Разработка урока по теме "В царстве грибов"; 3 класс
Антонова Елена Борисовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 города Чехова
Окружающий мир
3 класс
Тема урока: «В царстве грибов»
Цели: сформировать у учащихся представление о грибах, как особом царстве живой природы; учить детей выполнять законы природы; прививать навыки экологической культуры; установку стабильного интереса к экологической обстановке своей местности; вырабатывать потребности поддержания собственного экологического здоровья личности; развивать активность и самостоятельность, воображение и творческие способности учащихся; способствовать развитию речи учащихся, умению вести диалог.
Оборудование:
муляжи; таблицы грибов; опорные сигналы; картина «Лес»; книги о природе; справочники и дополнительная литература о грибах; ребусы.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Долгожданный дан звонок - начинается урок.
Будем вместе развивать качество - внимательность.
А поможет все узнать наша любознательность.
И. Повторение пройденного. Подготовка к восприятию нового:
- Ребята, сегодня я предлагаю совершить путешествие, а куда отгадайте...
«Весной одевается, осенью раздевается» (лес).
- Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, т.к. вы не раз бывали у него в гостях, читали о нем, и он еще далекий для нас, т.к. вам еще не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным сказок, чудес, красоты, тайн, загадок. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Это хорошо понимали русские писатели и поэты, художники и композиторы.
(выставка книг о природе)
Кто из вас был в лесу? С какой целью можно посещать лес?
Что такое лес? Что вы о нем знаете?
Итак, мы отправимся в лес, на природу, если ответите на «его»
вопросы.
1 вопрос. Что такое природа?
ПРИРОДА
2 вопрос. Какая бывает природа?
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
3 вопрос. Какие признаки живого вам известны?
(живое рождается, питается, растет, дышит, имеет потомство, умирает)
4 вопрос. А на какие два мира можно разделить живую природу?
РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
- Молодцы! Вы справились с заданием. Итак, в путь! Как вы считаете, с какой целью мы отправимся в лес?
- В лес пойдем группами, на которые разбились. Каждая группа запаслась корзинками. Для чего?
(будем собирать грибы)
Но прежде, чем гриб в лесу сорвать, нужно много о нем знать.
Значит наша задача, зайти в лес, наполнить корзинки...?
Учащиеся: (открыть тайну царства грибов).
Как мы войдем в лес? Как надо вести себя в лесу?
III. Новый материал.
- Правила поведения в лесу повторили, теперь смело можем вступать в лесное царство. Сегодня нас будет интересовать нижний ярус леса. Что же там находится?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы. (гриб)
гриб (на доске карточка)
Придумайте однокоренные слова:
(грибочек, грибной, грибник, грибница) грибовар, грибоварня.
Как вы думаете однозначное или многозначное это слово?
(грибы в лесу; плесневые грибы; грибковое заболевание; растительный микроорганизм - возбудитель брожения).
Ребята, а как вы считаете: грибы - это живая или неживая природа? Почему?
(живая, т.к. им свойственно рождение, они растут, умирают)
К какому миру живой природы можно отнести?
(животным, растениям?) Давайте подумаем...
Если это растения, то у них должны быть: корень, стебель, листья,
цветы, плоды, семена.
А есть ли это у грибов?
[Вывод: грибы - это новое царство, т.к. у них нет корней, стебля, листьев].
-Чтобы ответить на поставленный вопрос, давайте попробуем разобраться со строением гриба.
- Сейчас каждая группа получит задание-карточку. И продумает ответ.
3 № 1 (в группе)
1 гр. Рассказать о строении гриба.
2 гр. Рассказать, что такое грибница и её роль в жизни гриба.
3 гр. Расскажите, что мы называли надземной частью и для чего она служит.
Можно отнести грибы к царству растений? (Нет. Это новое царство. Как его назовём?)
Царство грибов
Перечислите основные части гриба.
(грибница, ножка, шляпка.)
Как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?
(грибница важнее, чем плодовое тело.)
3 №2 (в группе)
На какие группы можно разделить все шляпочные грибы?
1 гр. Какие грибы относим к съедобным? Рассказать о съедобных грибах.
2 гр. Рассказать о не съедобных грибах и ядовитых.
3 гр. Перечислить какие грибы занесены в Красную книгу? Почему?
[Вывод: шляпочные грибы делятся на съедобные, несъедобные и ядовитые].
ГРИБЫ
ШЛЯПОЧНЫЕ ПЛЕСНЕВЫЕ
СЪЕДОБНЫЕ НЕСЪЕДОБНЫЕ ЯДОВИТЫЕ
3 № 3 (группа)
Каждая группа должна провести инструктаж, как правильно собирать грибы, чтобы и на следующий год их было много.
Вам предлагается 3 способа сбора, выберите тот, который считаете верным.
1способ 2 способ 3 способ
Мы будем рвать, Не будем рвать, Гриб не срезается,
тянуть гриб из земли. а осторожно срежем а выкручивается.
ножом.
[Вывод: Очень важно правильно собирать грибы, от этого зависит дальнейшая жизнь растений].
3№4
Какие мы грибники? (Загадки для каждой группы).
1.Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый.
(Мухомор)
К какой группе относится?
Положим в корзину?
З ачем нужен мухомор?
Цепь питания: мухомор ? ?
2. Под осиной гриб тот, дети,
В ярко-красненьком берете.
(подосиновик)
Почему так назвали?
Какие еще грибы можете назвать, растущие конкретно под определенными деревьями?
3. Не привыкла нравиться,
Кто съест меня - отравится.
(бледная поганка)
Какие еще несъедобные грибы заполнили?
(желчный гриб, бледная поганка, ложноопенок).
А как поступите, если не знаете, что это за гриб?
(не брать).
Учитель: [Если все же произошло отравление, необходимо немедленно вызвать врача. До прибытия врача уложить больного в постель и давать обильное питье. Пить подсоленную воду маленькими глотками, лучше холодную. Или холодный чай или кофе, а также молоко с медом.]
3 № 5 Ребусы
(отгадать, что за гриб и показать на иллюстрации).
масло’ |
‘мята |
маслята
О5 ‘а лиса’ + “спички
опята лисички
Можно ли положить в корзинку? Какие это грибы? (съедобные)
IV. Итог: Пришло время отдыха, время подведения итогов.
- Мы сели на лесную полянку, посмотреть, что же у нас в корзинках. (Подсчет грибков в корзинах. Оценить работу каждой группы. Кого вы можете назвать знатоком «царства грибов»?)
- Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Я благодарю вас за хорошую работу.
- Сегодня мы раскрыли так много тайн, о самых, казалось обыкновенных грибах.
- Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она
Называется
микология
микос - гриб
логос - наука
- С латыни это можно перевести как «Наука о грибах».
- И чтобы стать настоящими микологами, предстоит еще очень многое узнать об этом удивительном царстве.
V. Домашнее задание.
- Сделаем первые шаги, и дома внимательно прочитайте с. 118-121
т. с. 55 з. № 4.
Продолжим пополнять стр. нашей «Красной книги».
Ищите пословицы, загадки о грибах.
Не забудьте о грибных тайнах нашей Московской области.
- Кратко напомним, какие тайны удалось нам раскрыть, побывав в «Царстве грибов».
Учащиеся: Ну, а сейчас скажем:
До свиданья, лес!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Учитель: А вы, ребята...
Варите, солите и жарьте грибы.
Только грибницу не трогайте вы.
Она словно нить глубоко под землей,
Испортишь ее - и не будет другой.
Источники информации:
1. О.И Дмитриева, Максимова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс – М.: «ВАКО», 2006
2. Превращения слов: Кн.для учащихся нач.классов/ Сост. А.В.Полякова. – М.: Просвещение, 1998.
3. http://www.prozagadki.ru/193-zagadki-pro-les.html
4. http://aawee.ru/zagadki-poslovicy-primety-pogovorki-i-stixi-o-gribax/
5. http://www.koshki-mishki.ru/riddles-forest.html
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антонова Елена Борисовна
→ ElenaAntonova35 01.11.2012 0 5635 1316 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.