Урок-исследование по окружающему миру "Осенние изменения в природе" 2 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дедиловская средняя общеобразовательная школа»
администрации муниципального образования
Киреевский район
Урок по окружающему миру
2 класс
Тема урока:
«ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ».
УРОК - ЭКСКУРСИЯ
УМК « Школа России»
Автор А. А. Плешаков
Автор урока: учитель начальных классов
Корпачёва Светлана Анатольевна
2012г.
Обобщение урока: листопад (сбрасывание листвы), созревание плодов, распространение семян, образование зимующих почек – важные признаки подготовки растений к зиме.
Цель урока : выявить признаки подготовки растений к зиме на основе собственных наблюдений .воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы к уроку: папки для сбора растений, коробки для сбора семян, лупа, рабочие листы, лопатки.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети учатся:
Выявлять признаки подготовки растений к зиме
Проводить наблюдения за осенними изменениями в жизни растений
Фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей, рисунков
Следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии
Проводить самостоятельные наблюдения для нахождения информации и проверке гипотез об изменениях в природе.
УМЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА:
Определять признаки подготовки к зиме лиственных растений, кустарников, хвойных деревьев и трав
Определять цель и план наблюдения
Фиксировать результаты наблюдения и опыта в предложенной форме ( словесное описание, рисунок)
Следовать инструкции ( плану) проведения наблюдений
Выдвигать гипотезы
Собирать необходимую информацию и организовывать ее в виде схемы
Делать обобщения
ПОДГОТОВКА К ЭКСКУРСИИ:
Экскурсия проводится в сентябре, когда листья начинают желтеть и опадать. Необходимо выбрать участок смешанного леса или парка, наметить объекты наблюдения – деревья, у которых по – разному происходит листопад ( шиповник, дуб, береза, ель, сосна), травы
( одуванчик, лопух, бодяк, чертополох). Перед экскурсией учитель проводит инструктаж о бережном отношении к растениям: нельзя ломать ветви деревьев и кустарников, выдирать растения с корнем, обрывать с растения цветы.
1.Актуализация знаний. Мотивация.
Этап формулирования проблемы и постановка учебной задачи проводится в классе, для того чтобы дети выйдя на экскурсию знали цель исследования.
Учитель: на прошлом уроке мы познакомились с таким явлением как листопад. Что такое листопад? Какое он имеет значение?
Дети: Листопад – это одно из приспособлений лиственных деревьев к холодам. Листья испаряют много влаги, которую черпают из земли. Если бы дерево продолжало эту работу зимой, то оно бы замерзло.
Учитель : А какие еще признаки подготовки растений к зиме есть? Попробуйте сформулировать ваши предложения. Для ТОО, чтобы ваши предложения были разнообразными, у вас есть подсказки – начала предложений для формулировки гипотез.
Большинство растений --------------------------------------------------------------------------------
Плоды и семена ----------------------------------------------------------------------------------------------
Окраска листьев ----------------------------------------------------------------------------------------------
Семена растений ---------------------------------------------------------------------------------------------
Учители записывает предположения детей, вставляя слова и предложения.
В процессе выдвижения гипотез у детей могут возникнуть споры и возражения, но учитель записывает все догадки детей, чтобы усилить проблемность ситуации.
Учитель: Молодцы! Вы выдвинули много предложений о том, что происходит с растениями осенью, но не все согласны с правильностью некоторых предложений. Как можно проверить эти гипотезы?
Дети: Изучить, понаблюдать.
Учитель: Правильно, необходимо выяснить или собрать сведения о том, как растения готовятся к зиме. Какой будет цель нашего исследования?
Дети: Собрать факты о том, как растения готовятся к зиме и проверить гипотезы.
2.Исследования в малых группах
Учитель: Для того, чтобы собрать факты мы отправляемся в маленькое путешествие – экскурсию.
Вводная беседа
Придя на место экскурсии, учитель предлагает детям тихо постоять и послушать звуки природы. Затем дети отмечают какая погод( солнечная, пасмурная), состояние неба (безоблачное, с небольшими облаками, сплошь покрыто тучами).Изменился ли по сравнению с началом сентября внешний вид леса? Какие признаки осени вы наблюдаете?
Как называется это явление?
Учитель формирует группы детей и организует работу в них. Как только все группы закончили исследование, ученики поднимаются в класс для обмена информацией
3.Обмен информацией.
Дать возможность каждой группе представить отчеты. При обмене информацией учитель организует беседу по следующим вопросам: осень является временем созревания плодов и распространения семян. Почему в природе устроено так, что плоды и семена созревают осенью – ведь стало холодней, семена могут замерзнуть? Почему зеленые почки травянистых растений не замерзают?
После представления отчета группы учитель записывает на доске перечень признаков подготовки растений к зиме:
Сбрасывание листвы
Созревание плодов
Распространение семян
Образование зимующих почек
4. Организация информации
Для проверки и оценки выдвинутых гипотез необходимо уточнить признаки , характерные для всех групп растений , а какие относятся только к некоторым. В связи с этим необходимо провести классификацию растений и определить наличие в той или иной группе выделенных признаков.
Растения
Лиственные деревья хвойные деревья кустарники , травы
К каким группам растений можно отнести обнаруженные вами особенности подготовки растений к зиме?
5.Обобщение.
Учитель. Как вы теперь можете ответить на вопрос: как готовятся растения к зиме?
Учитель записывает со слов детей листопад, созревание плод, распространение семян, образование зимующих почек – важные признаки подготовки растений к зиме.
6.Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Молодцы! Нам осталось только сравнить полученные выводы с предположениями, высказанными вами в начале урока. Какие предположения вы смогли подтвердить, а какие смогли опровергнуть?
Учитель вместе с детьми исправляет ошибки в предположениях
Большинство растений ----------------------------------------------------------( увядает)
Плоды и семена ----------------------------------------------------------------- ( зреют)
Окраска листьев ----------------------------------------------------------------- (изменяется)
Семена растений -----------------------------------------------------------------(разносятся, сохраняются в плодах)
Что нового сегодня узнали на уроке? Каким способом получили новые знания?
Дети: с помощью собственных наблюдений
Явление |
Объекты наблюд-я |
Содержание рабочего листа |
Группа 1. Л истопад
Группа 2. Распространение плодов и семян
Группа № 3. Сбрасывание листвы. Хвойные деревья. |
1.Дерево, у которого значительная часть листьев опала. 2.Опавшие листья(листопаду предшествует изменение окраски листьев) 3.Погодные условия
1.Травянистое растение с плодами и семенами (одуванчик, лопух, бодяг) 2.Кустарник ( шиповник) 3. Деревья (ольха, сосна, дуб). Ветер переносит семена на другое место в землю, где они будут зимовать под снегом Плоды явл. кормом для животных зимой, поэтому семена хорошо защищены.
1.Хвоя у ели и лиственницы. 2.Лист дуба ( осины березы), у хвои маленькая поверхность, испаряется мало влаги. Хвоя покрыта восковым налетом. Зимой у хвои прекращается испарение. Это спасает её от замерзания. |
Рабочий лист №1. 1.Посмотрите на дерево. Как оно называется? ----------------------------------------------------- 2.Зарисуйте каким образом опали листья с дерева. 3. Посмотрите опавшие листья. Зарисуйте. Установите, какой цвет среди опавшей листвы. 4.Подумайте, что предшествовало листопаду ---------------------------------------------------------- 5.Посмотрите на листья и определите, какой сейчас ветер.
Рабочий лист №2 1.Изучите, какие растения находятся на вашем участке (растения, деревья. кустарники) ------------------------------------------------------- 2.Соберите плоды с растений на вашем участке. Зарисуйте каждый плод. Опишите плод, в котором прячутся семена. 3.Посмотрите внимательно на землю: нет ли там семян? ------------------------------------ 4.Подумайте, как они сюда попали? 5.Собранные плоды положите на ладонь и подуйте на них, имитируя ветер. Что произошло? ----------------------------------------- 6.Какое это имеет значение для жизни растений --------------------------------------------------------- 7.Сделайте заключение о том, что происходит с семенами и плодами растений осенью
Рабочий лист № 3 1.Посмотрите на крону дуба и крону ели. Чем Они различаются? ----------------------------- -- 2.Подумайте, почему хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму. -------------------------- 3.Для ответа на этот вопрос проведите наблюдение. Сравните лист дуба и хвоинку ели. Зарисуйте в натуральную величину лист и хвоинку. Что вы можете сказать о размере хвоинки ------------------------------------------
|
Литература:
А.А. Плешаков « Окружающий мир» ( 1 часть), издательство « Просвещение» Москва 2011г
Т.Н. Максимова поурочные разработки по курсу « Окружающий мир»,
« ВАКО» Москва 2012 г.
Наглядно- дидактическое пособие « Расскажите детям о деревьях»,
издательство « Мозаика- синтез» Москва 2008 г.
Атлас- определитель « От земли до неба», издательство « Просвещение» Москва 2006г.
В. Г. Труфанов « Уроки природы родного края» ( Тульская область),
Тула ОАО ИПО « Лев Толстой» 2009 г.
Н. Б. Шумакова Н. И. Авдеева Е. В. Климанова « Развитие исследовательских умений младших школьников», издательство « Просвещение» Москва 2011г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корпачёва Светлана Анатольевна
→ Светулик5110 26.01.2013 0 7714 1226 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.