Конспект урока окружающего мира "Новое время - торжество Европы"; 4 класс
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема. Новое время – торжество Европы.
Цель: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.
Задачи: дать представление об эпохе Нового времени,
научить отличать эпоху Нового времени от других эпох, учить
находить в современной жизни явления, открытия, достижения,
сохранившиеся с эпохи Нового времени;
развивать умения работать с различной информацией, планировать и контролировать свою деятельность, анализировать, обобщать, классифицировать, работать в команде;
развивать речь, память и пространственное воображение;
создавать условия для развития интереса к учению, в целом, к истории, физике, химии и географии, в частности, в целях преемственности со средним звеном;
создавать условия для снятия психофизического напряжения.
Оборудование: а) для учащихся: учебник «Окружающий мир. Человек и человечество» А.А. Вахрушев; таблицы для составления опорного конспекта по теме; карточки - бланки ответов для ответов на вопросы игры.
б) для учителя: презентация Microsoft Office Power Point «Технические достижения эпохи Нового времени»; карточка с изображением парусного корабля.
Ход урока.
I. Орг.момент.
—Ребята, сегодня у нас на уроке окружающего мира гости – учителя нашей школы. Повернитесь к ним лицом, поздоровайтесь, посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте мысленно пожелаем им отдохнуть на нашем уроке.
—Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,(говорят уч-ся)
Всё получится у нас!
II. Сообщение темы урока.
— «На свете нет ничего лучше путешествий», так воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн.
—Мы продолжаем путешествие по страницам истории человечества.
III. Актуализация знаний.
1. Игра «Верно ли это?»
—Для того чтобы наше путешествие было успешным, нам необходимо
привести в систему наши знания об изученных исторических эпохах.
—Предлагаю провести это в виде игры «Верно ли это?». На своих партах
вы видите листы с нумерацией от одного до восьми. Если вы соглашаетесь с моим утверждением—ставите знак «+», не согласны—знак «-».
1. История первобытного мира – самая длинная в истории человечества. (+)
2. Первобытный мир называют «детством человечества». (+)
3. Первобытная мораль: нельзя делать зла всем людям, независимо от того, представителями какого рода и племени они являются. (-)
4. Древний мир – эпоха рождения первых цивилизаций.(+)
5. В Древней Греции в 74 году до новой эры произошло восстание рабов под
предводительством Спартака.(-)
6.Средние века называют временем рыцарей и замков. (+)
7. В Средние века большинство людей жили в городах. (-)
8. В Средние века главным признаком, по которому человек делил людей на своих и чужих, являлась вера.(+)
—Обменяйтесь своими листами с соседом по парте, проверьте его работу
и оцените, воспользовавшись слайдом с правильным ответом и нормами
оценок.
IV. Постановка проблемы.
—О каких периодах истории шла речь?
—Посмотрите на «Ленту времени»
—Какая историческая эпоха сменяет эпоху Средних веков?
—Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «новое»?
( 1. Впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прежнего, вновь открытое. 2. Недостаточно знакомое, мало известное. )
Работа с учебником.
—А вот как рассуждали на эту тему герои нашего учебника Анюта и Илюша.
—Откройте учебник на с.68. Диалог читают…Ульяна и Ваня
—Какое противоречие вы заметили в их разговоре?
—Какой возникает вопрос?
Слайд №3.
Почему Новое время назвали новым?
—Эту проблему мы с вами будем решать на уроке.
—Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?
Версии:
права Анюта;
прав Илюша;
оба правы.
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Возникновение западной цивилизации. Новое время – эпоха великих технических достижений.
—Давайте проверим наши предположения. В этом нам поможет учебник.
—Рассмотрите рисунки (на с.69) «Технические достижения эпохи Нового
времени»
—Об этих и других
изобретениях расскажут вам ребята.
Название изобретения |
Автор изобретения |
Назначение изобретения |
1. |
|
|
2. |
|
|
…. |
|
|
12. |
|
|
(Во время выступлений ребят открываются слайды №5- №31)
—Какие открытия были сделаны? (Дети перечисляют: фотография, пароход, самолёт, автомобиль, печатный станок, телеграф, телескоп, электролампочка, фонограф, микроскоп, паровоз, воздушный шар)
—Что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений? (Дети высказывают свои предположения. Если кто-то заболел, можно быстрее об этом сообщить врачу и быстрее доставить человека в больницу. Люди получили больше возможностей общаться, узнавать новое, полезное. Человечество стало сильнее. Жить стало проще и удобнее.)
—Проверку предположения проверим при помощи учебника, на с.68-69 познакомимся с фрагментом статьи «Новое общество, новые порядки». (Работа в группах.)
- 1группа читает 1-й абзац
-2 группа читает 2-й абзац
-3 группа читает 3-й абзац
1 группа
—Какое название
получило новое общество, возникшее на
месте средневековой Европы? (Западный
мир.)
2группа
—Прочитайте самостоятельно следующий абзац текста, подумайте, что ещё мы не знаем об эпохе Нового времени?
(Изменились представления людей о природе. Учёные доказали, что Земля имеет форму шара, вращается вокруг Солнца.)
—Итак, мы выяснили, что Новое время – это эпоха возникновения нового общества, эпоха великих технических достижений, эпоха появления новых предметов, облегчающих жизнь людей.
Физкультминутка.
2. Новое время – эпоха великих географических открытий.
3 группа
—Как изменилось количество людей в Европе? (Дети высказывают свои предположения. Возросло.
—Какой бы вы
предложили выход из этой ситуации, если
бы жили в эпоху Нового времени? (Дети
высказывают свои предположения. )
- Новое время называют эпохой великих географических открытий.
—Одно из таких открытий совершил человек, о котором пойдёт речь в стихотворении:
Незадачливый моряк
Плыл на запад, но никак
Он земли не достигал,
Компас свой не раз ругал.
Плыл он в Индию упорно,
Избежав постов проворных,
Злата, серебра достать,
Никому не отдавать.
Всё ж приплыл он наконец,
В земли, где народ- творец
Он индейцами назвал,
Только в точку не попал.(читает ученица Пак А.)
—Кто был этим незадачливым моряком, отправившимся на поиски нового пути в Индию? (Христофор Колумб)
—В чём заключалось его открытие? (Дети высказывают свои предположения.)
—Что об этом
рассказывает наш учебник? Прочитайте.
(Читают 2 следующих предложения.)
—Как вы думаете, что сделали предприимчивые европейцы? (Дети высказывают свои предположения.)
—Совершенно верно, «Спустя некоторое время Америка была заселена европейцами» —написано в нашем учебнике.
—И не только Америка. Какие ещё части света постигла та же участь?
—Найдите ответ в учебнике, прочитав оставшиеся предложения.
—Рассмотрите
карту на с.70 учебника.(вопросы на доске)
—Какие государства были образованы на территории Америки? (Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина.)
—Так какой выход нашли европейцы, чтобы решить проблему нехватки земли? (Найти и заселить новые земли.)
—Таким образом, можно сделать вывод, что Новое время – это эпоха великих географических открытий, которые позволили европейцам расширить границы западной цивилизации за счёт расселения по планете.
VI. Выражение решения проблемы
—Кто оказался прав? (Илюша, потому что он считал, что в эту эпоху было придумано много новых вещей.)
—Как бы вы дополнили его определение? (Новое время – это эпоха возникновения нового общества, эпоха великих технических достижений, эпоха появления новых предметов, облегчающих жизнь людей; эпоха великих географических открытий, которые сопровождались открытием новых земель.)
VI. Применение нового знания.
—Проверяем, насколько хорошо вы запомнили услышанное на уроке. Обращаемся к рабочей тетради. Выполняем задание 1 необходимого уровня на с.46 самостоятельно. Сигнализируем о выполнении вставанием.
—Озвучьте
получившийся текст.
—Следующее задание программного уровня выполните, работая в парах. Если работа готова, поднимите руку.
—Какими достижениями Нового времени мы пользуемся сейчас? Прочитайте.
VII. Домашнее задание.
—Дома вы продолжите работу над заданиями по теме. Предлагаю задания на выбор: №1 (максимальный уровень), где пригодится ваш конспект,№2 (программный уровень), № 3 (необходимый и программный уровень).
VIII. Итог урока.
—Эпохи сменяют друг друга: за Первобытным миром следует Древний мир, за ним – Средневековье, а потом и наступает Новое время.
—Какое представление у вас сложилось об эпохе Нового времени? (Это эпоха возникновения нового общества, эпоха великих технических достижений, эпоха появления новых предметов, облегчающих жизнь людей; эпоха великих географических открытий, которые сопровождались открытием новых земель.)
—Интересные сведения об этой эпохе вы можете почерпнуть из «Энциклопедического словарика школьника», который находится в классной библиотеке.
—Не возникло ли желание жить в таком обществе?
IX. Рефлексия.
—Подумайте, как о том, как прошёл сегодняшний урок, был ли он полезен вам, всё ли было понятно, интересно.
Приложение
Фамилия, имя _____________
____
____
____
____
____
____
____
____
Отметка ________
Название изобретения |
Автор изобретения |
Назначение изобретения |
1.
|
|
|
2.
|
|
|
3.
|
|
|
4.
|
|
|
5.
|
|
|
6.
|
|
|
7.
|
|
|
8.
|
|
|
9.
|
|
|
10
|
|
|
11.
|
|
|
12.
|
|
|
13.
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сенюшкина Светлана Игоревна
→ Публикатор 29.06.2019 0 3689 56 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы