Разработка урока окружающего мира "Как растения расселяются на новые места"; 1 класс ПНШ


Фамилия имя отчество: Петрова Светлана Алексеевна

Должность: учитель начальных классов

Название учреждения: МОУ Хорошевская нош Ржевского района Тверской области



























Разработка урока

по предмету «Окружающий мир» в 1 классе

Класс: 1

УМК: Перспективная начальная школа

Тип учебного занятия: Объяснение нового материала.

Тема урока: Как растения расселяются на новые места.

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с особенностями распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека) в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: уметь анализироватьстроение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения; составлять рассказ о путешествии плодов и семян родного края.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации, уметь рассуждать и делать выводы; уметь аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД: понимать необходимость сотрудничества с учителем.

Оборудование: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях; цветные карандаши, лупа.













Ход урока


I.Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, отвечать –

И друг другу помогать.


II.Актуализация знаний.

– Рассмотрите рисунки на слайде. Что здесь изображено? (капуста, сморода, груша, кабачок, картофель, помидор). Слайд №2

– Что объединяет эти разные растения? (Почти у всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.) Слайд №3

– А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)

- Какую часть каждого растения человек использует? Слайд №4

– Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений.

III.Изучение нового материала.

1.Введение.

- Мы знаем животные передвигаются на ногах, а у растений они есть? (ответы детей).

- Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются?

- Скажите, а если вы захотите на следующий год вырастить огурцы или морковку, что для этого надо сделать? (Ответы детей).

- Что такое семена? (Будущие растения).

- Почему вы так считаете? (Ответы детей).

2.Способы распространения семян.

а) Распространение с помощью ветра. Слайд №5

Многие растения, распространяемые ветром, имеют специальные приспособления.

б) Распространение с помощью воды. Слайд № 6

Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи.

Плоды кокосовой пальмы, растущей по берегам океанических островов, долго могут путешествовать, пока морское течение не прибьёт их к берегу.

в) Распространение с помощью животных и людей. Слайд №7,8

Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды. Так же распространяется лопух.

Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена могут прорасти. Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму.

г) Распространяют свои плоды сами. Слайд №9

Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов.

Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров.

IV.Физкультминутка.

На зарядке первый класс.

Мы присядем десять раз.

Высоко поднимем руки,

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево,

Вновь работать будем смело.

V.Закрепление изученного материала.

1.Работа по учебнику (с. 22–23).

- Расскажите, как расселяются растения в природе. Кто и что им в этом помогает?

2.Практическая работа в парах.

Учитель раздает учащимся плоды клена и ясеня. Дети рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клена и ясеня.

– Выясните, чьи плоды с семенами улетят дальше.

Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

3. Игра «Определи, с какого растения плоды» (раскрась карточки с рисунками плодов; поделись своим мнением с соседом по парте) – работа в парах.












4.Отгадывание загадок.


Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения.


Кто ни прикасается, –

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат уголки.

(Репей – животными.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина – птицами.)

Посреди двора

Золотая голова.

(Подсолнух – ветром и птицами.)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал –

И развеял этот шар.

(Одуванчик, расселяется с помощью ветра.)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Желудь дуба – животными.)


VI.Физкультминутка.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

VII. Тест по теме урока.

Выбери правильные ответы:

1) Части растений:

  • стебель

  • корень

  • цветы

  • акация

  • плод с семенами

  • листья

  • стручок

  • пыльца

2)Распространяются с помощью ветра:

  • кубышка

  • одуванчик

  • бешеный огурец

  • акация

3)Распространяются с помощью животных и человека:

  • лопух

  • лотос

  • калужница болотная

  • акация

4)Распространяются с помощью воды:

  • чистотел

  • дикая морковь

  • иван-чай

  • лотос

5)Распространяют свои плоды сами:

  • гравилат

  • кокосовая пальма

  • бешеный огурец

  • росянка

VIII.Чтение и анализ сказки Л.Толстого «Дуб и орешник».



«Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».

«Я живу двести лет, – сказал на это дуб, – и дубок из этого жёлудя проживёт столько же».

Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней».

Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.

Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.

Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из жёлудя поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны».

Вывод: Семенам надо путешествовать. Это позволяет им переселяться на новые места, гда больше света, тепла и пищи для молодых растений.

IX. Рефлексия деятельности. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие растения расселяются с помощью ветра?

– Какие растения расселяются с помощью зверей и человека?

– Какие растения расселяются с помощью воды?

– Все ли семена прорастут на новых местах?









Список использованных источников информации.

1)http://www.equestrian.ru/my/2260/albums/1181?photoid=103751 – лошадь

2)http://www.anywalls.com/12920-to-dunul-kto-oduvanchik.html – одуванчик

3)http://900igr.net/kartinki/biologija/Griby-jagody/094-Poleznye-jagody.html– смородина

4)http://vipadvert.ru/news-8507.html - капуста

5)http://www.zagsoft.ru/documentary/64468-videokurs-prakticheskie-sovety-po-vyrashhivaniyu-kartofelya-2011-dvdrip.html – картофель

6) http://treesnm.ru/page130.htm - груша

7) http://www.myjulia.ru/post/483592/ – помидор

8) http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post295940594/ – кабачок

9) http://www.liveinternet.ru/users/mkmarisanna/post284177871/ - земляника

10)http://www.liveinternet.ru/users/4184717/post175348781/ - крыжовник

11)http://fedpress.ru/news/society/news_crime/kriminalnyi-ogorodnik-iz-chuvashii-otvetit-pered-sudom-za-sbor-maka - мак

12) http://spoki.tvnet.lv/stilsmode/11-miti-par-edienu/538824 - петрушка

13) http://sadogorod-luna.ucoz.ru/index/reven/0-21 - ревень

14) http://khabmama.ru/articals/?id=170 – щавель

15) http://chembios.ucoz.ru/photo/udivitelnye_zhivotnye_i_rastenija/3 - росянка

16)http://serejki.besaba.com/razdeli/seregki/berezovie-seregki-poleznie-svoystva/11477.html - берёза

17) http://www.naturephoto.ru/T-01-17.htm - грушанка

18) http://vakomi.livejournal.com/1516585.html - иван-чай

19) http://tapety.superhry.cz/flora/kvet-lekninu/ - лотос

20) http://countryside.ucoz.ru/blog/2013-6-29 - кокосовая пальма

21) http://wsezdrav.ru/wp-content/uploads/2013/04/0a88fc896a272.jpg - кубышка жёлтая

22)http://www.vashsad.ua/encyclopedia-of-plants/flower-garden/show/3097/ - калужница болотная

23) http://doctortrav.ru/chereda-trexrazdelnaya.html - череда

24)http://thirdage.ru/novyiy-sredniy-vozrast/nashe-zdorove/domashnie-maski-iz-trav-ot-vyipadeniya-volos.html - лопух

25)http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/746-lekarstvennoe-rastenie-semejstva-rozocvetnyx.html - гравилат

26) http://medcanal.ru/ptopic104041.html - дикая морковь

27) http://trezvenie.org/bible_study/слайды/fauna2/Сойка.html - сойка

28)http://kotomatrisi.ru/dusha/5075-krasivye-izobrazheniya-zhivotnyh.html - белка

29) http://www.zooclub.com.ua/2487/2?p=130 – бурундук

30)http://www.tumentoday.ru/2011/05/26/рецепты-cибирского-травника/91-09-07/ - бешеный огурец

31) http://www.adoma-nch.ru/ozelenenie/karagana.php - акация

32) http://allforchildren.ru/paint/showimages/leaves/leaves014jpg.htm - рисунок жёлудя

33) http://little.com.ua/raskraski/raskraski-derevya-i-listya-derevev.html - рисунок рябины

34)http://ped-kopilka.ru/photos/photo2814.html - рисунок клёна

35)http://www.numama.ru/photos/photo635.html - рисунок гороха

36)http://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/raskraski-dlja-detei/raskraski-po-teme-derevja-dlja-detei.html - рисунок сосны, липы

37) http://www.f1-kansk.ru/read/enigma#r – загадка про репейник

38) http://hvatalkin.ru/zagadka/898 - загадка про рябину, подсолнух, одуванчик

39) http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-derevya/ - загадка про жёлудь

40)http://shkola-abv.ru/subfolder1/06/dub_i_oreshnik.html - сказка «Дуб и орешник» Л.Толстой










Тест по теме урока.

Выбери правильные ответы:

1) Части растений:

  • стебель

  • корень

  • цветы

  • акация

  • плод с семенами

  • листья

  • стручок

  • пыльца

2)Распространяются с помощью ветра:

  • кубышка

  • одуванчик

  • бешеный огурец

  • акация

3)Распространяются с помощью животных и человека:

  • лопух

  • лотос

  • калужница болотная

  • акация

4)Распространяются с помощью воды:

  • чистотел

  • дикая морковь

  • иван-чай

  • лотос

5)Распространяют свои плоды сами:

  • гравилат

  • кокосовая пальма

  • бешеный огурец

  • росянка






















Слайд 1
Как растения расселяются на новые места.
Слайд 2
Растения
Слайд 3
Части растений Цветы Плод с семенами Листья Стебель Корень
Слайд 4
Картофель Крыжовник Мак Петрушка Ревень Щавель
Слайд 5
Распространяются ветром Берёза Росянка Иван-чай Грушанка
Слайд 6
Распространяются водой Лотос Кубышка жёлтая Кокосовая пальма Калужница болотная
Слайд 7
Распространяются животными Лопух Череда Дикая морковь Гравилат
Слайд 8
Муравей Чистотел Сойка Белка Бурундук
Слайд 9
Распространяют свои плоды сами Акация Бешеный огурец
Слайд 10
4)http://vipadvert.ru/news-8507.html - капуста 5) http://www.zagsoft.ru/documentary/64468-videokurs-prakticheskie-sovety-po-vyrashhivaniyu-karto felya-2011-dvdrip.html – картофель 6) http://treesnm.ru/page130.htm - груша
Слайд 11
21) http://wsezdrav.ru/wp-content/uploads/2013/04/0a88fc896a272.jpg - кубышка жёлтая 22)http://www.vashsad.ua/encyclopedia-of-plants/flower-garden/show/3097/ - калужница болотная 23) http://doctortrav.ru/chereda-trexrazdelnaya.html - череда 24) http://thirdage.ru/novyiy-sredniy-vozrast/nashe-zdorove/domashnie-maski-iz-trav-ot-vyipadeniya-vol os.html - лопух 25)http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/746-lekarstvennoe-rastenie-semejstva-rozocvetnyx.html гравилат 26) http://medcanal.ru/ptopic104041.html - дикая морковь 27) http://trezvenie.org/bible_study/слайды/fauna2/Сойка.html - сойка 28)http://kotomatrisi.ru/dusha/5075-krasivye-izobrazheniya-zhivotnyh.html - белка 29) http://www.zooclub.com.ua/2487/2?p=130 – бурундук 30)http://www.tumentoday.ru/2011/05/26/рецепты-cибирского-травника/91-09-07/ - бешеный огурец 31) http://www.adoma-nch.ru/ozelenenie/karagana.php - акация 32) http://allforchildren.ru/paint/showimages/leaves/leaves014jpg.htm - рисунок жёлудя 33) http://little.com.ua/raskraski/raskraski-derevya-i-listya-derevev.html - рисунок рябины 34)http://ped-kopilka.ru/photos/photo2814.html - рисунок клёна 35)http://www.numama.ru/photos/photo635.html - рисунок гороха 36) http://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/raskraski-dlja-detei/raskraski-po-teme-derevja-dlja-detei.ht ml - рисунок сосны, липы 37) http://www.f1-kansk.ru/read/enigma#r – загадка про репейник 38) http://hvatalkin.ru/zagadka/898 - загадка про рябину, подсолнух, одуванчик 39) http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-derevya/ - загадка про жёлудь 40)http://shkola-abv.ru/subfolder1/06/dub_i_oreshnik.html - сказка «Дуб и орешник» Л.Толстой

Полный текст материала Разработка урока окружающего мира "Как растения расселяются на новые места"; 1 класс ПНШ смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Светлана Алексеевна  psveta-72
25.12.2013 0 11735 2328

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК