Разработка урока по теме "В царстве грибов"; 3 класс


Антонова Елена Борисовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 города Чехова


Окружающий мир

3 класс


Тема урока: «В царстве грибов»


Цели: сформировать у учащихся представление о грибах, как особом царстве живой природы; учить детей выполнять законы природы; прививать навыки экологической культуры; установку стабильного интереса к экологической обстановке своей местности; вырабатывать потребности поддержания собственного экологического здоровья личности; развивать активность и самостоятельность, воображение и творческие способности учащихся; способствовать развитию речи учащихся, умению вести диалог.


Оборудование:

муляжи; таблицы грибов; опорные сигналы; картина «Лес»; книги о природе; справочники и дополнительная литература о грибах; ребусы.



Ход урока:

I. Организационный момент:

Долгожданный дан звонок - начинается урок.

Будем вместе развивать качество - внимательность.

А поможет все узнать наша любознательность.


И. Повторение пройденного. Подготовка к восприятию нового:

- Ребята, сегодня я предлагаю совершить путешествие, а куда отгадайте...


«Весной одевается, осенью раздевается» (лес).


- Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, т.к. вы не раз бывали у него в гостях, читали о нем, и он еще далекий для нас, т.к. вам еще не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным сказок, чудес, красоты, тайн, загадок. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Это хорошо понимали русские писатели и поэты, художники и композиторы.

(выставка книг о природе)


  • Кто из вас был в лесу? С какой целью можно посещать лес?

  • Что такое лес? Что вы о нем знаете?

  • Итак, мы отправимся в лес, на природу, если ответите на «его»

вопросы.


1 вопрос. Что такое природа?




ПРИРОДА



2 вопрос. Какая бывает природа?


ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ


3 вопрос. Какие признаки живого вам известны?

(живое рождается, питается, растет, дышит, имеет потомство, умирает)

4 вопрос. А на какие два мира можно разделить живую природу?


РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ


- Молодцы! Вы справились с заданием. Итак, в путь! Как вы считаете, с какой целью мы отправимся в лес?

- В лес пойдем группами, на которые разбились. Каждая группа запаслась корзинками. Для чего?

(будем собирать грибы)

  • Но прежде, чем гриб в лесу сорвать, нужно много о нем знать.

Значит наша задача, зайти в лес, наполнить корзинки...?

Учащиеся: (открыть тайну царства грибов).

  • Как мы войдем в лес? Как надо вести себя в лесу?


III. Новый материал.

- Правила поведения в лесу повторили, теперь смело можем вступать в лесное царство. Сегодня нас будет интересовать нижний ярус леса. Что же там находится?


Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы. (гриб)


гриб (на доске карточка)


  • Придумайте однокоренные слова:

(грибочек, грибной, грибник, грибница) грибовар, грибоварня.

  • Как вы думаете однозначное или многозначное это слово?

(грибы в лесу; плесневые грибы; грибковое заболевание; растительный микроорганизм - возбудитель брожения).


  • Ребята, а как вы считаете: грибы - это живая или неживая природа? Почему?

(живая, т.к. им свойственно рождение, они растут, умирают)

  • К какому миру живой природы можно отнести?

(животным, растениям?) Давайте подумаем...

  • Если это растения, то у них должны быть: корень, стебель, листья,

цветы, плоды, семена.

  • А есть ли это у грибов?

[Вывод: грибы - это новое царство, т.к. у них нет корней, стебля, листьев].

-Чтобы ответить на поставленный вопрос, давайте попробуем разобраться со строением гриба.

- Сейчас каждая группа получит задание-карточку. И продумает ответ.


3 № 1 (в группе)

1 гр. Рассказать о строении гриба.

2 гр. Рассказать, что такое грибница и её роль в жизни гриба.

3 гр. Расскажите, что мы называли надземной частью и для чего она служит.

  • Можно отнести грибы к царству растений? (Нет. Это новое царство. Как его назовём?)

Царство грибов

  • Перечислите основные части гриба.

(грибница, ножка, шляпка.)

  • Как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?

(грибница важнее, чем плодовое тело.)


3 №2 (в группе)

На какие группы можно разделить все шляпочные грибы?

1 гр. Какие грибы относим к съедобным? Рассказать о съедобных грибах.

2 гр. Рассказать о не съедобных грибах и ядовитых.

3 гр. Перечислить какие грибы занесены в Красную книгу? Почему?

[Вывод: шляпочные грибы делятся на съедобные, несъедобные и ядовитые].



ГРИБЫ



ШЛЯПОЧНЫЕ ПЛЕСНЕВЫЕ


СЪЕДОБНЫЕ НЕСЪЕДОБНЫЕ ЯДОВИТЫЕ



3 № 3 (группа)

Каждая группа должна провести инструктаж, как правильно собирать грибы, чтобы и на следующий год их было много.

Вам предлагается 3 способа сбора, выберите тот, который считаете верным.


1способ 2 способ 3 способ

Мы будем рвать, Не будем рвать, Гриб не срезается,

тянуть гриб из земли. а осторожно срежем а выкручивается.

ножом.


[Вывод: Очень важно правильно собирать грибы, от этого зависит дальнейшая жизнь растений].


3№4

Какие мы грибники? (Загадки для каждой группы).

1.Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый.

(Мухомор)

    • К какой группе относится?

    • Положим в корзину?

    • З ачем нужен мухомор?

Цепь питания: мухомор ? ?


2. Под осиной гриб тот, дети,

В ярко-красненьком берете.

(подосиновик)

  • Почему так назвали?

  • Какие еще грибы можете назвать, растущие конкретно под определенными деревьями?


3. Не привыкла нравиться,

Кто съест меня - отравится.

(бледная поганка)

  • Какие еще несъедобные грибы заполнили?

(желчный гриб, бледная поганка, ложноопенок).

  • А как поступите, если не знаете, что это за гриб?

(не брать).


Учитель: [Если все же произошло отравление, необходимо немедленно вызвать врача. До прибытия врача уложить больного в постель и давать обильное питье. Пить подсоленную воду маленькими глотками, лучше холодную. Или холодный чай или кофе, а также молоко с медом.]


3 № 5 Ребусы

(отгадать, что за гриб и показать на иллюстрации).

масло

мята

маслята

О5 а лиса + спички


опята лисички


  • Можно ли положить в корзинку? Какие это грибы? (съедобные)


IV. Итог: Пришло время отдыха, время подведения итогов.

- Мы сели на лесную полянку, посмотреть, что же у нас в корзинках. (Подсчет грибков в корзинах. Оценить работу каждой группы. Кого вы можете назвать знатоком «царства грибов»?)


- Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Я благодарю вас за хорошую работу.

- Сегодня мы раскрыли так много тайн, о самых, казалось обыкновенных грибах.

- Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она

Называется


микология


микос - гриб


логос - наука



- С латыни это можно перевести как «Наука о грибах».


- И чтобы стать настоящими микологами, предстоит еще очень многое узнать об этом удивительном царстве.


V. Домашнее задание.

- Сделаем первые шаги, и дома внимательно прочитайте с. 118-121

т. с. 55 з. № 4.

  • Продолжим пополнять стр. нашей «Красной книги».

  • Ищите пословицы, загадки о грибах.

  • Не забудьте о грибных тайнах нашей Московской области.


- Кратко напомним, какие тайны удалось нам раскрыть, побывав в «Царстве грибов».


Учащиеся: Ну, а сейчас скажем:

До свиданья, лес!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Учитель: А вы, ребята...

Варите, солите и жарьте грибы.

Только грибницу не трогайте вы.

Она словно нить глубоко под землей,

Испортишь ее - и не будет другой.




Источники информации:

1. О.И Дмитриева, Максимова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс – М.: «ВАКО», 2006

2. Превращения слов: Кн.для учащихся нач.классов/ Сост. А.В.Полякова. – М.: Просвещение, 1998.

3. http://www.prozagadki.ru/193-zagadki-pro-les.html

4. http://aawee.ru/zagadki-poslovicy-primety-pogovorki-i-stixi-o-gribax/

5. http://www.koshki-mishki.ru/riddles-forest.html














Полный текст материала Разработка урока по теме "В царстве грибов"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антонова Елена Борисовна  ElenaAntonova35
01.11.2012 0 5609 1316

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК