Разработка урока окружающего мира "Как растения расселяются на новые места"; 1 класс ПНШ
Фамилия имя отчество: Петрова Светлана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Название учреждения: МОУ Хорошевская нош Ржевского района Тверской области
Разработка урока
по предмету «Окружающий мир» в 1 классе
Класс: 1
УМК: Перспективная начальная школа
Тип учебного занятия: Объяснение нового материала.
Тема урока: Как растения расселяются на новые места.
Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с особенностями распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека) в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: уметь анализироватьстроение семени и делать выводы о способах распространения каждого растения; составлять рассказ о путешествии плодов и семян родного края.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.
Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации, уметь рассуждать и делать выводы; уметь аргументировать свою точку зрения.
Личностные УУД: понимать необходимость сотрудничества с учителем.
Оборудование: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях; цветные карандаши, лупа.
Ход урока
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, отвечать –
И друг другу помогать.
II.Актуализация знаний.
– Рассмотрите рисунки на слайде. Что здесь изображено? (капуста, сморода, груша, кабачок, картофель, помидор). Слайд №2
– Что объединяет эти разные растения? (Почти у всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.) Слайд №3
– А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)
- Какую часть каждого растения человек использует? Слайд №4
– Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений.
III.Изучение нового материала.
1.Введение.
- Мы знаем животные передвигаются на ногах, а у растений они есть? (ответы детей).
- Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются?
- Скажите, а если вы захотите на следующий год вырастить огурцы или морковку, что для этого надо сделать? (Ответы детей).
- Что такое семена? (Будущие растения).
- Почему вы так считаете? (Ответы детей).
2.Способы распространения семян.
а) Распространение с помощью ветра. Слайд №5
Многие растения, распространяемые ветром, имеют специальные приспособления.
б) Распространение с помощью воды. Слайд № 6
Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи.
Плоды кокосовой пальмы, растущей по берегам океанических островов, долго могут путешествовать, пока морское течение не прибьёт их к берегу.
в) Распространение с помощью животных и людей. Слайд №7,8
Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды. Так же распространяется лопух.
Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена могут прорасти. Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму.
г) Распространяют свои плоды сами. Слайд №9
Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов.
Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров.
IV.Физкультминутка.
На зарядке первый класс.
Мы присядем десять раз.
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево,
Вновь работать будем смело.
V.Закрепление изученного материала.
1.Работа по учебнику (с. 22–23).
- Расскажите, как расселяются растения в природе. Кто и что им в этом помогает?
2.Практическая работа в парах.
Учитель раздает учащимся плоды клена и ясеня. Дети рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клена и ясеня.
– Выясните, чьи плоды с семенами улетят дальше.
Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.
3. Игра «Определи, с какого растения плоды» (раскрась карточки с рисунками плодов; поделись своим мнением с соседом по парте) – работа в парах.
4.Отгадывание загадок.
Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения.
Кто ни прикасается, –
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат уголки.
(Репей – животными.)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(Рябина – птицами.)
Посреди двора
Золотая голова.
(Подсолнух – ветром и птицами.)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал –
И развеял этот шар.
(Одуванчик, расселяется с помощью ветра.)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Желудь дуба – животными.)
VI.Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
VII. Тест по теме урока.
Выбери правильные ответы:
1) Части растений:
стебель
корень
цветы
акация
плод с семенами
листья
стручок
пыльца
2)Распространяются с помощью ветра:
кубышка
одуванчик
бешеный огурец
акация
3)Распространяются с помощью животных и человека:
лопух
лотос
калужница болотная
акация
4)Распространяются с помощью воды:
чистотел
дикая морковь
иван-чай
лотос
5)Распространяют свои плоды сами:
гравилат
кокосовая пальма
бешеный огурец
росянка
VIII.Чтение и анализ сказки Л.Толстого «Дуб и орешник».
«Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».
«Я живу двести лет, – сказал на это дуб, – и дубок из этого жёлудя проживёт столько же».
Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней».
Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.
Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.
Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из жёлудя поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны».
Вывод: Семенам надо путешествовать. Это позволяет им переселяться на новые места, гда больше света, тепла и пищи для молодых растений.
IX. Рефлексия деятельности. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие растения расселяются с помощью ветра?
– Какие растения расселяются с помощью зверей и человека?
– Какие растения расселяются с помощью воды?
– Все ли семена прорастут на новых местах?
Список использованных источников информации.
1)http://www.equestrian.ru/my/2260/albums/1181?photoid=103751 – лошадь
2)http://www.anywalls.com/12920-to-dunul-kto-oduvanchik.html – одуванчик
3)http://900igr.net/kartinki/biologija/Griby-jagody/094-Poleznye-jagody.html– смородина
4)http://vipadvert.ru/news-8507.html - капуста
5)http://www.zagsoft.ru/documentary/64468-videokurs-prakticheskie-sovety-po-vyrashhivaniyu-kartofelya-2011-dvdrip.html – картофель
6) http://treesnm.ru/page130.htm - груша
7) http://www.myjulia.ru/post/483592/ – помидор
8) http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post295940594/ – кабачок
9) http://www.liveinternet.ru/users/mkmarisanna/post284177871/ - земляника
10)http://www.liveinternet.ru/users/4184717/post175348781/ - крыжовник
12) http://spoki.tvnet.lv/stilsmode/11-miti-par-edienu/538824 - петрушка
13) http://sadogorod-luna.ucoz.ru/index/reven/0-21 - ревень
14) http://khabmama.ru/articals/?id=170 – щавель
15) http://chembios.ucoz.ru/photo/udivitelnye_zhivotnye_i_rastenija/3 - росянка
16)http://serejki.besaba.com/razdeli/seregki/berezovie-seregki-poleznie-svoystva/11477.html - берёза
17) http://www.naturephoto.ru/T-01-17.htm - грушанка
18) http://vakomi.livejournal.com/1516585.html - иван-чай
19) http://tapety.superhry.cz/flora/kvet-lekninu/ - лотос
20) http://countryside.ucoz.ru/blog/2013-6-29 - кокосовая пальма
21) http://wsezdrav.ru/wp-content/uploads/2013/04/0a88fc896a272.jpg - кубышка жёлтая
22)http://www.vashsad.ua/encyclopedia-of-plants/flower-garden/show/3097/ - калужница болотная
23) http://doctortrav.ru/chereda-trexrazdelnaya.html - череда
25)http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/746-lekarstvennoe-rastenie-semejstva-rozocvetnyx.html - гравилат
26) http://medcanal.ru/ptopic104041.html - дикая морковь
27) http://trezvenie.org/bible_study/слайды/fauna2/Сойка.html - сойка
28)http://kotomatrisi.ru/dusha/5075-krasivye-izobrazheniya-zhivotnyh.html - белка
29) http://www.zooclub.com.ua/2487/2?p=130 – бурундук
30)http://www.tumentoday.ru/2011/05/26/рецепты-cибирского-травника/91-09-07/ - бешеный огурец
31) http://www.adoma-nch.ru/ozelenenie/karagana.php - акация
32) http://allforchildren.ru/paint/showimages/leaves/leaves014jpg.htm - рисунок жёлудя
33) http://little.com.ua/raskraski/raskraski-derevya-i-listya-derevev.html - рисунок рябины
34)http://ped-kopilka.ru/photos/photo2814.html - рисунок клёна
35)http://www.numama.ru/photos/photo635.html - рисунок гороха
36)http://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/raskraski-dlja-detei/raskraski-po-teme-derevja-dlja-detei.html - рисунок сосны, липы
37) http://www.f1-kansk.ru/read/enigma#r – загадка про репейник
38) http://hvatalkin.ru/zagadka/898 - загадка про рябину, подсолнух, одуванчик
39) http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-derevya/ - загадка про жёлудь
40)http://shkola-abv.ru/subfolder1/06/dub_i_oreshnik.html - сказка «Дуб и орешник» Л.Толстой
Тест по теме урока.
Выбери правильные ответы:
1) Части растений:
стебель
корень
цветы
акация
плод с семенами
листья
стручок
пыльца
2)Распространяются с помощью ветра:
кубышка
одуванчик
бешеный огурец
акация
3)Распространяются с помощью животных и человека:
лопух
лотос
калужница болотная
акация
4)Распространяются с помощью воды:
чистотел
дикая морковь
иван-чай
лотос
5)Распространяют свои плоды сами:
гравилат
кокосовая пальма
бешеный огурец
росянка
|
|
|
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Светлана Алексеевна
→ psveta-72 25.12.2013 0 11735 2328 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.