Урок окружающего мира в 3 классе на тему "Вода в природе"
Учитель: Миронова Е.А.
МБОУ СОШ № 47
г. о. Самара
Урок окружающего мира в 3 классе
Вода в природе. Основные свойства воды.
Цели:
1. Познакомить с основными свойствами воды;
2. Установить важнейшую роль воды в жизни человека и природы.
Задачи:
1. Повышать познавательную активность и самостоятельность детей;
2. Развивать навыки общения со сверстниками;
3. Формировать интерес к природе.
Оборудование: пробирки, колбы, ложечки, стеклянная палочка, фильтры, воронка, разные емкости, спиртовка, компьютер, проектор, материалы презентации в программе Power Point.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
(проводится упражнение на внимание)
Дыхательная гимнастика. Упражнения на задержку воздуха.
Дети отвечают на вопросы. Верные высказывания они отмечают «+»,
а ложные высказывания «-».
Высказывания:
1. При нагревании воздух сжимается.
2. Воздух не имеет цвета.
3. Воздух хорошо проводит тепло.
4. При охлаждении воздух сжимается.
5. Воздух голубого цвета.
6. При нагревании воздух расширяется.
7. Воздух прозрачен.
8. Воздух плохо проводит тепло.
9. При охлаждении воздух расширяется.
10. Воздух не имеет запаха.
2. Вступительная беседа о значении воды.
Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пустыне. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднялся сильный ветер. Он несет целые кучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучит жажда. Буря усиливается. Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют голову. Люди, тесно прижимаясь к верблюдам, окутывают голову одеждой. Буря затихла, и караван снова движется в путь. Но воды все нет и нет.
- Почему в местности, по которой шел караван, нет травы и деревьев?
(т.к. нет воды, растения без воды не живут)
- Предположите, чем могла бы закончиться эта история, если колодца на пути люди так и не встретят?
(Люди и верблюды могут погибнуть)
- Почему?
(Где нет воды, там нет жизни)
На предыдущем уроке мы говорили о необходимости воздуха для жизни человека. Сегодня мы продолжим расширять наши знания и узнаем, что и вода – является самым необходимым веществом в природе. «Нет земного вещества, минерала, горной породы, живого тела, которое бы воду не включало» - так говорил академик Вернадский. Мы проведем ряд опытов с водой, которые раскроют ее свойства.
3. Значение воды для организма
- Зачем пьют воду? (чтобы утолить жажду, чтобы жить)
Кажется, вопрос простой. Почему нам хочется пить? Потому, что без воды нельзя жить. А жить нельзя потому, что мы воду постоянно расходуем, и нам надо пополнить ее запас. За сутки человек теряет 12 стаканов воды.
Столько же ему надо выпить или съесть. А разве воду едят? Да, в мясе, овощах, хлебе есть вода.
Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идет дождь, как течет река. Но оказывается, не так все просто в природе. В ней вообще много тайн. Ученые стараются разгадать их.
В 1805 году немецкий ученый Александр Гумбольдт и французский физик Жозеф Луи Гей-Люссак установили, что вода состоит из молекул, каждая из которых содержит два атома водорода и один атом кислорода. Об этом вы подробнее вы узнаете на уроках химии в 8 классе.
В лаборатории были исследованы образцы воды из различных водных источников всего мира. Вода подвергалась различным видам воздействия такие как музыка, изображения, электромагнитное излучение от телевизора, мысли одного человека и групп людей, молитвы, произнесенные слова. (На экран выводятся презентационные слайды)
-
1. Кристалл дистиллированной воды, не подвергнутый никакому воздействию.
2. Ключевая вода.
3. Антарктический лёд.
4. Так выгляди кристалл воды, прослушавшей "Пастораль" Бетховена.
5. Кристалл, образовавшийся после прослушивания тяжелого металлического рока.
6. Кристалл после воздействия слов "Ты - дурак", очень похож на кристалл после действия тяжелого рока.
7. Эксперимент, в котором воде показывают слова.
8, 9. Слева слово "Ангел", справа - "Дьявол".
10. Вода получила просьбу "Сделать это".
11. Вода получила приказ "Сделай это".
12. Слова "Ты надоел мне. Я убью тебя" (русский эквивалент: "Ты меня достал").
13. Кристалл воды после молитвы буддистского первосвященника Като.
14. Образец водопроводной воды Shinagawa, Токио.
15. Тот же образец после того, как 500 инструкторов ХАДО по всей Японии одновремено послали добрые мысли ему.
< p>
16. Вода, взятая из озера Fujiwara, перед молитвой.
17. Слова "Любовь и благодарность",
18. японском
19. и немецком языках.
-
20. В две одинаковых баночки поместили рис, залитый водой. Два ученика начальной школы говорили рису с водой слова каждый день, на протяжении месяца, как только они возвращались домой после школы. В результате, рис, залитый водой, которому дети говорили "спасибо" (слева), хорошо бродил, и имел приятный аромат. Рис, залитый водой, которому дети говорили "ты - дурак" (справа), стал черным и сгнил. Они сказали, что его запах был крайне отвратительным. Таким образом, добрые слова сильнее злых.
На
основании данных приведенных выше можно
сделать вывод:
Добро
влияет на структуру воды созидательно,
зло
разрушает
ее. Если
один человек, молится с глубоким, ясным
и чистым чувством, кристаллическая
структура воды будет ясна и чиста.
Под
влиянием мыслей вода изменяется
мгновенно.
Освещенная в Крещение вода, по народным
поверьям, обладает чудодейственной
силой. Крещенскую воду используют как
одно из эффективнейших средств народной
медицины. Купаясь в проруби в Крещение,
исцеляешься от многих хворей.
А пока мы начнем с простого. Рассмотрим таблицу и дадим ответы на вопросы. (Таблица находится на демонстрационной доске в увеличенном варианте)
-
Вопросы
Предполагаемые ответы
Ответы после эксперимента
1. Какие свойства воды вы наблюдали в жизни и где?
2. Имеет ли вода запах?
3. Имеет ли вода вкус?
3. Что произойдет, если немного воды капнуть на стекло?
4. Какого цвета вода?
5. Какую форму имеет вода?
6. Что произойдет с солью, если ее бросить в стакан с водой? А если бросить мел?
- Продолжат работу по таблице «химики» в двух центрах. По окончанию работы мы сравним их результаты.
- В другом центре «математики» будут вести работу по определению количества воды в теле человека.
- В следующем центре работают «экологи», они будут заселять животных в их природные дома.
- «Исследователи» в следующем центре с помощью опытов будут определять растворимость представленных веществ в воде.
4. Самостоятельная работа по группам.
- Работая в центрах, вы сделаете научные открытия. Полученные вами сегодня знания пригодятся в дальнейшей жизни.
Переход в центры
(Декламируется стихотворение. Когда учитель говорит строчку, дети стоят на месте. Затем они повторяют эту строчку, передвигаясь в нужный центр.)
Вы слыхали о воде? Лентой серебристой вьется.
Говорят, она везде! Мы привыкли, что вода -
В луже, море, океане Наша спутница всегда!
И в водопроводном кране. Без нее нам не умыться,
Как сосулька, замерзает, Не наесться, не напиться.
В лес туманом заползает, Смею вам я доложить:
Ледником в горах зовется, Без нее нам не прожить!
Задание для центра химиков «Свойства воды»
Рассмотрите таблицу, запишите предполагаемые ответы на вопросы до проведения опыта. Проведите опыты.
-
Вопросы
Предполагаемые ответы
Ответы после эксперимента
1. Какие свойства воды вы наблюдали в жизни и где?
2. Имеет ли вода запах?
3. Имеет ли вода вкус?
3. Что произойдет, если немного воды капнуть на стекло?
4. Какого цвета вода?
5. Какую форму имеет вода?
6. Что произойдет с солью, если ее бросить в стакан с водой? А если бросить мел?
Запишите ответы на вопросы после проведения опыта. Сравните полученные ответы.
Задания для центра экологов
- Прочитайте текст в учебнике на странице 49. Выполните задание № 2 в тетради на странице 21. Подготовьте краткий отчет о проделанной вами работе.
Задания для центра математиков
- Прочитайте текст в учебнике на странице 49. Выполните задание № 1 в тетради на странице 20. Подготовьте сообщение о том, что нового открыли и при помощи каких вычислений.
Задания для центра исследователей
Проведите опыты по заданию № 4 в рабочей тетради на странице 22. Подготовьте сообщение о том, какое исследование вы провели и к какому выводу пришли.
(Учащиеся выполняют работу в центрах)
- Ребята, вы закончили научную работу в центрах. Вы сделали для себя новые открытия и все немного напряжены. Я предлагаю вам расслабиться. А в этом нам поможет удивительная музыка воды.
- Сядьте ровно, выпрямите спинки, руки опустите вдоль туловища, закройте глаза и представьте ……..(звучит музыка)
- Возвращаемся в класс к нашей дальнейшей работе. Мы заслушаем научных корреспондентов, которые доложат о поделанной работе в своем центре.
(Выступление учащихся о проделанной работе)
Выводы экологов: Вода – природный дом для рыб.
Выводы математиков: В теле человека много воды, она составляет больше половины массы.
Выводы исследователей: Вода растворяет многие вещества. Соль, сахар, сода, крахмал – в воде растворяются, а глина и мел – нет.
- Я предлагаю задание-загадку: «Во время похода, туристы нечаянно рассыпали всю соль. Она смешалась с песком. Как быть?» (выслушиваются ответы детей и правильность ответа подтверждается опытом ). Значит, нерастворившиеся вещества остаются на фильтре.
Выводы химиков: Вода – прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, вкуса, обладает текучестью, принимает форму сосуда.
Работа по выявлению свойств воды проводилась в двух центрах, результаты одинаковы.
5. Итог урока
- Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? (Вода – природный дом для рыб. В теле человека много воды, она составляет больше половины массы. Вода растворяет многие вещества. Соль, сахар, сода, крахмал – в воде растворяются, а глина и мел – нет. Значит нерастворившиеся вещества, остаются на фильтр. Вода – прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, вкуса, обладает текучестью, принимает форму сосуда).
- Пригодятся ли знания, полученные сегодня на уроке в вашей дальнейшей жизни? Где? (Пьем сладкий чай, солим суп).
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете». Антуан де Сент-Экзюпери (французский писатель). На эту тему ребята нам приготовили инсценировку. Давайте поприветствуем выступающих.
«Есть вода кристальная»
-
Автор
Айболит ведет обход,
Деткам трогает живот,
Проверяет чистоту
В зоосаде и еду.
Айболит
Интересно, в чем причина
Экстренного карантина?
Расскажите, что вы пьете?
Воду в пищу где берете?
Лошадь
Удивилась мама Лошадь:
Мой ответ простого проще,
Рядом вот водопровод,
Здесь малыш мой воду пьет!
Айболит
Потому ваш жеребенок -
Очень слабенький ребенок:
Хлор и известь с малых лет
Малышу наносит вред.
Медведица
А мы были на природе,
Воду брали по дороге,
Из колодца ее пили,
Медвежат своих поили.
Айболит
К сожалению, Природа
Нынче требует ухода.
Из колодца, из ручья,
Из лесного родника
Воду пить сейчас опасно –
Может быть она заразна
Барсуки
Мы, - сказали Барсуки, -
Пьем «Боржом», «Ессентуки»…
Говорила нам лисица:
- Очень ценная водица.
Айболит
Ох, уж эта мне лиса…
Минеральная вода
Нам нужна, чтобы лечиться
А для пищи не годиться.
И, всякое лекарство,
Много пить ее опасно.
Мама Котят
Мамы девочек котят
Мама Котят
Мамы мальчиков Зайчат
Мама Котят
Плачут: жалко малышат;
Мама Котят
Животы у них болят.
Мамы Котят и зайчат
И всю ночь у их постели
Мамы бедные сидели
Мама Котят
Лишь вчера они резвились,
На полянке веселились,
Мама Зайчат
В воду пили лимонад,
«Кока-Колу», «Пепси», «Спрайт»
Айболит
Знаю, знаю – говорит Я детишек полечу
Добрый доктор Айболит. – Вашим детям помогу.
Любят детки лимонад, Пропишу им витамины
Там пузырики шипят. Скоро снимут карантины.
Но вот в них-то вся беда. Только помните всечастно,
Это – углекислота!!! Что с водой шутить опасно.
Все (хором)
Чтобы было меньше бед,
Мы откроем вам секрет:
Лошадь
Есть вода «Кристальная»,
По свойствам уникальная.
Медведица
В ней отсутствуют микробы,
Нужный солевой баланс,
Барсуки
Содержание кислорода
Выше нормы в ней в 6 раз.
Мама Котят
Ваш малыш воды попил –
Словно на прогулке был
Мама Зайчат
Ведь совсем не просто так
Той воде присвоен знак.
Все (хором)
Что такой значок дает?
Лошадь
То, что воду признает
Медведица
Целый мир,
Барсуки
В любой стране
Все (хором)
Доверяют той воде.
6. Домашнее задание
Подготовить сообщение на тему «Вода в жизни человека»
7. Отслеживание мотивации учащихся на уроке
- Ребята, возьмите стикерс и при помощи его выразите свое отношение к уроку.
-
☺
Хочу продолжить урок
☻
Работал, потому что надо.
- Урок окончен. Спасибо.
Центр экологов
-
Задания
Список учащихся
1.Прочитайте текст в учебнике на странице 49. 2.Выполните задание № 2 в тетради на странице 21. 3.Подготовьте краткий отчет о проделанной вами работе.
Центр математиков
-
Задания
Список учащихся
1.Прочитайте текст в учебнике на странице 49. 2.Выполните задание № 1 в тетради на странице 20. 3.Подготовьте сообщение о том, что нового открыли и при помощи каких вычислений.
Центр исследований
-
Задания
Список учащихся
1.Проведите опыты по заданию № 4 в рабочей тетради на странице 22. 2.Подготовьте сообщение какое исследование вы провели и к какому выводу вы пришли.
Центр химиков «Свойства воды»
-
Задания
Список учащихся
1.Рассмотрите таблицу.
2.Запишите предполагаемые ответы на вопросы до проведения опыта. 3.Проведите опыты.
4. Запишите ответы на вопросы после проведения опытов.
Центр экологов
1. Прочитайте текст в учебнике на стр. 49.
2. Выполните задание № 2 в тетради на стр. 21.
3. Подготовьте краткий отчет о проделанной вами
работе.
4. Молодцы!
Центр математиков
1. Прочитайте текст в учебнике на стр. 49.
2. Выполните задание № 1 в тетради на стр. 20.
3. Подготовьте сообщение о том, что нового
открыли и при помощи каких вычислений.
4. Так держать!
Центр исследований
1. Проведите опыты по заданию № 4 в рабочей тетради на стр. 22.
2. Подготовьте сообщение, какое исследование вы провели и к какому выводу вы пришли.
3. Спасибо!
Центр химиков
1. Рассмотрите таблицу.
2. Запишите предполагаемые ответы на вопросы
в таблице до проведения опытов.
3. Проведите опыты.
4. Запишите ответы на вопросы в таблице
после проведения опытов.
5. Молодцы!
Фамилия Имя_______________________________Дата_________________
Свойства воды
-
Вопросы
Предполагаемые ответы
Ответы после эксперимента
1. Какие свойства воды вы наблюдали в жизни и где?
2. Имеет ли вода запах?
3. Имеет ли вода вкус?
3. Что произойдет, если немного воды капнуть на стекло?
4. Какого цвета вода?
5. Какую форму имеет вода?
6. Что произойдет с солью, если ее бросить в стакан с водой? А если бросить мел?
Вывод: вода – это жидкость, которая не имеет____________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
___________________________________________________________
На странице приведен фрагмент.
Автор: Миронова Елена Александровна
→ Mirelena 29.01.2014 0 4011 681 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.