Урок окружающего мира. Тема "Осенние месяцы", 3 класс
ГБОУ СОШ №160
Учитель начальных классов
Виноградова Е.Б.
Осенние месяцы.
Целевые установки урока.
Предметные результаты:
Находить признаки осенних явлений природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев;
Называть те черты в судьбе и произведениях художников, что особенно затронули внимание каждого из учащихся;
Иметь общее представление о художниках И.И. Левитане,
А.А. Пластове и главных темах их художественного творчества.
Метапредметные результаты:
Описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;
Соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев на языке народов своего края;
Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов;
Сочинять устный рассказ по картине;
Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни на Руси.
Личностные результаты:
Осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде;
Понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде;
Осознавать необходимость эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности.
Оборудование. Презентация; запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла времена года П.И Чайковского; волшебный клубочек; предметы быта, украшенные хохломской росписью в осенней цветовой гамме, или их изображения; поделки из растительных природных материалов; куклы-неразлучники, ИКТ.
Ход урока.
Актуализация знаний и умений
-Вспомним правила поведения на уроке. Мы с вами завершили изучение раздела «Вселенная, время, календарь». Вы должны были подготовиться к тестированию. На выполнение заданий даю 6-7 минут. Задания на парте.(тесты)
-Целеполагание
- Ребята мы сегодня с вами отправимся в гости. А будет сегодня нас сопровождать …Угадайте кто?
Что
за зверь лесной,
Встал, как столбик,
под сосной,
И стоит среди травы,
Уши
больше головы? (заяц)
-Ребята, а заяц пришел не с пустыми руками. Ребята вы сюрпризы любите? Вот зайчик приготовил для вас сюрприз. В конце урока самые активные , трудолюбивые дети получат сюрприз.
-А сейчас мы отправимся в гости. Вы любите ходить в гости? Как себя нужно вести в гостях? Угадайте к кому? Слово предоставляется Айсун.
Долгие ночи, дождливые, темные,
И разрушенье – куда не взгляни,
Сыплются с дерева листья поблекшие,
В поле желтея, поникли кусты;
По небу тучи плывут бесконечные…
Осень докучная!.. Да, это ты! (слайд №1)
Вслед
за августом приходит,
С листопадом
хороводит
И богат он урожаем,
Мы
его, конечно, знаем!
(Сентябрь)
(слайд№2)
Королева
наша, Осень,
У тебя мы дружно
спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто
слуга тебе второй?
(Октябрь)(слайд№3)
Кто
тепло к нам не пускает,
Первым снегом
нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь
ты? Конечно, да!
(Ноябрь)(слайд№4)
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( Осенние месяцы)
-Что бы вы хотели узнать на уроке? (откуда произошли названия осенних месяцев)
-Что это такое?(годовой круг)
-В каком порядке следуют друг за другом осенние месяцы? (плакат на доске)
-А кто из вас знает, откуда к нам пришли современные названия месяцев?
-В нашем языке, как и во многих других, названия месяцев происходят из латинского языка.
-СЕНТЯБРЬ. Происходит от латинского: September. «Septem» - семь, так как это был 7-й месяц старого римского календаря. В то время год начинался с марта.
-ОКТЯБРЬ. Происходит от латинского: October. «Оcto» – восемь. Это был 8-й месяц старого римского календаря.
-НОЯБРЬ. Происходит от латинского: November. «Novem» - девять, так как это был 9-й месяц старого римского календаря.
-Но у славян были и свои имена, связанные с "характером" месяца, его основными признаками.
-Теперь я буду называть осенние месяцы их старинными русскими именами, а вы внимательно слушайте их звучание, вспоминайте, что вам известно об осенних явлениях природы и постарайтесь объяснить, о чем говорят эти старинные названия.
-Хмурень, ревун, зоревник, дождезвон. Так называли какой месяц? Кто догадался?(Сентябрь) Объясните происхождение этих слов!
-Позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник. Какой месяц в старину так называли?(Октябрь) Объясните происхождение этих слов!
– Листогной, листокос, полузимник, бездорожник. Какой месяц в старину так называли?(Ноябрь) Объясните происхождение этих слов!(слайд№5) Вам все понятно?Покажите сигнальные карточки.
Тренировочные упражнения.
-Откройте рабочие тетради. Задание на стр.36. Прочитай задание Никита.(Слайд №6)
Аналитический этап.
-Продолжаем наше путешествие. Вам все понятно? Покажите сигнальные карточки. -Красота осени всегда вдохновляла поэтов, художников, музыкантов.
Изображения осенних листьев и ягод можно увидеть на старинных изделиях древнего хохломского промысла (на доске картина). Слайд №7
-Какие краски использовали народные мастера?
-Откройте учебник с.54-55.
Звучат «Времена года» Послушайте П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»
-Постарайтесь мысленно войти в картину ,прогуляться вдоль берега реки. Почувствуйте запах осенней травы. Ощутите прикосновение воздуха. Какое оно. А теперь попробуйте постоять на крылечке вместе с ребятишками. Что вы чувствуете?
-Попробуйте определить, в какие осенние месяцы мы могли бы наблюдать такие картины?
Физкультминутка
Ветер тихо клен качал,
Вправо, влево наклонял,
Раз – наклон,
Два – наклон, зашумел листвою клен
Аналитический этап
-Посмотрите на с .54 вы видите осеннюю куклу.
-Почему такую куклу могли сделать только осенью? (К осени собирали урожай с полей; складывали на зиму в стога скошенную на корм животным траву.)
-Какое имя можно дать этой кукле?
-Как можно описать ее характер? (Щедрая, хлебосольная, гостеприимная, добрая, работящая)
-Какие старинные названия осенних месяцев рассказывают об изменениях в природе?
(Сентябрь – хмурень, ревун, з дождезвон.
Октябрь – позимник, грязник,.
Ноябрь – листогной, листокос, полузимник, бездорожник.)
-А о чем говорят названия октября «капустник», «свадебник». Давайте спросим об этом наш учебник. Послушайте. Учитель читает текст на с.56-57.
- Обратите внимание на двух кукол в нашем учебнике. Куклы связаны между собой. Одна символизирует мужчину, а другая – женщину. И назывались эти куклы свадебными. Их по другому называют «Куклы неразлучники».Эти куклы с секретом. Они могут двигаться навстречу друг другу. Тогда между ними остается место. Как вы думаете для чего? ( Для того, чтобы добавлять кукол младенчиков. Их добавляли столько, сколько детей родится в семье.)
- Вам все понятно? Покажите сигнальные карточки.
Выводы и обобщения
-Назовите современные названия осенних месяцев.
-Как называют их народными именами?
-Что рассказывают эти названия?
-Почему поэты и художники воспевают осень?
-Прочитайте выводы на стр. 57 учебника.
- Обещанный сюрприз от зайчика. Отгадайте что принес зайчик?
Само
с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь
- гладко, откусишь - сладко.( Яблоко)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Виноградова Елена Борисовна
→ Альтаир9081 08.01.2014 0 4044 538 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.