Урок окружающего мира "Наша дружная семья" во 2 классе


Муртазина Зульфия Асгатовна


Учитель начальных классов I квалификационной категории


МАОУ – лицей № 2 г.Альметьевск РТ
















































Урок окружающего мира во 2 классе


УМК «Школа России»


Тема: Наша дружная семья



Цели: обогащать представление детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.

Задачи:

образовательные: раскрыть понятия «семья», «общение», «культура общения», познакомиться с родословной семьи;

развивающие: развивать творческие способности ребят (инсценировки), навыки работы в творческих группах, общеучебные умения и навыки работы с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и синтеза прочитанного материала;

воспитательные: воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям.


Оборудование: учебник, фишки, древо, выставка книг, презентация, мини-сочинение, словарь Ожегова, слова: «семья», «культура общения»




























Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята! Повернитесь друг другу и улыбнитесь. Начинаем наш урок.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с опасностями, которые подстерегают при общении с незнакомыми людьми. Вспомните, пожалуйста, что нужно делать, если незнакомый человек пытается силой увести или утащить вас куда-то? А по какому номеру нужно вызывать полицию? (02)

2. Постановка проблемы.

- А сейчас послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком и постарайтесь проследить, как менялось настроение нашего героя, чтобы потом поразмышлять, высказать свое мнение.

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.

Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: “Я здесь” Но учитель, вздохнув, сказал: “Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать”. Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

Не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

– Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось?

- Почему в начале истории Толя был доволен, что остался один?

- Почему же Толя решил, что невидимкой быть плохо?

– Какой вывод можно сделать из этого рассказа? (человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.)

- Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.

3. Изучение нового материала.

- С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, друзьями).

- С кем чаще? (с родителями).

- Где происходит общение? (в школе, на улице, дома и т.д.)

- А кто самые близкие люди для каждого из вас? (это наши родные, наша семья, бабушки и дедушки).

- Общение с людьми у каждого человека начинается в семье.

- Как вы понимаете слово «семья»?

Эту проблему изучала группа детей 1 ряда. Давайте им дадим слово, они в разных источниках искали значение слова «семья Обсудите в парах. На доске плакат со словом «семья» (ответы детей).».

1) Семья – группа людей, которые связаны между собой родственными отношениями

2) В словаре Ожегова записано так:

Семья – это группа близких родственников, живущих вместе

3) Семья делится на 2 слова «семь» и «я» - это семеро как я, ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером: могут быть общие увлечения и любимые занятия

Учитель: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.


- Ребята! Вы, наверное уже догадались, как называется тема нашего урока?

Мы начинаем изучать раздел «Общение», а тема нашего урока «Наша дружная семья».

Если помните, 2008 год был посвящен году семьи, тогда вы посещали детский сад.

Какую семью можно назвать дружной?- сегодня об этом узнаем.

4. Обратимся к семье наших друзей, Серёжи и Нади. Откройте учебники на стр. 46. Рассмотрите рисунок. Рассматривая рисунок, мы не можем слышать, о чём беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картину. - Как вы думаете, о чём они беседуют? Как обращаются друг к другу? Обсудите это в парах. (ответы детей).

Итог: они разговаривают уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.

- Группа детей 2 ряда подготовила для вас сценку. Послушайте внимательно и скажите:

- Что вам не понравилось в поступках детей?



К дедушке и бабушке
Настя и Володя,
В гости на оладушки
в выходной приходят.
Внук Володя попросил:
- Дед, налей мне чаю.
Дед голову склонил,
Вове отвечая:
- Плохо слышу я внучок,
не чета тебе я.
Я уже ведь старичок,
вот и слух слабеет.
Настя бабушке грубит:
- Ты не видишь что ли,
Что солонка тут стоит,

На столе без соли?»   
Насте бабушка в ответ:
- Я ведь вижу плохо,
Мне уже не мало лет,
помоги мне кроха.
Стало после этих слов
стыдно детям очень.
Вова говорит: - Готов!
Я во всем помочь им».
- Да и мне не по себе,
Настя вторит брату -
В том, что стали вы слабей,
вы не виноваты!
Через много, много лет
мы такие будем.
Я – бабуля, Вова – дед,
все стареют люди.
Глазки, ушки заболят
и у нас, когда-то.
Так разумно говорят
славные ребята!
Ставят сами всё на стол
Чай по чашкам льётся.
Тут и дедушка расцвёл,
Бабушка смеётся!
Вы, ребята, никогда
близким не грубите.
Деда с бабушкой
всегда от души любите!



- Что вам не понравилось в поступках детей?

- Можно ли грубить старшим: маме, папе, дедушке, бабушке?

- Какие вежливые слова вы используете в своей речи при общении со взрослыми?

а) здравствуйте, привет, добрый день (приветствие)

б) до свидания, пока, счастливого пути (прощание)

в) извините, простите, виноват (извинение)

г) спасибо, благодарю (благодарность)

д) будьте добры, пожалуйста (просьба)

- Сможете ответить на вопрос: 1) Что такое «культура общения?» (на доске).

2) Нужна ли она в семье? Обсудите в парах. (ответы детей - умение вежливо разговаривать и т.д.)

Вывод. Культура общения – вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку.

(Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)



5. ФИЗМИНУТКА.

«Кто живет у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать(шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).


6. – А теперь, ребята, послушайте такую сценку и скажите, без чего ещё нельзя жить в семье.

Для вас эту сценку подготовила группа детей 3 ряда.

Вова плачет тонко-тонко

И глаза трет кулаком:

- Я вам вовсе не девчонка –

Не пойду за молоком!

Мама смотрит без улыбки:

- Что же сделаешь ошибку,

Мне не будешь помогать,

Не пущу тебя гулять.

Постоял, подумал он:

- Ну давай уж свой бидон.

Вове грустно и обидно,

Он шагает стороной:

Может так не будет видно

Всем бидона за спиной?

Дядя с длинными усами,

Высоченный как отец,

Улыбнулся: «Видно маме

Помогаешь – молодец».

И уже не стороной –

Вова гордо шел домой.

Хоть по лестнице скакал

Молоко не расплескал.

- Мама, что ещё купить?

Я могу ещё сходить!


- Итак, о чём эта сценка?

- Без чего нельзя жить в семье? (надо помогать старшим в семье).

- В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым.

Нужно относиться уважительно ко всем членам семьи, стараться помочь и самим не стесняться попросить помощи.


7. Так происходит в семье Серёжи и Нади. Рассмотрите картинку на стр.47. Прочитаем задание. Выполним практическую работу. Накройте фишками картинки, где показано то, что бывает не только в семье Серёжи и Нади, но и в вашей семье. (перечисляют)

- Как папа помогает Серёже? (Папа помогает Серёже выполнить домашнее задание)

- Как Сережа помогает папе? (Серёжа помогает папе делать ремонт)

- Как мама помогает Наде? (Мама помогает Наде одеваться)

- Как Надя помогает маме? (Надя помогает маме мыть посуду)

- Как ещё вы помогаете взрослым? (ответы детей)

Появляется плакат «Не забывай выполнять поручения родителей»


8. – А как ваша семья проводит свободное время? Какие увлечения, обычаи, традиции есть в вашей семье? (семейные обеды, походы, семейные чтения и гуляния и т.д.).

Вы должны гордиться своей семьёй и продолжать традиции, когда станете взрослыми.

- Ребята, в нашем классе есть дети, у которых большие семьи. Например, в семье Гафиятуллиной Софии трое детей, а у Абдрахмановой Сююмбике - четверо детей. Давайте предоставим слово Абдрахмановой Сююмбике. Она расскажет о своей большой семье. (мини-сочинение, презентация)

Вывод. – Что интересного запомнили о семье Сююмбике?



9. – Ребята, каждая семья интересна по-своему. У каждой семьи – своя история. Каждый человек может исследовать свою родословную. Сейчас мы попробуем создать родословное древо своей семьи, т.е. историю семьи в нескольких поколениях. В семье могут жить несколько поколений: старшее поколение – бабушки, прабабушки, дедушки – прадедушки; среднее поколение – ваши родители, младшее поколение – дети, т.е. вы.

1) Внизу, посередине вы пишите своё имя.

2) Выше слева – папа, имя папы, справа – мама, имя мамы.

3) Над папой – его папу и маму, т.е. ваших дедушку и бабушку с папиной стороны.

4) Над мамой – её папу и маму, т.е. ваших дедушку и бабушку с маминой стороны.

- Если перевернём рисунок, тогда дерево превратится в корень, из которого и выросли вы. Ветви родства можно продлить, если вы расспросите своих пап и мам, бабушек и дедушек, подписывая полные имена и даты их рождения.

Знать свою родословную очень важно, потому что она – связь между прошлым, настоящим и будущим.


10. Итог урока.

1) Что означает слово «семья?» (появляется плакат)

2) Как нужно относиться к старшим в семье?

3) Как нужно относиться к младшим?

4) Какую семью можно назвать дружной?

Выберите ответ:

1. Где часто бывают праздники.

2. Где вместе отдыхают.

3. Где вместе трудятся и отдыхают.

4.Где каждый делает своё дело.

Правильно. Семья, в которой все уважают друг друга, эаботятся друг о друге, поддерживают и помогают друг другу, вместе проводят свободное время – это дружная семья.

11. Спасибо за работу на уроке. Оценки.

12. Д/з. Раб.тетрадь. №1, №2. С.48-49 пересказ «Можно ли обижать больших?»


































Литература

1. Учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков для 2 класса.

2. Рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков к учебнику для 2 класса.




Полный текст материала Урок окружающего мира "Наша дружная семья" во 2 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Муртазина Зульфия Асгатовна  зуфля
16.10.2013 0 6442 917

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК