Урок окружающего мира "Почвы России". 4 класс.


Фамилия, имя, отчество автора методики:

Иванова Вера Борисовна


Предмет: Окружающий мир


Программа: « Школа 21 века»


Учебник: Н.Ф.Виноградова и Г.С. Калинова «Окружающий мир»


Класс: 4


Название раздела: «Родная страна: от края до края»


Название темы: « Почвы России»


Средства обучения (в том числе технические средства обучения)

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.


Использованная литература:


1.Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс


2. Иллюстрации: «Метафайлы Windows»


3. Ресурсы Интернет:


http://www.myshared.ru/


http://www.5klass.net/


http://www.nsportal.ru/




Тема урока: «Почвы России»

Цель: восстановить и расширить знания учащихся по данной теме

Задачи:

обучающая: продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем слое земли; выявить основные свойства почвы; способы защиты почвы от разрушения,


развивающая : развивать умение анализировать, делать выводы,


воспитывающая: воспитывать познавательную активность ,

бережное отношение к природным ресурсам, умение работать в группах

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер.



План – конспект


Этапы урока

Ход урока

презентация

1. Организационный этап.

- Мне приятно вас видеть, давайте улыбнемся друг другу

и начнем урок.


2. Этап проверки домашнего задания.

Заслушиваются 3-4 сообщения на тему: «Пустыня» и « Влажные субтропики»


3.Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Работа в группах

( карточки с заданием)


О предели по корневой системе растения, в какой природной зоне оно произрастает. Обоснуй свой ответ.



Определи по корневой системе растения, в какой природной зоне оно произрастает. Обоснуй свой









ответ.




Обобщающий вывод

В разных природных зонах существуют разные условия для произрастания растений. Так же разнообразны почвы нашей страны.


4.Этап усвоения новых знаний. Сообщение

темы урока.


- Тема урока: «Почвы России»


Слайд 3




А)Почва – среда обитания растений и животных.

  1. Что такое почва?

  2. Состав почвы.

  3. Опыты. ( стр. 30)

  4. Свойства почвы.

  5. Опыты

  6. Виды почв.



Слайды 4-5

Слайд 6

Слайды 7-8

Слайд 9

Слайд 10-14 Слайд 15

Вывод

Стр. 30 Жизнь живых существ связана с почвой. Ведь только на ней могут развиваться растения – источник пищи людей и животных.


Б). Какую почву называют плодородной.

Работа по учебнику.

Стр. 30, 31


Проблемный вопрос:

Какой тип почвы в нашем районе? Докажите.

- Чернозёмы, т. к. живем в зоне степей, почва тёмного цвета, в ней много перегноя.


Слайд 16

5. Этап закрепления новых знаний.

Работа в группах.









В течение 5 минут ответить на вопросы:

  1. Почему земля – «кормилица»?

  2. Возможна ли жизнь без почвы?

  3. Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?

  4. Отчего зависит плодородие почвы?

( Одна группа отвечает, другие дополняют)






Слайд 17

Вывод.



Чем больше в почве перегноя, тем лучше она удерживает воду и растворённые в ней вещества, которые усваивают растения.



4.Этап усвоения новых знаний.

Почва нуждается в охране.



Чтение статьи в учебнике стр. 31, 32




Слайд 18

5. Этап закрепления новых знаний.

Работа в группах.


Какие меры может предпринять человек для того, чтобы уберечь землю?

1. Чтобы защитить почву на полях:

* надо сажать лесные полосы,

* правильно распахивать почву на склонах,

* зимой проводить снегозадержание,

* применять удобрения и ядохимикаты в меру,

* умеренно орошать.

2. Большой вред наносит почве неразумная деятельность человека:

* строительство различных объектов;

* вырубка лесов:

* выпас скота;

* выращивание растений в промышленных объёмах




Слайд

19 - 20

Это интересно.

1 см почвы образуется за 250 – 300 лет

20 см – за 5-6 тысяч лет.

При строительстве дорог, заводов, жилых домов надо сначала снять слой почвы. А после использовать ее при озеленении территории.



Слайд 21

Вывод.





6.Рефлексия









1

Проблемный вопрос:

Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть

  • в лесу за 500000 лет,

  • на лугу за 3225 лет

  • там, где нет растений – всего за 15 лет

- О чем говорят эти расчеты ученых?


Слайд 22

7.Итог урока



-Что узнали нового?

-Чему научились?

-Когда было трудно?

-А когда - интересно?



Слайд 23

8.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

1 вариант Проект « Как сделать почву плодородной»

2 вариант «Как защитить почву от потери плодородия»




Слайд 1
Иванова Вера Борисовна город Армавир Краснодарский край Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 1 учитель начальных классов
Слайд 2
Урок окружающего мира 4 класс Тема: « Почвы России» УМК «Школа XXIвека» Учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова
Слайд 3
Тема урока: Почвы России.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
глина воздух Живые организмы песок Остатки растений и животных вода
Слайд 7
Опыт 1 Вывод: В состав почвы входят: песок, глина, остатки растений и насекомых.
Слайд 8
Опыт 2 Вывод: В состав почвы входит воздух
Слайд 9
Количество глины, песка, перегноя в различных почвах неодинаково. Почвы по-разному пропускают воду и воздух.
Слайд 10
Опыт 3 Вывод: Почва пропускает воду водопроницаемость
Слайд 11
Вывод: Почва нагреваться и охлаждаться- проводник тепла Свойство -теплопроводность
Слайд 12
Опыт 5 Вывод: Если почву нельзя скатать в шарик , то в ней много песка; если почва скатывается в шарик, то в ней много глины.
Слайд 13
Слайд 14
Основное свойство почвы – плодородие.
Слайд 15
Какие бывают почвы Серые лесные Черноземы Подзолистые Сероземы Солонцы Каштановые Краснозёмы Красноземы
Слайд 16
Слайд 17
Работа в группах 1. 2. 3. 4. Почему земля – «кормилица»? Возможна ли жизнь без почвы? Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва? От чего зависит плодородие почвы?
Слайд 18
Слайд 19
ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ необходимо сохранять
Слайд 20
Чтобы защитить почву на полях: 1. 2. 3. 4. 5. Надо сажать лесные полосы. Правильно распахивать почву на склонах. Зимой проводить снегозадержание. Применять удобрения и ядохимикаты в меру. Умеренно орошать.
Слайд 21
Это интересно! 1см почвы 20см за 250 – 300 лет за 5 – 6 тысяч лет При строительстве дорог, заводов, жилых домов надо сначала снять слой почвы. А после использовать ее при озеленении территории.
Слайд 22
Подумай! Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть  в лесу за 500000 лет,  на лугу за 3225 лет  там, где нет растений –всего за 15 лет О чем говорят эти расчеты ученых?
Слайд 23
Итог урока Что узнали нового? Чему научились? Когда было трудно? А когда-интересно? Благодарю за работу!
Слайд 24
В работе использованы: 1. «Окружающий мир», 4 класс, Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. 2. Иллюстрации: «Метафайлы Windows» 3. Ресурсы Интернет: http://www.myshared.ru/ http://www.5klass.net/ http://www.nsportal.ru/

Полный текст материала Урок окружающего мира "Почвы России". 4 класс. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Вера Борисовна  Ver1212
09.01.2013 0 21753 3668

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК