать в случае пожара».
Рефлексия урока
- Какой момент урока вам больше всего запомнился?
- Что совершенно новое вы узнали на уроке?
- А когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?
- Я ...доволен своей работой.
- Мне было трудно…
XIV. Домашнее задание: составь рассказ на тему»Что я расскажу младшим о пожаре».
Приложение:
Материалы:
I. Литература:
1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Учебник «Окружающий мир», 2 класс, часть 2. М., 2010;
2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. М., 2006;
3. Гостюшин А.В. Человек в экстремальных ситуациях- 1. М., 2005.
II. http://21.mchs.gov.ru/digest/detail.php?ID=14868&digm2=1&digy2=2012
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сычёва Светлана Петровна
→ Fatiniya9806 29.09.2012 0 5106 927 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.