Технологическая карта урока окружающего мира "Жизнь насекомых весной"; 1 класс
Автор работы: Николаева Людмила Евгеньевна, учитель начальных классов
Место работы: Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа»
с. Рязанка, Турковского района, Саратовской области
Образование: высшее педагогическое
Квалификационная категория: первая
Стаж работы: 33года
Методическая разработка:
Технологическая карта урока окружающего мира
в соответствии с ФГОС НОО
УМК «Начальная школа XXI века», Н.Ф Виноградова, 1 класс «Жизнь насекомых весной».
Презентация к уроку.
2018-2019 год
Технологическая карта урока. Окружающий мир. 1 класс.
Тема |
Жизнь
насекомых весной |
|||
Цель темы |
Создать условия для ознакомления с разнообразием насекомых ; учить пониманию главой мысли текста, участвовать в проблемном диалоге ; способствовать развитию речи, умению описывать насекомых; формировать нравственно-эстетические чувства. |
|||
Планируемые образовательные результаты |
Предметные умения |
УУД |
Личностные |
|
- формулировать основные понятия темы; -узнавать насекомых по строению их тела; - называть отличительные признаки насекомых; - вести наблюдения за объектами живой природы
|
Личностные: - принятие социальной роли обучающегося, - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; - формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения; Регулятивные: - формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов; - умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия; - умение действовать согласно плану, инструкциям; - умение оценивать результаты решения поставленной задачи; Познавательные: - умение определять понятие; - умение находить нужную информацию в различных источниках, -анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; - Коммуникативные: - умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах; - умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения |
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
|
||
Основные понятия |
Насекомое, части его тела (голова, грудь, брюшко, 6 ног, крылья), среда обитания, способы передвижения, питания и защиты насекомых. |
|||
Организация пространства |
||||
Межпредметные связи Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, математика. |
Формы работы: фронтальная парная групповая Виды деятельности: самостоятельная работа с текстом, учебником; выполнение заданий в рабочей тетради; исследовательская деятельность индуктивного типа в малых группах; подготовка и представление выступления; решение познавательных задач, проблемных ситуаций; моделирование насекомого (по выбору) |
Ресурсы: учебник «Окружающий мир» Н.Ф Виноградова, ч.2, с. 68-71, рабочая тетрадь №2, с.71-73 методическое пособие «Окружающий мир» Технологические карты уроков по учебнику Н.Ф.Виноградовой; Аудиокнига.К.И Чуковский «Муха-цокотуха». Развитие исследовательских умений младших школьников. Под редакцией Н.Б. Поляниной Серия «Работаем по новым стандартам», 2011; компьютер; мультимедийный проектор
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
ФОУД |
Формирование УУД |
Промежуточный контроль |
1–й этап. Организационный. |
|||||
I.Мотивация к учебной деятельности. Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала. |
-Поднимите на меня свои глазки, Я
посмотрю, все ли у вас в порядке. Как хорошо! Пора за дела! - Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет интересным и полезным. Ведь мы сегодня будем снова раскрывать тайны природы. Какое открытие сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока. |
Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу. |
Фронтальная |
Личностные: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
|
Устный опрос |
2-й этап. Информационно - деятельностный. |
|||||
II .Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией. Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе. |
(Обобщение знаний об изученных ранее группах животных млекопитающих и птицах). - Посмотрите внимательно на экран . Скажите, как одним словом назвать объекты природы? На экране (доске) карточки с изображением млекопитающих (ёж, медведь, тигр), птиц (дятел, сова, лебедь) и одного насекомого (муха). Слайд 2. Задание 1. Распределить животных на 2 группы, выделяя существенные признаки каждой группы. Всегда ли при встрече эти животные могут быть безопасными? - Проверьте свои высказывания. Слайд 3. - Назовите, чем млекопитающие отличаются от птиц.
-Докажите, что муха не является представителем класса млекопитающих и птиц. |
Рассматривают изображения на слайде, называют объекты одним словом. (животные)
Распределяют животных на 2 группы, находят отличительные особенности. Число ног-4, тело покрыто шерстью, детенышей вскармливают молоком. Число ног-2,тело покрыто перьями, есть клюв и крылья)
Обнаруживают, что одно животное (муха) не подходит по существенным признакам ни к млекопитающим, ни к птицам. |
Фронтальная |
Личностные: формирование положительной мотивации Познавательные: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объекты Коммуникативные: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера |
Выполнение задания. Устные ответы. Взаимоконтроль. |
2.Введение в тему урока Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. |
- Но она главный герой известной сказки К.И Чуковского? - О каких животных мы сегодня будем еще говорить, вы узнаете, послушав отрывок из любимой вами сказки «Муха – Цокотуха» К.И. Чуковского. Прослушивание отрывка сказки. ( аудиокнига до появления паука).Приложение №1 Задание 2. Назвать животных, которые были в гостях у мухи. (По мере называния на экране по щелчку появляются изображения насекомых: таракан, блоха, пчела, бабочка)( Слайд 4.) - Рассказать, где наблюдали этих животных. Что их объединяет? - Сегодня мы послушаем весну, звуки весны. А для этого отправимся на весенний луг. Откройте учебники на с. 68 Давайте прочитаем статью «Весенние картинки». Вопросы после чтения -Чем питается жужелица?- Почему весной у муравьев много работы? -Куда летят пчелы, покидая свои дома? -Что вы узнали о майских жуках? Что вам больше всего понравилось? -Рассмотрите животных, о которых говорится в тексте . Как их можно назвать одним словом? - Кто уже успел прочитать, с какой группой животных будем знакомиться на уроке. (Насекомые). ( Слайд 5) Взошло и заиграло над лугом весеннее ласковое солнышко ,зажгло янтарным светом журчащие ручейки. -Оранжевое солнце сверкает без оглядки, А лучики -иголки, играют с нами в прятки. (Слайд6-7)Приложение№2 |
Отвечают на вопрос учителя.
называют представителей животных из сказки. Выделяют общие признаками названных животных. Рассказывают о своих наблюдениях.
Самостоятельное чтение, ответы детей
Узнают тему урока
насекомые Физминутка(для глаз)
|
Фронтальная
Фронтальная
|
Познавательные: умение находить нужную информацию в различных источниках, -анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;
Регулятивные: умения принимать и сохранять учебную задачу, Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания |
Выполнение задания. Устные ответы. Взаимоконтроль. |
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
Цель: создание проблемной ситуации
|
Коснулся наш лучик и этой странички. - Каких насекомых вы еще знаете? (Муха, божья коровка, шмель, жуки, сверчок, бабочка и др.) Рассказ учителя о насекомых. - Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых. Вот мы уже слышим чьи-то голоса. -На цветок пахучий Сел цветок летучий Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел! - Что это за насекомое? (Слайд8) - Посмотрите на изображение бабочки. С чем поэт сравнил крылья бабочки? - Какие крылья у бабочки? -Подпиши рисунок схему бабочки. Сравните по внешнему виду бабочку-крапивницу и бабочку-капустницу. - Послушайте какие еще насекомые прилетели к бабочке? На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. «Жу-жу-жу-жу-жу-жу», я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко с ними наклоняюсь. - Посмотрите на изображение жука. Сколько ножек у жука? А есть ли у жука крылья? Какие они?(слайд 9) - А кто еще здесь есть, давайте отгадаем? Домовитая хозяйка Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком Он поделится медком.
- Посмотрите на изображение пчелы. Есть ли у нее крылья? Какие? А сколько ножек? Посчитайте.(Слайд10) - В чём сходство насекомых? _Почему их так называют? -У насекомых тело разделено на три части, которые называют насечками. Отсюда и произошло слово «насекомое» Работа в тетради (с.72-73) - Почему насекомых можно назвать непоседами? (Не так то просто найти, увидеть и поймать их, они всё время бегают, прыгают, летают, т.е. не сидят на месте – суетятся.) - А детей нашего класса можно назвать непоседами? Почему? Давайте немного отдохнем. -Физминутка (слайд 11) (Приложение №3) Являются ли наши герои физминутки насекомыми?
-Что бы вы еще хотели узнать о насекомых? Распределяют вопросы в группы и дают название каждой группе вопросов: строение, окраска и среда обитания, питание, передвижение, разнообразие. Все вопросы размещает на доске в виде «кластера»(Слайд12)
|
Отвечают на вопросы учителя, учатся задавать вопросы для уточнения информации.
Бабочка
с цветком яркие, воздушные. Рабочая тетрадь с.73 Ответы детей
Речевая разминка
Ответы детей
Ответы детей
Работа в парах С. 72 №3-обсуждают задание. С.73 №1 –заполнение схемы -рисунка
Маленькие, с усиками, шустрые Ответы детей(любим двигаться) Выполняют физминутку, повторяя движения за учителем Работа в группах |
Фронтальная
Фронтальная
|
Познавательные: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; осуществлять моделирование
Регулятивные: умения принимать и сохранять учебную задачу, Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении
Регулятивные: осуществление пошагового контроля своих действий. |
Устный опрос.
Выполнение упражнений
Составление кластера. |
Цель: сформулировать цели исследования.
Цель: организовать групповую работу
Цель: провести инструктаж |
-. Проведём маленькую исследовательскую работу. Создадим рабочую группу. Цель исследования: найти ответы на поставленные вопросы для углубления знаний о насекомых. Повторение правил работы в группе. Слайд 13. -Какие правила работы в группе необходимо соблюдать? Работать вместе. Выслушивать мнение других. Предлагать свои идеи. Делать общий вывод.
Инструкция для организации работы в группе. Внимательно прочитайте текст. Подчеркните интересные факты о насекомых. Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его, распределив работу между собой. Подготовьтесь к выступлению. (Слайд 14.) |
Формулируют цель исследования.
Обсуждают правила работы в группе.
Слушают инструкцию учителя.
|
Фронтальная |
Регулятивные: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
Устные ответы.
|
4.Исследование в группе
Цель: создать условия для осуществления поиска необходимой информации |
Организация групповой работы обучающихся. Контроль за работой в группах.
Группа получает текст и рабочий лист. Рабочий лист содержит инструкцию, которая поможет детям организовать работу в группе. (Приложение)
|
Работают в группе, осуществляя поиск ответов на свою часть вопросов, используя тексты, рабочие листы, подготовленные учителем. Выполняют задания (рисунки, схемы и т.д.) |
Групповая |
Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; Регулятивные: овладение способами переработки полученной информации, составление плана работы над выступлением в результате совместной работы
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению |
Выполнение задания в группе (рисунки, схемы и т.д.)
|
5.Обмен информацией
Цель: создание условий для свободного обмена мнениями и представления найденных данных группы. |
Организация представления результатов групповой работы. -Я озвучу ваши вопросы, а вы ответите Строение насекомых(. Слайд 15) |
Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы. Располагает материалы на доске под соответствующими вопросами. Слушают, учатся задавать вопросы для уточнения информации.
|
Фронтальная Групповая |
Познавательные: умение представлять результаты своего исследования
Регулятивные: умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия; умение действовать согласно плану, инструкциям; Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания |
Устные ответы. Взаимоконтроль, взаимооценка. |
|
|
|
|
|
|
6.Обобщение
Цель: обобщение полученной информации. Фиксация нового знания |
Организует обобщение изученного материала, выполнение творческих работ. - Многое узнали о насекомых, выделите основные признаки насекомых.
Обобщение урока: насекомые – маленькие представители животного мира, их общий признак – это 3 части тела, 6 ног. По количеству видов насекомые – самая богатая группа в животном мире.( Слайд 16.) Откройте учебник с.71.Прочитайте вывод .Согласны ли вы с авторами учебника. ─ Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? ─ Человек получает от насекомых мед, шелк и многие лекарства.(Слайд 17) Насекомые опыляют растения. Это помогает повысить урожай (слайд18) -Наконец,насекомые украшают нашу природу (слайд 19) - Как вы думаете, ребята, все ли о насекомых вы сегодня узнали? - Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением. - Наука о насекомых называется “энтомология”(. Слайд 20.) - Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом. - А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедии (реклама энциклопедий). Слайд 21
|
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют обобщение урока.
Работа с учебником с.71 Ответы учащихся
Ответы учащихся
|
Фронтальная |
Познавательные: умение находить нужную информацию в различных источниках; умение обобщать полученную информацию
Личностные: навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
|
Устные ответы.
|
7.Рефлексия
Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата |
Вернуться к вопросам, которые задавали в начале урока. - На какие не получили ответы? (познавательная задача на следующий урок) |
Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы |
Фронтальная |
Регулятивные: умение оценивать результаты своей деятельности – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить |
Устные ответы. Оценивание |
8.Дифференцированная творческая работа
Цель: применение полученных знаний в новых условиях для понимания новых частных случаев |
Задание 13. ( В конвертах даны задания 3-х уровневые, которые обучающиеся решают самостоятельно).У вас на столах лежат конверты с заданиями Выберите для себя ,какое вам нравится. 1 уровень – Нарисуйте насекомое, которое больше всех понравилось вам на уроке. 2 уровень – Собрать разрезную картинку. 3 уровень – что все гости мухи являются представителями насекомых. Кто не является насекомыми? Почему? (паук, сороконожки) (слайд 22)
|
Выбирают задание по уровню сложности. Выполняют творческое задание. |
ГИ |
Личностные: желание творческого самовыражения Познавательные: умение применять полученную информацию, строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . |
Выполнение творческих заданий. Взаимоконтроль. |
|
|
|
|
|
|
3-й этап. Итоги урока. Рефлексия. |
|||||
. Рефлексия. Цель: осуществление рефлексии деятельности |
-Поставьте оценку (смайлик) нашему сегодняшнему путешествию. Слайд 23 Рефлексия. Ребята, поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов (на доске). - Кто для себя сделал открытие? (Синий цветок) - Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке? (Красный цветок) - Кому на уроке было интересно? (Зелёный листик) - Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый цветок) - Какая замечательная поляна у нас с вами получилась! Почти такая же как в этом мультфильме (Приложение ) -Вокруг летают мотыльки, Ползут козявки и жуки. Природа –мать им жизнь дала- У них у всех свои дела. Ты их увидишь на пути Не обижай , а отойди! Без насекомых луг, друг мой, И одинокий и пустой.(слайд №24) |
Оценивают результаты своей деятельности на уроке, составляя устное высказывание. Слушают стихотворение.
|
Индивидуальная |
Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности на уроке Личностные: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении
|
Самооценка |
Приложение к уроку.№4
Задания для работы в группах. Рабочие листы.
Инструкция:
1.Внимательно прочитайте текст.
2.Подчеркните интересные факты о насекомых.
3.Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его.
4.Подготовьтесь к выступлению.
1 группа. Строение тела насекомых.
У всех насекомых тело состоит из 3 частей: головы, груди и брюшка. На голове есть глаза, чувствительные усики, на груди – крылья и ноги. Главный отличительный признак насекомых - 6 ног.
Рабочий лист
Подпиши части тела насекомых.
На рабочем листе – рисунки: муха, бабочка, муравей.
2 группа. Передвижение насекомых.
Многие насекомые летают. Для этого у них есть крылья. Некоторые насекомые ходят, прыгают или ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние в 20 раз больше длины его тела.
Рабочий лист
Нарисуй (или найди на разрезных карточках) насекомых, которые летают, прыгают, ползают, ходят.
3 группа. Окраска и обитание насекомых.
Окраска насекомых зависит от того, где они обитают. Это помогает им прятаться от врагов. Кузнечик имеет защитную окраску. Благодаря ей становится невидимым. Божья коровка, колорадский жук отпугивают яркой окраской. Враги не рискуют к ним приближаться.
Рабочий лист
Соедини насекомых с местом их обитания.
Луг
Сад
Лес
Огород
(Рисунки: пчела, муравей, бабочка, божья коровка, колорадский жук)
4 группа. Питание насекомых.
Насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. Другие поедают мельчайшую живность. Некоторые едят и растения, и живность.
Рабочий лист
Отметьте, кто из насекомых чем питается.
Травянистыми растениями
Насекомыми
Рисунки: божья коровка, пчела, саранча, муравей.
Приложение к уроку №3
Физкультминутка «Стрекоза»
Утром стрекоза проснулась,
(потираем глазки)
Потянулась, улыбнулась.
(из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх)
Раз – росой она умылась.
(«умываемся»)
Два – изящно покружилась,
(кружимся на месте)
Три – нагнулась и присела,
(наклонились и присели)
На четыре – полетела.
(машем руками, как крыльями)
У реки остановилась,
(присели)
Над водою закружилась.
(потираем глазки)
И на место возвратилась
На странице приведен фрагмент.
Автор: Николаева Людмила Евгеньевна
→ Публикатор 03.10.2019 0 2468 84 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы