Урок "Твёрдые вещества, жидкости и газы"; 3 класс, УМК ПНШ
Урок окружающего мира в 3-а классе ГБОУ СОШ № 311, проведённый
17 октября 2013 года
Учитель: Романова Наталия Евгеньевна
Тема урока. Твёрдые вещества, жидкости и газы.
Тип урока. Закрепление изученного материала.
Цели урока:
- закрепить знания отличий объектов неживой природы от изделий человека;
- сформировать понятия «тело, вещество, частица», научить различать вещества по их свойствам и признакам.
Задачи урока:
- предметные: познакомить детей с понятиями «тело, вещество, частица», научить различать вещества в разных агрегатных состояниях;
- метапредметные: учить детей проводить простейшие опыты по различию тел, веществ в разных агрегатных состояниях;
- коииуникативные: развивать память, мышление, дружеские отношения в коллективе, воспитывать интерес к окружающему миру, повысить психологическую комфортность на уроке.
Оборудование: мультимедийная интерактивная презентация, электронная начальная школа (система голосования, мобильный класс), предметы для опытной работы (стакан, чайная ложка, кусочек сахара, кипячёная вода – на подносох), индивидуальные печатные материалы.
Ход урока
Организационный момент: здороваемся с гостями, проверяем рабочие места.
Сообщение темы урока, его цели (слайд 1)
Работа по теме урока.
Закрепление ранее изученного: давайте выйдем на несколько секунд за пределы нашего класса (слайд 2):
- назовите предметы, которые вы видите на экране;
- где мы с ними встречаемся?
- вспомните, как в науке называют предметы, которые нас окружают в жизни? (слайд 3)
- заполнение рабочего листа (задание 1)
№ |
Сегодня на уроке я узнал(а) |
Самостоятельно узнал(а)по этой же теме после урока (адрес сайта в хрестоматии на стр. 156) |
1 |
Продолжи предложения. Тела-это предметы, которые ……….. Тела состоят из ………… |
|
2 |
Закончи предложение. Тело может состоять из одного ………… |
|
3 |
Заполни схему об агрегатных состояниях веществ. Вещества
Заполни схему на основании выводов после лабораторной работы
|
|
- вспомните, а из чего же состоит любое тело? (ноутбук, программа «Интерактивные дидактические материалы-окружающий мир»-заполни пропуски, текст № 1 и 2), работают парами: ноутбук + карточка для
любознательных.
- заполнение оценочного индивидуального листа (с помощью цвета: мне понравилось задание, и я с ним справился – красный, я справился, но не очень понравилось – жёлтый, мне не понравилось такое задание – зелёный).
№ |
Названия видов выполняемых заданий |
Цветовая оценка |
1 |
Дополнение текста на ноутбуке |
|
2 |
Заполнение индивидуальной карточки |
|
3 |
Определение агрегатного состояния в-ва |
|
4 |
Работа с учебником (выполнение задания) |
|
5 |
Тест-закрепление в системе «голосования» |
|
6 |
Карточка «Для любознательных» |
|
Работа на карточках: распредели слова по группам и проверка по доске (тест на слайде 3).
Слова: стакан, железо, ложка, капля, кольцо, вода,золото, кувшин, стекло, глина.
Тела |
Вещества |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- тела могут состоять из одного или нескольких веществ (слайды 4, 5, 6)
- заполнение рабочего листа;
- заполнение оценочного листа после проверки карточки.
3) Работа с учебником – стр. 49 – 50 (агрегатные состояния веществ)
- в каких же состояниях могут находится вещества?
4) Закрепление знаний об агрегатных состояниях веществ (слайды 7, 8, 9, 10)
- заполнение рабочего листа;
- заполнение оценочного листа после закрепления по слайдам.
5) Лабораторная работа:
1 - растворить сахар в воде, доказав, что это вещество растворимое;
2 – растворить речной песок, доказав, что это вещество нерастворимое;
Вывод: вещества могут быть растворимыми и нерастворимыми.
Закрепление: работа по учебнику на стр. 52, № 7
- заполнение рабочего листа;
- заполнение оценочного листа после работы с учебником.
Подведение итогов работы на уроке
А) работа в системе голосования «Да - нет».
1) Предметы, которые нас окружают, называются веществами. Нет
2) То, из чего состоят тела, называются веществами. Да
3) Каждое тело может состоять из одного или нескольких веществ. Да
4) Вещества могут быть твёрдыми, жидкими и газообразными. Да
5) В твёрдых веществах молекулы находятся далеко друг от друга. Да
Б) работа с индивидуальными карточками «Для любознательных» со взаимопроверкой (при наличии времени)
Карточка 1. М.В.Ломоносов был одновременно физиком, химиком, геологом, минерологом, астрономом, философом, историком и художником. Он писал стихи так хорошо, что его произведения исполняли на коронациях царей. Вместе со своими учениками он создал огромную мозаичную картину «Полтавская баталия». Трудно представить себе, как могли в одном человеке совмещаться столь разнообразные таланты и интересы. А.С.Пушкин написал: «Ломоносов сам был нашим первым университетом».
Выбери правильный ответ
- Писал ли М.В.Ломоносов стихи? да нет
- Был ли М.В.Ломоносов художником? да нет
- Можно ли назвать М.В.Ломоносова разносторонним человеком? да нет
Карточка 2
- Как солнечный свет, разлагаясь, даёт спектр радуги, так и пламя каждого вещества имеет свой особый цвет. Пламя меди – зелёное, натрий, который входит в состав кухонной соли, имеет жёлтый цвет. Родственник натрия калий окрашивает пламя в красный цвет. Не все вещества дают один цвет, большинство цветов составные. Существует особый прибор – спектроскоп, который эти цвета улавливает и разделяет.
Ввбери правильный ответ
- Одинаковый ли спектр свечения у разных веществ? да нет
- Как называется прибор для фиксирования спектра? спектроман, спектроскоп, спектромер
- В состав поваренной соли входит натрий. Будет ли соль давать жёлтую линию спектра? да нет
Карточка 3
Бывает так, что новый элемент проще найти на Солнце, чем на Земле! Хотя до Солнца от нас 150 миллионов километров, а Земля находится прямо под ногами. В 1868 году учёные, изучая спектр солнечных вспышек, нашли в нём загадочную линию. Ни одно из веществ, известных химикам, не могло дать такой линии. Решили назвать это новое вещество гелием, что значит по-гречески «солнечный». Прошло 27 лет, и эту же линию, только очень слабую нашли в спектре обыкновенного воздуха. Оказалось, что гелий входит в состав воздуха, но его очень мало.
Выбери правильный ответ
- Какое вещество нашли сначала на Солнце, а после – на Земле?
литий калий гелий
- Какой прибор использовали для открытия гелия? телескоп микроскоп спектроскоп
- В переводе с греческого «гелий» - это … звёздный лунный солнечный
5. Домашнее задание:
1) работа по учебнику – стр. 49 – 52 (уметь рассказать о веществах)
2) заполнить рабочую карту в графе «Узнал(а) самостоятельно»
3) по желанию: подготовить сообщение о М.В.Ломосове
4) по желанию: сделать модель любого агрегатного состояния вещества
6. Подведение итогов работы на уроке по оценочным листам.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Наталия Евгеньевна
→ Nataroma 19.07.2014 4 13270 1908 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.