Урок окружающего мира в 3 классе "Смена времен года"
Подготовила: Марфина Светлана Михайловна
Учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов» г. о. Реутов Московская область
Аннотация
Эта работа предназначена для детей с целью закрепления признаков времен года; расширить представление о временах года. А также ставятся такие цели:
1. Познакомить с вращением Земли вокруг Солнца как причины смены времен года.
2. Расширить словарный запас учащихся и развивать монологическую речь.
3. Развить мышление, память, умение анализировать, делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Урок отнесен к разделу: Преподавание в начальной школе. Использовалась с УМК «Школа 2100», но можно использовать и с другими комплектами.
Урок окружающего мира в 3 классе по программе «Школа 2100»
Тема: Смена времен года.
Цель: 1. Познакомить с вращением Земли вокруг Солнца как причины смены времен года.
2. Расширить словарный запас учащихся и развивать монологическую речь.
3. Развить мышление, память, умение анализировать, делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: учебник А.А. Вахрушева «Наша планета Земля», иллюстрации с изображением времен года, видиозапись « Уроки тетушки совы», кроссворд.
Ход урока.
Мобилизующее начало урока.
Психологическая игра « Подари тепло другу».
Ученики сидя за партами, поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладошками.
-Учитель: Ребята: посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и лаского, чтобы ваши ладожки потеплели еще больше. Вот и подарили мы тепло друг другу. Пусть ваша теплота и дружба сопровождают нас на уроке.
2. Актуализация знаний.
- Посмотри, мой милый друг
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг- природа!
- О чем говорится в стихотворении?
- Какие бывают времена года?
-А какое время года сейчас?
3. Постановка проблемы.
- Как думаете, всегда ли будет осень?
- Почему так думаете?
4. Поиск новых решений.
Отгодайте загадки:
Я антоним к слову « лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я? / зима /
Солнце брызнуло лучами,
Вмиг капели застучали,
Подхватили радость птицы,
Стали в воздухе кружиться,
Лес проснулся ото сна,
Снова к нам пришла… / весна /
Если в небе ходят грозы,
Если травы зацвели,
Если ранним утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелинный
Если солнышко согрета
Вся вода в реке до дна,-
Значит, это уже… /лето /
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья… / осень /
Ребята, если вы отгадаете следующую загадку, то узнаете какая тема нашего урока.
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, А четвертый плачет. / времена года/
Верно, тема нашего урока « Смена времен года»
- А сейчас давайте посмотрим мультфильм .
- Ребята, сколько времен года?
- Назовите, какие времена года вы знаете?
- Почему жизнь природы изменяется по сезонам?
- Давайте прочитаем в учебнике на страничке 56 , в рамочке.
Почему летом теплее, чем зимой?
- Прочитаем в рамочке на странице 57.
- Какие времена года изобразил художник? Когда лучи на землю падают более прямо, отвесно?
Когда земля получает больше солнечных лучей: зимой или летом? Подпишите рисунки.
- А вы знаете почему солнце летом поднимается выше?
- Ось вращения Земли направлена всегда в одну сторону – на Полярную звезду. Поэтому часть года Северный полюс Земли обращен к Солнцу, а другую часть года – от Солнца.
Когда наше Северное полушарие повернуто к Солнцу, днем мы оказываемся почти на середине освещенной поверхности Земли. День длится долго. Мы видим Солнце выше над головой, лучи его падают более прямо. Это время года и есть лето.
Когда северное полушарие отворачивается от Солнца, наш суточный путь проходит по краю освещенной стороны Земли. За короткий день Солнце не успевает поднятся высоко. Его косые лучи не могут растопить снег. Это- зима.
- Теперь соеденим все события вместе.
- Земная ось направлена на Полярную звезду.
- Земля движется вокруг Солнца.
- Давайте узнаем причину смены времен года. Прочитаем в рамочке на странице 59.
5. Физкультминутка:
6. Применение новых знаний .
Работаем в тетрадях на странице 18- 19.
Выполнение 1 задания.
Выполнение 4 , 5, 6 заданияй на странице 19.
Работа с кроссвордом:
Теплый, длинный- длинный день?
В полдень крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подают кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажика? / июнь /
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. / осень /
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь в воду – упадет,
Не вода, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лесу,
Что, скажи, за месяц это? / январь /
Самое жаркое время года? / лето /
Ты упала мне под ноги,
Растянулась по дороге,
И нельзя тебя поднять,
И нельзя тебя прогнать,
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лежа. / тень /
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. / зима /
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдоль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школы,
Что за месяц к нам пришел? / сентябрь /
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? / весна /
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Что за месяц? Кто узнает? / март /
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и гребов.
Дни его- вершина лета.
Что, скажи, за месяц это? / июль /
Итог урока:
От чего происходит смена времен года?
Домашняя работа: учебник страницы 56 – 63, тетрадь страница 18 № 2, 3.
Список использованной литературы:
Я познаю мир. Животные: Детская энциклопедия / Сост. П.Р. Ляхов. – М.: ТКО «АСТ», 1995.
Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир» 3 класс – М.: «Просвещение», 2010.
Плешаков А.А. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс. – М.: «Просвещение», 2010.
Это удивительное природоведение. Иванова Т,С, М.: Изд. «Гном-Пресс», Московское городское педагогическое общество, 1999.
В лес по загадки. Сладков Н. Л. Детская литература. 1983.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Марфина Светлана Михайловна
→ Svetamarfina 17.06.2013 0 7101 999 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.