Урок окружающего мира "Реки"




















Урок окружающего мира. Реки.
























Автор: Гербер Оксана Юрьевна

Место работы: МБОУ «Начальная общеобразовательная школа 54 им.В.И.Сизикова»

Должность: учитель начальных классов








Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега), с причинами течения рек, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать;

  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, происходящие с объектами;

  • воспитывать бережное отношение к природе.


Оборудование: Учебник «Окружающий мир», 2 класс (1 часть).

А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Баласс, 2010

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс

А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Баласс, 2010

Карта Кемеровской области.

Атлас для школьников. Кемеровская область. Роскартография, 2002.

Мультимедийная система (проектор + компьютер), презентация.

Раздаточный материал (схема карты Кемеровской области) (Приложение 1)






































Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Посмотрите, все ль в порядке – книжки, ручки и тетрадки?


2.Постановка проблемы.

Учитель (У): Отгадайте загадку:

В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется.

Дети (Д): (Река)

У: Что такое река?

Д: (Много воды, большой ручей)

У: Мы смогли дать точный ответ на вопрос: «Что такое река?»

Д: (Нет)

Слайд №2

У: Значит, какая тема урока?

Д: Что такое река.

У: Как вы думаете, какие вопросы изучает эта тема?

Д: - Река – это что?

- Как образуются реки?

- Строение реки?

- Значение рек в природе?

3. Открытие новых знаний.

У: На какой вопрос надо ответить сначала, чтобы дать определение «Что такое река?»

Д: (Как образуются реки?)

Слайд №3

У: Рассмотрите схему (Круговорот воды в природе) и объясните, как образуются реки?

Д: (В облаках ветер переносит воду с моря на сушу. Там она выпадает в виде дождя и снега (осадков.) Капли дождя собираются в ручьи, ручьи в реки. Они вновь несут воду в море.)

У: А может вода в реке закончиться?

Д: (Нет, потому что круговорот воды происходит постоянно.)

Слайд №4

У: Что образует собравшаяся вода?

Д: (Поток воды.)

У: Что такое река?

Д: (Это поток воды.)

У: Сравним свой вывод с мнением ученых. (Учебник, с. 105)

Река- это постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши.

Слайд №5,

учебник

Физминутка.

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать!

(Плавательные движения)

Берег слева, берег справа.

(Повороты влево, вправо)

Речка лентой впереди.

(Потягивания – руки вперед)

Сверху мостик – погляди.

(Потягивание – руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей.

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

(Плавательные движения)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем.

(Ходьба на месте)

И на травке отдыхаем.

(Дети садятся за парты)

Слайд №6,

(Все движения показывает учитель)

У: На какой следующий вопрос будем отвечать?

Д: (Строение реки.)

Слайд №7

У: Рассмотрите схему реки.

- Каким цветом обозначена на схеме река?

Д: (Голубым.)

У: Что вам уже известно о строении реки?

Д: (У реки есть два берега – левый и правый.)

У: Как определить у реки где правый, а где левый берег?)

Д: (Надо встать лицом в ту сторону, куда течет река. Значит справа будет правый берег, а слева - левый берег.)

У: А в каком направлении течет река?

Д: (Сверху – вниз.)

У: Как на схеме определить где начало, а где конец реки?

Д: (Начало – узкая ленточка, конец – широкая ленточка.)

У: Место, где река берет начало, называется истоком.

Место, где река впадает в другой водоем, называется – устьем.

- Обратите внимание на схему. Что вы заметили?

Д: (К реке присоединились еще ручейки.)

У: К реке присоединяются не только ручейки, но и реки, которые называются притоками.

У: Как называется приток, который расположен слева (левый приток), а справа (правый приток).

- Углубление, по которому течет река, называется русло.

Слайд №8

(название частей реки появляются на слайде в следующей последовательности по щелчку:

Левый берег и правый берег

Исток

Устье

Притоки

Русло)


4. Практическая работа.

У: Какие реки протекают на территории Кемеровской области?

Д: (Дети называют названия рек.)

У: Какая самая крупная река Кемеровской области?

Д: (Томь.)

У: Найдите на карте реку Томь.

Слайд №9 или карта Кемеровской области,

атласы

- Обозначьте части реки Томь.

Смотри условные обозначения: река (Р), исток (И), левый приток (ЛП), правый приток (ПЛ), устье (У). Стрелкой укажи направление течения.

Слайд №10,

Приложение 1

У: Проверка по слайду.

Слайд №11

5. Обобщение знаний о значении рек в природе.

У: На все ли вопросы мы ответили?

Д: (Нет.)

У: На какой вопрос еще осталось ответить?

Д: (Значение рек в природе.)

Слайд №12

Река- местообитание водных жителей.

Река- источник пресной воды.

Река- путь транспортировки грузов.

Река- изменяет поверхность земли.

Слайд №13

(просмотр после всех высказываний)

5. Итог урока.

Какие открытия мы сделали на уроке?

Слайд №14

6. Домашнее задание.

Составить памятку об охране водных ресурсов

Рабочая тетрадь, страница 33-34, задание 1,2,6

Слайд №15






Приложение 1
























Литература


1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

Окружающий мир, 2 класс. Наша планета Земля.

Учебник в 2 частях, - М.: Баласс, 2010.


2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

Окружающий мир, 2 класс. Рабочая тетрадь.

Наша планета Земля. - М.: Баласс, 2010.


3. Атлас для школьников. Кемеровская область,

Роскартография, 2002.











Полный текст материала Урок окружающего мира "Реки" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гербер Оксана Юрьевна  OksanaGerber
18.12.2012 0 3193 972

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК