Открытый урок по познанию мира во 2 классе на тему: «Каждой птице нужен свой клюв»


Открытый урок по познанию мира во 2 классе

на тему:

«Каждой птице нужен свой клюв»


Цель: формирование знаний о приспособленности птиц к добыванию пищи.

Задачи: рассказать о значении клюва в добывании пищи у птиц; показать особенности строения клюва у некоторых птиц; расширить знания учащихся о птицах, развивать речь, логическое мышление, наблюдательность, прививать бережное отношение к птицам.

Оборудование: иллюстрации с изображением животных и птиц, звукозапись, слайды



Ход урока

  1. Психологический настрой

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее, –

Начнём скорей урок!

Анализ погоды

  1. Объявление темы урока.

- Мы продолжаем с вами говорить о жизни животных, об их приспособленности к окружающей среде.


3. Проверка домашнего задания (на доске иллюстрации с изображением животных)

- Расскажите, как животные приспосабливаются к окружающей среде.

(Ребята выбирают иллюстрацию с изображением животного и рассказывают)


4. Изучение нового материала

(звучит музыка «Голоса птиц» )

а) – Ребята, отгадайте, о каких животных, а точнее, о какой группе животных сейчас пойдёт речь?

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела. а кого паук боится?

Угадали? Это… (птица)


б) - Птиц боятся, оказывается, не только пауки! Посмотрите шуточную инсценировку «Страшная птица» А.Барто

Ученик 1 На окошко села птаха,

Брат закрыл глаза от страха.

Ученик 2 Это что за птица?

Ученик 1 Он её боится!

Клюв у этой птицы острый,

Встрёпанные перья.

Ученик 1 Где же мама? Где же сёстры?

Ну, пропал теперь я!

Ученик 3 Кто тебя, сынок, обидел?

( Засмеялась мама)

Ты воробушка увидел

За оконной рамой.

в) Беседа

- Чем птицы отличаются от других групп животных?

(Тело птиц покрыто перьями)

- Каких птиц вы знаете? (ответы ребят)

- А если бы вы были волшебниками и могли на некоторое время превращаться в птиц, то в какую птицу вы хотели бы превратиться и почему?

(ответы детей)

- А для чего нужен птицам клюв?

(ответы ребят)


г) Информация учителя «А для чего нужен птичкам клюв?» (с опорой на иллюстрации или слайды)

А для чего нужен птичкам клюв?

На самом деле, для очень многих вещей. К примеру, с помощью клюва птица ухаживает за собой, за своими перьями, употребляет пищу. Также с помощью клюва птицы могут и общаться между собой, и передавать какую-то информацию или выражать эмоции.

Случается такое, что ваш питомец начинает скрежетать своим клювом. Что же это означает? В большинстве случаев то, что птица всем довольна и удовлетворена. Обычно такие звуки можно услышать перед тем, как птица легла спать. Но существует и другое мнение, что птица, таким образом, содержит свой клюв в надлежащем порядке.

Можно очень часто наблюдать, как птицы щелкают своим клювом.

К примеру, если вы услышали один щелчок, и птица во время него сузила и расширила свои зрачки, то это означает, что птичка вас поприветствовала и выказала свое удовольствие или благодарность. Если же вы услышали многократное щелканье клювом, то это было своего рода предостережение, означающее, что птица не в настроении, и лучше ее сейчас не трогать.

Многие птицы, занимаясь очисткой своего клюва, просто помечают территорию.

Почему же птицы порой кусаются? Может быть много различных причин. Например, испуг, злость, какие-то сильные эмоции.

Многие птички любят что-нибудь погрызть. В основном, для того, чтобы содержать клюв в прекрасном состоянии и или из-за того, что им нечем заняться. Лучше всего сделать так, чтобы ваш питомец грыз специально отведенные для этого игрушки.


д) Рассказ учителя «Каждой птице нужен свой клюв» (с опорой на иллюстрации, слайды)

1- У всех попугаев, как и у этого красного ара, клювы похожи на клювы хищных птиц, но они более толстые и сильные. Для попугая клюв — это почти что третья нога. С его помощью он лазает по деревьям. Ещё клюв нужен для захвата и измельчения корма и для обороны — это довольно грозное оружие. Кто держал крупных попугаев дома, знает, как легко они перекусывают самые толстые провода и ломают деревянную мебель.

2- Клювы городских) и полевых воробьев типичны для зерноядных — короткие, толстые и сильные. Захватив несколько зерен или семечек, воробей с помощью языка в форме ложечки продвигает их к режущим краям клюва. Острыми краями птица измельчает пищу, после чего проглатывает. Городские воробьи отличаются от полевых окраской — у полевых есть на щеках черные пятнышки, причем самцы и самки окрашены одинаково контрастно. У городских воробьев самочки серые.

3- Сероголовая питанга-крошка из Коста-Рики, как и все представители семейства Тиранновые обитает исключительно в Америке и прилегающих островах. Клюв у тиранновых округлый, обычно с крючком, боковыми вырезками на конце надклювья и со щетинками возле ноздрей и краев рта. Питаются преимущественно насекомыми, ловко схватывая их на лету своими клювами-пинцетами, как и наши мухоловки. Поэтому тираннов часто называют мухоловками Нового света.

4- У дятла, по сравнению с другими пернатыми, наиболее сильный клюв и череп. Между глазницами находится крепкая костная перегородка, а верхняя челюсть наглухо соединена с черепной коробкой. Продолбив нужное отверстие в больном дереве, дятел запускает туда длинный липкий язык с зазубринами и вытаскивает личинок. Зачастую язык дятла длиннее головы! Осенью дятел использует свой клюв для дробления шишек и выуживания из них семян. Дятлы стучат по дереву не только ради добывания пищи, но и для передачи информации друг другу — так они разговаривают. Для отбивания барабанной дроби дятел специально ищет пни с хорошим резонансом. У некоторых долбящих дятлов демонстративная песня почти редуцирована и заменена "барабаном", а вот зеленые дятлы и вертишейки поют.

5- Крепкие, прямые, умеренной длины клювы журавлей, как и у этого даурского журавля— универсальные инструменты. Таким клювом-копьем легко добыть как лягушек, моллюсков, насекомых и рыбок, так и корешки, луковицы, зеленые побеги, семена. К тому же, клювы журавлей — опасное оружие, которым они могут лишить хищника, в том числе человека, зрения.

6- У пеликанов замечательные клювы — плоские сверху и оканчивающиеся крючками. Нижняя часть состоит из гибких косточек, на которые, как на спицы зонта, натянут кожаный мешок. Когда пеликан открывает клюв, мешок растягивается, превращаясь в сачок, которым легко зачерпнуть воду с рыбой.

7- Клюв фламинго вблизи выглядит как надломленная дверная ручка с зазубринами. Опустив голову под воду, фламинго загребают клювом-совком жидкий ил. Затем, приоткрыв клюв, процеживает его через длинные сосочки языка. В клюве остаются рачки, черви, моллюски, а вода вытекает. Интересно, что птенцы фламинго вылупляются с короткими прямыми клювами и короткими ножками. Когда птенцу исполняется две недели, клюв его начинает постепенно загибаться.

8- Характерный признак орланов и других хищников — массивный, загнутый книзу клюв, позволяющий разрывать мясо на куски. Нередко клювы украшены желтой каемкой, придавая хищникам немного невинный, птенцовый вид. У птенцов многих пернатых желтая каемка расширена и превращена в птенцовые валики — это указатели родителям, куда следует класть пищу.

Физминутка

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)


5. Закрепление

а) Чтение текста хорошо читающими учениками.

- О какой птице мы ещё не говорили?


б) Игра «Птицы»

Я называю в игре только птиц, но если вы услышали, что появились не птицы, а что-то или кто-то другой, дайте мне знать. Можно хлопать.

1) Прилетели птицы: Воробьи, синицы, бабочки, стрижи.

- Что неправильно? (бабочка, это насекомое)

- Замените на другую птицу (дети подбирают название птиц)

2) Прилетели птицы: Воробьи, лисицы, дятлы и скворцы

- Что неправильно?(Лисицы - млекопитающие)

- Замените.

3) Прилетели птицы: Воробьи, синицы, аисты, сороки, галки, носороги.

- Что неправильно? (носороги - млекопитающие)

Прилетели птицы: Воробьи, синицы, галки и клесты, чибисы, стрижи, соловьи, кукушки, даже совы - сплюшки, лебеди и утки – и спасибо шутке.

в) Игра «Угадай птицу по клюву»


г) Работа в группах «Найди клюв для птицы»


д) Инсценирование «Птичья школа» Б.Заходер

Ученик 1 На старой липе во дворе

Большое оживление

Повесил кто-то на заре

Такое объявление:

«Открыта школа для птенцов!

Занятия - с пяти часов

Здесь можно, даже летом,

Учиться всем предметам!»

И ровно в 5 часов утра

Слетелась птичья детвора

Воробушки, галчата, чижи, стрижи, щеглята,

Сороки, воронята,

Синицы и скворцы

Щебечут и смеются,

Пищат, галдят, клюются,

Толкаются, дерутся

Что сделаешь –

Птенцы!

Ученик 2 Но вот влетел учитель в класс,

И суматоха улеглась.

Сидит смирнее голубей

На ветке молодёжь.

Учитель – Старый Воробей,

Его не проведёшь!

Он справедлив, но очень строг.

Ученик 3 Итак, друзья, начнём урок

У нас по расписанию сейчас чистописание.

Ученик 2 Воробушки и галочки

Сидят, выводят палочки…

Ученик 3 Второй урок – родной язык

Запомни: пишется «чирик»,

А произносится «чивик»

Или «чилик», кто как привык!

Теперь займёмся чтением

Любимых детских книжек

Читаем с выражением

Поэму «Чижик – Пыжик!»

К доске пойдёт, допустим, Чиж…

Ну что же ты дружок молчишь?

Ученик 4 Чижик – Пыжик, где ты был?

А как дальше, я забыл..

Но тут звонок раздался.

Ученик 1 Попрыгайте пока,

А кто проголодался,

Заморит червяка!

Теперь естествознание

Запишем два задания

«Где собирают крошки

И как спастись от кошки?»

Отлично! В заключение

Сегодня будет пение.

Ученик 2 Все, даже желторотые,

Поют с большой охотою

6. Итог урока.

- Что узнали нового?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Какое задание было трудным? Почему?


7. Домашнее задание.

стр.98-99 пересказывать


8. Оценивание учащихся (комментирование оценок)


Полный текст материала Открытый урок по познанию мира во 2 классе на тему: «Каждой птице нужен свой клюв» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тарасова Елена Федоровна  ЮлияСергеевна8686
25.11.2013 0 4367 1168

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК