Конспект урока окружающего мира «Леса России»; 4 класс


 

 

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по теме: «Леса России. Лес и человек»

Сухина Елена Анатольевна, учитель начальных классов СОШ № 18 г. Сочи

 

Цели:

1) Подвести итоги изучения разнообразия растительного и животного мира лесной полосы, расширить и углубить знания учащихся о лесе и его богатствах.

 

2) Сформировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе, о значении леса в жизни природы и человека.

 

3) Воспитывать ответственное отношение к общенародному делу охраны леса, прививать любовь и уважение к нашей Родине, к лесу, к родной природе.

 

4) Заботиться об укреплении здоровья учащихся, формировать здоровый образ жизни.

 

5) Развивать наблюдательность, любознательность, речь, логическое мышление.

 

6) Учить анализировать изученный материал, умение сравнивать, делать выводы и обобщения.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

1) карта природных зон России;

2) гербарий растений лесной полосы;

3) таблички «Географы», «Ботаники», «Зоологи», «Экологи»;

4) карточки с индивидуальными заданиями;

5) карточки с тестовыми заданиями;

6) учебник природоведения, 4 класс, А.А. Плешаков

7) картины «Тайга», «Хвойный лес», «Смешанный лес», «Животные леса», «Птицы»;

8) план характеристики природной зоны;

9) доклады учащихся о растениях и животных лесной полосы.

 

ХОД УРОКА.

 

I. Организационный момент.

Звучит песня «Лесной марш» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова).

 

II. Постановка учебных задач урока.

- О чем эта песня? (О лесе, о тайге, о березках).

- Почему мы начали наш урок этой песней? (Потому что мы будем говорить о лесе).

- А кто должен оберегать лес? (Люди).

- Итак, мы с вами находимся в лесной полосе. Посмотрите, как много вокруг нас различных растений, животных, птиц. Так и хочется за кем-то понаблюдать, увидеть, услышать и узнать что-то новое!

Тогда за работу!

- Сначала повторим пройденный материал, вспомним, где располагается лесная зона, ее климатические условия, послушаем ваши рассказы о растительном и животном мире, а потом познакомимся с новой темой «Лес и человек».

- На уроке вы узнаете, какую роль играет лес в жизни природы и человека, какие правила поведения в лесу надо соблюдать и выполнять, чтобы не причинить вреда лесу и поговорим об охране леса, природы.

 

III. Повторение изученного материала.

 

- Сегодня мы работаем по научным группам, которые изучают природные зоны. (Дети разделены на четыре группы)

- Представьтесь, пожалуйста, кто вы и что изучаете?

Географы – изучают зимнюю поверхность и природные условия.

Ботаники – изучают растительный мир.

Зоологи – изучают животный мир.

Экологи – изучают отношения между растениями, животными, человеком и окружающей их средой.

- Я буду вашим научным руководителем и буду помогать вам изучать лесную зону.

- Перед вами лежат текстовые задания. Задания у всех одинаковое: установи соответствие.

- Что значит установить соответствие? (Выбрать материал, который соответствует или характеризует природную зону).

- Работаем, как обычно, по плану характеристики природной зоны (весит на доске)

План характеристики природной зоны.

1. Расположение.

2. Климат.

3. Растения.

4. Животные.

 

- Пока вы будете работать в группах, я попрошу некоторых ученых получить персональные (индивидуальные) задания на карточках (6 учащихся).

Итак, послушаем, как вы изучили лесную природную зону.

А) – Первым слово предоставляется географам. (Один географ показывает на карте лесную зону и рассказывает о ее расположении, а второй о климатических особенностях лесной полосы и).

- Ребята, а как вы думаете, скажутся ли такие благоприятные климатические условия на растительном и животном мире лесной зоны?

- А как? Давайте послушаем ботаников. (Выступают 5 учащихся)

1) рассказ о тайге,

2) рассказ о хвойном лесе,

3) рассказ о смешанном лесе,

4) рассказ о разных названиях русского леса,

5) рассказ о разном расположении растений в лесу.

- Ребята, сделайте вывод о растительном мире лесной полосы.

ВЫВОД: Растительный мир лесной полосы богаче и разнообразнее по сравнению с зоной тундры.

 

 

IV Физминутка.

- Слово предоставляется зоологам, которые рассказывают о животном мире лесной полосы (2-е учащихся выступают: один рассказывает о животном лесе, 2-й о птицах).

 

V Игра «Кто это?» (5 учащихся зачитывают отрывки о животных из своих докладов, а учащиеся отгадывают, о каком животном или птице идет речь).

 

- Сформулируйте вывод о животном мире лесной полосы.

ВЫВОД: Животный мир лесной полосы также богат и разнообразен, как и растительный.

 

VI. Формирование новых знаний и умений.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Послушайте стихотворение:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – вон убежал.

-О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса).

- Какую еще экологическую проблему вы можете назвать? (Незаконная охота-браконьерство).

- Слово предоставляется Экологам, которые расскажут об охране растительного и животного мира (4 человека).

Знакомство учащихся с правилами поведения в природе, в лесу.

- Ребята, если вы будете соблюдать и выполнять эти правила,

- то природа щедро отблагодарит вас за это самым великим подарком – она подарит вам здоровье.

 

Викторина о значении леса.

1. Чем является лес для человека? (Местом отдыха).

2. А почему лес – аптека? (В лесу много лекарственных растений, лесной воздух лечит).

3. Как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова – это лес).

4. Какие вещи из дерева вы видите вокруг себя?

5. Чем является лес для животных и растений? (Домом).

- Как вы думаете, а что дает лес животным? (Пищу, укрытие от врагов, устроить незаметное жилище).

(Составление схемы «Значение леса»)

Значение леса - место отдыха,

- аптека,

- источник чистой воды и пищи,

- источник древесины,

- дом для растений и животных,

- защитник воздуха, почв, водоемов.

- А какие поступки человека могут стать бедой для леса?

-Просмотр видеосюжета «Пожары в лесу».

VI. Закрепление изученного материала.

- Что дает нам лес?

- О чем должны помнить люди, приходя в лес?

- А сейчас придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Выставка рисунков.

VII. Обобщение.

Ученые подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают

примерно 20 га леса.

-Как представить себе 20 га? (Это участок длиной 2 км и шириной 200м).

Каждую минуту с Земли исчезает 20 га леса.

- Давайте посчитаем, а сколько леса исчезнет за 10 минут?

(200га), за 1 час ( 1200 га).

- А вот, сколько леса вырубят люди за год, посчитаете дома .

 

VIII. Итог урока.

- А не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов?

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы этого не случилось?

На этот вопрос можно ответить словами пословицы:

« Много леса – не губи

Мало леса - береги!

Нет леса - посади!»

( Учитель выставляет оценки за урок).

- «Какое великое счастье быть в лесу и общаться с природой», - писал не раз в своем дневнике Л.Н. Толстой.

- А.М. Горький « В воспоминаниях детства» пишет: «Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта, в этом чувстве исчезали мои огорчения, забывалось все неприятное».

- Ребята, прислушайтесь к этим мудрым высказываниям великих русских писателей, и если вам плохо, если вы расстроены чем-то и огорчены, то немедленно отправляйтесь на прогулку и обязательно в лес, но только со взрослыми. И лес вылечит вашу душу.


Полный текст материала Конспект урока окружающего мира «Леса России»; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сухина Елена Анатольевна  irina9915
21.09.2018 0 4324 484

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК