Конспект открытого урока по окружающему миру "Как, откуда и куда?" (птицы); 1 класс
Самоанализ урока окружающего мира,
Конспект интегрированного урока
(окружающий мир + трудовое обучение)
автор – А.А.Плешаков (Программа «Школа России»)
класс – 1.
Раздел: Как, откуда и куда?
Тема: Как помочь зимой птицам?
Вид урока: интегрированный урок с использованием информационных технологий.
Тип урока: комбинированный
Время проведения: 2-й урок в разделе.
Ведущая цель урока: формировать представления учащихся о значении природных условий для жизни птиц.
Задачи урока:
1.Обучающая: уточнить знания учащихся о значении природных условий для жизни птиц;
продолжить знакомство с зимующими птицами;
учить изготавливать простейшие кормушки.
2.Развивающая: развивать умение различать зимующих птиц по внешним признакам;
развивать внимание, память, речь учащихся;
развивать умение работать с подручным материалом на уроках трудового
обучения.
3.Воспитательная: воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение к
птицам;
прививать желание заботиться о птицах, помогать им.
Планируемые достижения учащихся: иметь представление о значении природных условий
для жизни птиц;
научиться различать наиболее распространенных
зимующих птиц;
делать кормушку из бумажного пакета.
Данный урок построен на основе традиционной технологии, с использованием информационных технологий, элементов интеграции. Через постановку познавательных задач, с помощью различных заданий и упражнений развивающего характера. Все цели на уроке были взаимосвязаны. Я считаю, что цели были достигнуты, посредством разнообразных методов, приемов и средств обучения. Таких как: словесный, наглядный метод, приемы самоконтроля и взаимоконтроля; средства аудиальные и визуальные. Урок спланирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания образования. На уроке использовано сочетание современных приемов (психологический настрой, актуализация базовых знаний, рефлексия) с традиционными этапами (повторение изученного, самостоятельная работа). Этот урок дал возможность показать учащимся свои умения и знания в области естествознания, умение высказывать свое мнение и слушать товарищей.
Немаловажное значение на уроке имеет организационный момент. Один из приемов, используемых мною на уроках – это психологический настрой. Через красоту
поэтических строчек о падающем снеге, я подвела детей к желанию показать свои знания и радости успехов своих одноклассников, что способствовало созданию доверительных отношений между учителем и учащимися, доброму и уважительному отношению друг к другу, созданию комфортных условий на уроке.
Следующим этапом урока осуществлялась установка на дальнейшую работу. Использование стихотворения, мне позволило актуализировать базовые знания учащихся и сконцентрировать их внимание, создать ситуацию успеха и определить тему и цели урока.
Одним из главных моментов – это систематизация и обобщение знаний по теме «Зимующие птицы». Весь материал соответствовал принципу доступности и научности, что способствовало формированию учебно-интеллектуальных умений: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы; учебно-коммуникативные умения: умение слушать, умение выступать перед классом, целенаправленно работать в парах. Устанавливая связи между природными условиями и образом обитания зимующих птиц и выделяя общее, ребята показали знания теоретического материала, который успешно применяли на практике, выполняя различные занимательные задания. Я считаю, что ряд занимательных заданий, используемых на уроке, способствовал прочному усвоению внешних признаков зимующих птиц, представлению учащихся о значении природных условий для жизни птиц, желание заботиться о птицах, помогать им. Значительно активизировало мышление, внимание, интерес к предмету, задания занимательного характера. На уроке я использовала такие виды работ, как разгадывание загадок, ребусов, использование лото, собирание пазлов, изготовление кормушек, что позволило мне решить такие задачи на уроке, как закрепление знаний учащихся о зимующих птицах, обогащение словарного запаса учащихся, развитие устной речи, развитие внимания, памяти учащихся.
Использование на уроке одной из форм работы – работа в парах, способствовало установлению контактов между детьми, умению общаться, прислушиваться друг к другу и принимать общее решение, что так немаловажно на данном этапе обучения. Применение на урока слайдов - это одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение), что позволило достичь большего эффекта в запоминании уч-ся внешнего вида зимующих птиц, вида кормушек, активизировать работу учащихся на уроке.
Темп урока был оптимальным, каждый этап завершенным, ребята на уроке были активны и непосредственны.
Воспитательные цели урока были направлены на развитие личности ребенка. Реализуя воспитательные задачи, я опиралась на жизненный опыт учащихся. Беседа о помощи зимующим птицам, способствовала привитию бережного отношения к окружающей природе. В урок были включены музыкальные произведения (П.И.Чайковского «Времена года»), поэтическая минутка (Ф.Тютчева «Зима пришла»), что обеспечивает формирование целостного эстетического вкуса.
Организация рефлексии и подведение итогов на завершающем этапе урока показала, что цели и задачи, поставленные мной были достигнуты.
Составила учитель начальных классов:
Торощина Наталья Ивановна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХАНЫМЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Конспект открытого урока
по окружающему миру с использованием ИКТ
автор – А.А.Плешаков (Программа «Школа России»)
класс – 1.
Тема: Как помочь зимой птицам?
Составила учитель начальных классов
Мелентьева Н.И.
2007г
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ
автор – А.А.Плешаков (Программа «Школа России»)
класс – 1.
Раздел: Как, откуда и куда?
Тема: Как помочь зимой птицам?
Вид урока: интегрированный урок с использованием информационных технологий.
Тип урока: комбинированный
Время проведения: 2-й урок в разделе.
Цель урока: формировать представления учащихся о значении природных условий для жизни птиц.
Задачи урока:
1.Обучающая: уточнить знания учащихся о значении природных условий для жизни птиц;
продолжить знакомство с зимующими птицами;
учить изготавливать простейшие кормушки.
2.Развивающая: развивать умение различать зимующих птиц по внешним признакам;
развивать внимание, память, речь учащихся;
развивать умение работать с подручным материалом на уроках трудового
обучения.
3.Воспитательная: воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение к птицам;
прививать желание заботиться о птицах, помогать им.
Планируемые достижения учащихся: иметь представление о значении природных условий для
жизни птиц;
научиться различать наиболее распространенных
зимующих птиц;
делать кормушку из бумажного пакета.
Предварительная работа: наблюдение за птицами, просмотр иллюстраций, чтение рассказов о
птицах, разучивание стихотворений.
Оснащенность урока: мультимедийные средства, презентация
Оборудование для учителя: аудиозаписи «Голоса птиц», «Времена года» Чайковского.
разрезные картинки с изображением птиц, ребусы, изображение ели,
образцы кормушек (картинки с изображением шишек, ягод калины,
рябины), пазлы с изображением свиристели.
Оборудование для учащихся: цветные карандаши, лист с копией рисунка кормушек (тесты к
учебнику с.28 №75);
пакет из под молока, проволока или нить.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Ход урока:
1.Организационный момент (психологический настрой на урок).
(под спокойную музыку учитель читает стихотворение)
(слайд №1)
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня
Словно пухом устилает
Все дороги и дома,
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.
Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. (чистый слайд №2)
2.Введение в тему.
-Ребята, я прочитаю вам стихотворение Ф.Тютчев, а вы послушайте его внимательно и подумайте, о чем говорится в этом стихотворении.
Пришла зима хлопочет
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу
Тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели
Они не улетели,
А выдержат мороз?
-О чем говорится в этом стихотворении? (о зиме, о птице)
-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить на уроке? (о птицах, которые остаются зимовать)
-Как называют этих птиц? (зимующие)
3.Сообщение темы и целей урока (появляется слайд №3)
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с зимующими птицами, поговорим о птицах, которые зимуют с нами, о том, как мы с вами сможем помочь зимующим птицам, будем учиться изготавливать простейшие кормушки.
- Тема сегодняшнего урока «Как помочь зимой птицам.»
4. Актуализация знаний. (аудиозапись музыки Чайковского «Времена года», слайд №4)
-Представьте, что мы с вами отправляемся в зимний лес. Тихо в лесу. Чернеют стволы и сучья деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат мягкие подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всем лесу.
-Какие изменения происходят в природе с наступлением зимы? (ответы детей)
-Сделаем вывод.
(слайд №5)
вывод: низкая температура, короче стали дни, длиннее ночи, снег покрыл всю землю,
некоторые животные ложатся в спячку, птицы улетают на юг)
(аудиозапись «Голоса птиц»)
-Почему же в лесу раздается пение птиц? (остаются зимующие птицы)
-Для чего нам нужны птицы? (ответы детей)
-Давайте сделаем вывод.
(слайд №6)
вывод: создают красоту природы, являются санитарами леса, способствуют размножению растений.
-Послушайте стихотворение о зимующих птицах
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей. (рассказывает ученик)
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
-Не одни мы остались в тихом зимнем лесу. А значит, не скучно будет гулять по зимнему лесу, всегда будут радовать нас красивые бойкие птицы.
-Каких зимующих птиц вы знаете?
-Молодцы, вы много знаете птиц, но прежде, чем продолжить разговор о птицах, давайте отдохнем.
5.Физкультминутка.
Стая птиц летит на юг, небо синее вокруг, чтоб скорее долетать надо крыльями махать.
(дети изображают птиц)
Ручки вверх, ручки вниз. На носочки подтянись. Ручки ставим на бочок, на носочки скок-скок-скок. А затем поприседаем, никогда не замерзаем.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
6.Новая тема.
-Я предлагаю поиграть в игру «Собери стайку» (по описанию определить птичку, найти ее изображение на карточке среди других птиц и поселить на ель)
( на доске изображение ели, у уч-ся карточки с изображением зимующих
птиц)
1.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка (прикрепляем картинку с изображением на ель)
И полоска шарфика. (синица) (слайд №7)
-Что можете рассказать о синичке?
-Синицы скачут по веткам, заглядывая во все щели. Стараются держаться стайками, иак легче находить корм. Найдет одна птичка корм, на ее голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберет все, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.
2.У этой птицы красивое пестрое оперение. Верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, на голове красная шапочка, клюв прочный и острый. (прикрепляем картинку с изображением на ель) (дятел) (слайд №8)
-Зимой дятел кормится в основном сосновыми и еловыми семенами. Чтобы добыть семена из шишки, дятел устраивает углубление в дереве, засовывает туда шишку и начинает по ней долбить клювом, как кузнец. Раздолбит, поест и за другой шишкой летит, а старую выбросит. Вот и лакомятся другие птицы тем, что осталось в распотрошенных шишках.
3.Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери. (прикрепляем картинку с изображением на ель)
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это-… (снегири) (слайд №9)
(читает ученик)
Снегири.
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо?
На березе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней
И глазам не верится
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
-Снегири обычно держатся небольшими стайками (7-10) птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. Любимое лакомство для снегирей ягоды калины или рябины. (показать иллюстр. с изображением ягод калины, рябины)
4.Ребус 40 ка (сорока) (прикрепляем картинку с изображением на ель)
(слайд №10)
-Сороки приносят пользу. Они истребляют насекомых и мелких грызунов, переносят семена растений, в брошенных сорочьих гнездах, в густых ветвях деревьев или кустарников, селятся более мелкие птицы: синицы, воробьи. Эта птичка – всеядная и хищная. Не прочь полакомиться даже маленькими птенцами. Любит семечки арбуза, подсолнечника, дыни.
(слайд № 11)
-подумайте и ответьте. Обычно кормушку посещают мелкие птички, которым нелегко найти себе еду зимой. Но вот на птичью кормушку прилетела необычная черно-белая пернатая гостья. Что же привлекло крупную птицу на кормушку? (Сорока всеядная. Она может напасть, как хищная птица, на мелких птичек. В кормушке привлек корм.)
-послушайте стихотворение и подумайте, о какой птице говорится в этом стихотворении.
5. Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится, (читает ученик)
Не страшна ему зима!
Сосны, ели дарят птице
Золотые семена. (клест) (слайд № 12) (прикрепляем картинку с изображением на ель)
-Для вас приготовили интересное сообщение.
(рассказ уч-ся)
-Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Ведь это правда. Сидит себе самка в гнезде среди заснеженных веток и насиживает яйца. А мороз иной раз до 35 градусов доходит. Ветер воет, метель метет, сидит самка две недели, никуда не отлучается, потому что яйца нельзя оставлять без спасительного тепла. Однажды при сильном морозе измерили температуру в гнезде, где были трехдневные клестята, она оказалась +35 градусов. Самец заботливо кормит самку. Лакомятся клесты шишками. Прилетев стайкой на большую ель, производят иногда град из шишек. Немного выев семян, бросают на землю, но эти «отходы» не пропадают: на земле их подберут белки, мыши.
6.Ребус (у всех ребят на парте, 1 ученик у доски)
«Собери название птички» Собери все кружочки и получишь название зимующей птички.
(раскрашивают)
-Это маленькая подвижная серенькая птичка, с округлой головкой, короткой шеей, маленьким туловищем. Короткими крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птички сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (слайд № 13)
7.Название следующей птички вы узнаете, когда соберете пазлы.
(на столе конверт с пазлами, изображение свиристели).
(слайд № 14)
(рассказ уч.)
-Этих красивых птичек называют северными попугайчиками, потому что они красивые, с ярким оперением. Свиристели очень любят рябину. Стайки облепляют рябину и устраивают веселое пиршество. Клююют жадно, торопяться, словно соревнуются, кто больше съест. Две-три минуты – и свиристели сыты. Но что за причуда? Насытились и снова принимаются щипать и бросать рябину. Вот какая чудная птичка.
7.Физкультминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень,тень,тень.
8.Значение природных условий для жизни птиц.
-Вот и слетелась стайка пернатых друзей на елочку. Точно живые цветы, запорхают между веток ели. Мелькнут желтым, красным, голубым опереньем. Повиснут на еловых лапках.
-Но все ли так хорошо у зимующих птиц? (ответы детей)
-Да им очень трудно зимой. Как это не грустно, но зима самое тяжелое время для птиц. Очень многие птицы погибают от холода и голода.
-Можем ли мы помочь птицам? Правильно ребята…
-Сделаем вывод: (слайд №15)
вывод: птицы нуждаются зимой в помощи.
- И сегодня утром, мне пришло электронное сообщение, давайте его прочитаем.
( на слайде текст)
«Телеграмма» (слайд № 16)
-Дорогие друзья! Пишут вам пернатые друзья леса. Мы уже прилетели на зимние квартиры. Пугает нас холодная зима, но мы знаем, что вы не оставите нас в беде. Ваши «птичьи столовые» очень выручают нас зимой. Вот мы и напоминаем о себе. От всего сердца желаем вам отличных успехов в учебе и труде.
Ваши друзья, птицы.
-Как мы, ребята можем помочь птицам? (сделать кормушки, покормить птиц)
Правильно, любая, даже самая незамысловатая по устройству кормушка важна. В саду, в парке, около школы, в лесу - везде можно устроить столовую для птиц. Очень несложно изготовить кормушки. Они могут быть разных видов. (Слайд № 17,18,19,20)
-Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые?
-Послушайте стихотворение В.Мусатова и скажите, о каком растении идет в нем речь.
Облетели листья,
Но остались кисти:
Красные, яркие-
Снегирям подарки.
(рябина)
(слайд №21)
-Очень важно, сберегать и бережно относиться к рябине, не ломать ее ветки, не сбивать и не рвать гроздья рябины, чтобы не разрушать птичью природную столовую.
9.Изготовление кормушек.
-Сегодня мы с вами сделаем самую простую, кормушку. Но ваша кормушка принесет большую пользу нашим пернатым друзьям.
(изготовление кормушек из подручного материала)
10.Рефлексия.
-Ребята, что вам больше всего понравилось на уроке?
11.Итог урока.
-Для чего мы сделали кормушки?
-Почему нужно помогать зимующим птицам?
-Теперь я могу быть уверена в том, что вы не оставите в беде наших пернатых друзей, а самой лучшей наградой будут птицы слетевшиеся на наши кормушки.
(слайд №22) Спасибо за урок!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мелентьева Наталья Ивановна
→ natusik100372 24.01.2014 0 6492 756 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы