Урок окружающего мира по теме "В царстве грибов" для 3 класса
Урок окружающего мира
в 3 классе по теме
Гребенщикова Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов
МКОУ Старощербаковской СОШ
Постановка темы, цели урока (Слайд № 2)
- Лес.. Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их, приглашают всех полюбоваться и порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
-
Послушайте загадку и отгадайте, о чем
пойдет речь на сегодняшнем уроке:
(Слайд № 3)
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой.
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят
(Слайд №4)
-
Сегодня на уроке мы с вами очутимся в
царстве грибов.
- Что вы хотите узнать о грибах?
Учащиеся: Где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Из каких частей состоит гриб? Как грибы связаны с деревьями?
2. Рассказ учителя о грибах (Слайд № 5)
Учёные долгое
время не могли решить, что же такое
грибы? К группам животных и растений
они не подходят. Грибы – настолько
уникальные организмы, что в последнее
время биологи выделили их в отдельное
специальное царство Грибов.
В старину
многие думали, что они появляются от
росы, от ударов молнии, от гниения
веществ. Грибы - удивительнейшие из
живых существ, населяющих нашу планету.
(Слайд № 6)
- Царство грибов очень разнообразно. Учёным известно около 100 тысяч видов этих организмов.
(Слайд № 7)
- Существует даже целая наука - микология. Изучают грибы учёные – микологи.
3. Строение гриба (слайд № 8)
-Ребята, все грибы имеют разные названия, но строением они похожи.
-Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит гриб?
(шляпка, ножка, грибница)
- Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожая на паутинку, сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага.
Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе
шляпку и ножку, называют шляпочными грибами.
А что такое грибница? Это тонкие бесцветные ниточки. На десятки метров под землей раскидываются эти ниточки. С каждым днем появляются новые, пробираются между комков земли. А на них образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы. Грибы срываются или погибают, а грибница остается. И после нескольких дней появляются новые грибы. Грибницы живут многие десятки лет, и каждый год дают урожай. Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу
-Как вы думаете, что является главной частью гриба? (грибница)
Грибы способствуют образованию перегноя.
(Слайд № 9)
Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.
4. Выступления учёных – микологов
-Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют учёные – микологи, которые хотят с вами поделиться своими знаниями.
Первое занятие «Для чего нужны грибы растениям леса?» проведет миколог………………………………………………..(Слайд № 10)
Грибы нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав, помогает им всасывать воду с растворенными в ней минеральными солями. Дерево не остается в долгу и делится с грибами питательными органическими веществами, потому что грибы сами получать их не умеют.
Каждый год в лесу опадают хвоя, листья, падают ветки, шишки и кора. Всё это перерабатывают грибы, тем самым улучшают почву. Грибница съедает лесной мусор. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Многие лесоводы специально разводят грибы в новых лесопосадках.
(Слайд № 11)
- Главное отличие растений от грибов – способ питания. Зелёное растение может «приготовить» себе пищу из воды и углекислого газа с помощью солнечного света. Грибы этого делать не могут! Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных , находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.
Второе занятие «Почему грибы называют «лесным мясом» и «лесным овощем»? проведет миколог………………………………………………………………(Слайд № 12)
Грибы еще называют лесными витаминами. В них есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, белок- вещества, необходимые организму человека.
Грибы по калорийности не уступают мясу и хлебу. Свежие белые грибы полезнее лука, моркови, капусты, а сушеные грибы почти в 2 раза сытнее: яиц, вареной колбасы. Бульон из сухих белых грибов в 7 раз калорийнее мясного бульона. Килограмм сушеных белых грибов – это 3 килограмма рыбы, или 5 килограммов картофеля.
Самые питательные - это белые грибы, рыжики, опята, подосиновики (картинка). Шляпка у гриба ценней, чем ножка.
Третье занятие «Для чего нужны грибы животным и человеку?» проведет миколог…………………………………………………………..
Многие животные питаются грибами.
Например, белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева.
Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухомором лечится лось, сороки. (Слайд № 13)
(Слайд № 14)
Гриб чага растет на березе. Им лечат язвы желудка, опухоли.
Гриб - дрожжи применяют в хлебопечении.
Все знают лекарство пенициллин, его готовят тоже из гриба. Лечат воспаление легких, бронхит.
Некоторые грибы помогают нам бороться с насекомыми.
ФИЗМИНУТКА
ВАНЯ ШЁЛ, ШЁЛ,ШЁЛ -
ПОДБЕРЁЗОВИК НАШЁЛ.
ДИМА ШЁЛ, ШЁЛ,ШЁЛ –
И ЛИСИЧКУ НАШЁЛ.
КАТЯ ШЛА, ШЛА, ШЛА –
СЫРОЕЖКУ НАШЛА.
АНДРЕЙ ШЁЛ, ШЁЛ, ШЁЛ –
БОРОВИК НАШЁЛ.
ДАНИЛ ШЁЛ, ШЁЛ, ШЁЛ –
ДОЖДЕВИК НАШЁЛ.
5. Загадки о грибах
-Опытные грибники знают, что грибы любят расти под «своими» деревьями. Там их и надо искать.
-А какие грибы, под каким деревом растут, узнаете, отгадав загадки?
1.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я…….(подосиновик). (Слайд № 15)
-Под каким деревом можно найти подосиновик? (под осиной)
-Посмотрите, какой красавец. Шляпка темно- красная или красно- коричневая. Ножка длинная, стройная, крепкая.
2. Лета первая примета
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
(подберезовик) (Слайд № 16)
Под каким деревом, растет подберезовик? (Под березой)
3. Сидит дружная семейка
Но на пнях, не на скамейках
Зонтики в руках,
Колечки на плечах.
(опята) (Слайд № 17)
- Где растут опята?
4. Под сосною на опушке
Преют рыжие макушки
В мох душистый две косички
Прячут хитрые……(лисички). (Слайд № 18)
- Под каким деревом можно найти лисички? (сосною)
- Особенно много лисичек в сырое лето.
Есть очень интересное свойство у этих грибов. Они не крошатся и не ломаются. Очень редко встретишь червивые.
Царь грибов на толстой ножке.
Самый лучший для лукошка
Он головку держит смело,
Потому что гриб он…..(белый). (Слайд № 19) - Какое второе название, у этого гриба? (боровик)
-Где же, он растет? ( Растёт он в берёзовых, сосновых и дубовых лесах.)
- Грибы начинают расти, когда хорошо прогреется и напитается влагой земля.
6. Деление грибов на группы
- Как одним словом можно назвать эти грибы? (съедобные)
-На какие две группы можно разделить все грибы?
-Существует около 300 видов съедобных грибов.
-А какие ещё съедобные грибы знаете?
-А несъедобные?
(бледная поганка, ложные опята, мухомор, желчный гриб, дождевик, ложные лисички, ложные грузди)
- Несколько слов о ядовитых грибах.
- Какой ядовитый гриб самый опасный?
(Слайд № 20)
-БЛЕДНАЯ ПОГАНКА самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Её яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Её не едят даже черви. А признаки гриба таковы: шляпка зеленая, зеленоватая до белой. В верхней части ножки - кольцо, точно мини- юбочка. Бледную поганку часто путают с шампиньоном.
(Слайд № 21)
МУХОМОР в отличие от поганки природа наградила необыкновенной
красотой. Но красота его обманчива: яд вызывает удушье, обмороки.
Мухоморы используют иногда и как средство для уничтожения мух. Мухоморы используют для лечения больных суставов.
- Есть еще и другие ядовитые грибы: ложные опята, двойник опенка осеннего, желчный гриб - ядовитый, двойник белого гриба - съедобного.
7. Правила сбора грибов
- А как надо правильно собирать грибы?
1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог. В этих грибах накапливаются вредные вещества.
(Слайд № 22)
- Прочитайте правила сбора грибов
8. Красная книга грибов (Слайды № 23-24)
– Рассмотрите рисунки.
- Постарайтесь запомнить грибы из Красной книги России
ГРИФОЛА КУРЧАВАЯ
СЕТКОНОСКА СДВОЕННАЯ
ПАУТИННИК ФИОЛЕТОВЫЙ
ШИШКОГРИБ ХЛОПЬЕНОЖКОВЫЙ
РЕШЁТОЧНИК КРАСНЫЙ
РОГАТИК ПЕСТИКОВЫЙ
- А почему эти грибы внесены в Красную книгу?
(редкие и исчезающие виды)
-Как вы думаете, а в нашей области есть редкие и исчезающие виды грибов? А куда можно обратиться за информацией по этому вопросу? (Красная книга Новосибирской области)
9. Разнообразие грибов
- Ребята, а вы знаете, что есть грибы, которые не относятся к шляпочным?
- Сейчас я покажу вам грибы, которые сфотографированы под микроскопом (Слайды № 25, 26, 27, 28, 29)
- Эти грибы можно увидеть на хлебе, в банке с вареньем, на овощах и фруктах
- Что это? Кто догадался?
- Плесневые грибы очень малы. Их можно рассмотреть только под микроскопом.
- Плесень состоит из плодового тела и грибницы.
- Можно назвать её грибом? (Да).
- Чего нет у плесени? (Шляпки).
- Можно в таком случае назвать её шляпочным грибом? (Нет).
(Слайд № 30)
- А ещё есть дрожжевой грибок. Дрожжи кладут в тесто, чтобы булочки и пирожки были пышными, сдобными и долго не черствели.
- Есть и молочный грибок. С его помощью можно приготовить вкусный кефир.
- Есть ещё один плесневый гриб – пеницилл. Этот гриб разводят специально, чтобы получить из него лекарство – пенициллин. Пенициллин широко применяют при воспалении лёгких, ангине и других заболеваниях.
Фаза «Рефлексия» (Слайд № 31)
- А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы, что…»
Я читаю вам вопрос, вы отвечаете «да» или «нет»
Итак, верите ли вы, что…:
грибы относятся к живой природе? Да
грибы относятся к царству растений? Нет
шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? Да
плодовое тело состоит из шляпки и ножки? Да
грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? Нет.
что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? Нет
грибы – это богатство леса? Да
что плесень, которую можно увидеть на корке хлеба, в банке с вареньем – это тоже грибы? Да.
что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам? Нет.
10) что плесневые грибы могут приносить человеку не только вред, но и пользу? Да
11) что некоторые виды грибов занесены в Красную книгу? Да.
12) что медведи лечатся мухоморами? Нет
13) что самый полезный гриб – это бледная поганка? Нет
Итог урока (доска)
- Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на доске: “Сегодня на уроке я…”?
- Поделитесь своими размышлениями
12. Домашнее задание
Выучить правила сбора грибов (с. 121)
Составить викторину о грибах, используя материал учебника, дополнительную литературу, занятия кружка (включая загадки)
(Слайд № 32)
Оценивание
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гребенщикова Татьяна Анатольевна
→ somik-63 19.10.2012 0 8316 1850 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.