Конспект урока окружающего мира "Насекомые, их многообразие"; 1 класс
Автор работы: Бирючева Анна Георгиевна, учитель начальных классов
Место работы: МБОУ СОШ №1 г. Тулуна Иркутской области
Образование: высшее педагогическое
Квалификационная категория: высшая
Технологическая карта урока. Окружающий мир. 1 класс. УМК «Гармония», О.Т. Поглазова
Тема |
Насекомые, их многообразие |
||||
Цель темы |
Дать общее представление о насекомых (строение тела, питание, передвижение, среда обитания и др.); познакомить с разнообразием насекомых. |
||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
Личностные |
||
- формулировать основные понятия темы; -узнавать насекомых по строению их тела; - называть отличительные признаки насекомых; - вести наблюдения за объектами живой природы
|
Личностные: - принятие социальной роли обучающегося; - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; - формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения; Регулятивные: - формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов; - умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия; - умение действовать согласно плану, инструкциям; - умение оценивать результаты решения поставленной задачи; Познавательные: - умение определять понятие; - умение находить нужную информацию в различных источниках, -анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; - Коммуникативные: - умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах; - умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. |
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
|
|||
Основные понятия |
Насекомое, части его тела (голова, грудь, брюшко, 6 ног, крылья), среда обитания, способы передвижения, питания и защиты насекомых. |
||||
Организация пространства |
|||||
Межпредметные связи Литературное чтение, изобразительное искусство, математика. |
Формы работы: фронтальная, парная, групповая. Виды деятельности: самостоятельная работа с текстом, учебником;
Используемая технология: проблемное обучение |
Ресурсы: учебник «Окружающий мир» Поглазова О.Т., ч.2, рабочая тетрадь №2, с.18-19, №11-13; методическое пособие «Окружающий мир» Поглазова О.Т., Миронова М.В.; Развитие исследовательских умений младших школьников. Под ред. Н.Б. Шумаковой. Серия «Работаем по новым стандартам», 2011; - компьютер; мультимедийный проектор. |
Организационная структура урока
-
Этапы урока
Содержание учебного материала.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
ФОУД
Формирование УУД
Промежуточный контроль
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала.
Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.Быть активными старайтесь,
Отвечайте, не стесняйтесь!Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу.
Ф
Л: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
Устный опрос
2.Этап актуализации знаний и пробного учебного действия
Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе.
Обобщение знаний об изученных ранее группах животных (млекопитающих и птицах).
- Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные)
На экране карточки с изображением млекопитающих (ёж, медведь, тигр), птиц (дятел, сова, лебедь) и одного насекомого (муха).
Задание 1. Распределить животных на 2 группы, выделяя существенные признаки каждой группы.
- Проверьте свои высказывания.
- Назовите, чем млекопитающие отличаются от птиц. (Число ног - 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног – 2, тело покрыто перьями, есть клюв и крылья).
-Докажите, что муха не является представителем класса млекопитающих и птиц. Как быть? Ни в одну изученную нами группу муха не попадает?
Рассматривают изображения на слайде, называют объекты одним словом.
Распределяют животных на 2 группы, находят отличительные особенности.
Обнаруживают, что одно животное (муха) не подходит по существенным признакам ни к млекопитающим, ни к птицам.
Ф
Л: формирование положительной мотивации
П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объекты
К: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера
Выполнение задания.
Устные ответы.
Взаимоконтроль.
3. Этап выявления места и причины затруднения
Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
- Главным героем какой известной сказки К. Чуковского является муха?
- А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, послушав отрывок из любимой вами сказки «Муха – цокотуха» К. Чуковского.
(Прослушивание отрывка сказки (до появления паука).
Задание 2. Назвать животных, которые были в гостях у мухи.
- Рассказать, где наблюдали этих животных. Что их объединяет?
- Сегодня мы поближе познакомимся с этой группой животного мира.
Узнать название этой группы вам поможет кроссворд.
Задание 3. Работа в парах. Рабочая тетрадь №2, с. 19, № 12. Кроссворд.
- Кто разгадал кроссворд, прочитал ключевое слово и узнал, с какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Насекомые).
Отвечают на вопрос учителя.
Слушают отрывок и называют представителей животных из сказки.
Выделяют общие признаками названных животных.
Рассказывают о своих наблюдениях.
Узнают тему урока.
Работают в парах. Разгадывают кроссворд. Читают ключевое слово (насекомые).
Ф
Ф
П
П: умение находить нужную информацию в различных источниках,
-анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;
Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,
К: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания
Выполнение задания.
Устные ответы.
Взаимоконтроль.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации
- Каких насекомых ещё вы знаете? (Муха, божья коровка, шмель, жуки, сверчок, бабочка)
- А вы уверены, что это насекомые?
- По какому признаку вы бы их объединили в одну группу?
- Кто же из ребят был прав?
Есть такая птичка – колибри. Самая маленькая в мире птица. Размер от 5 см. Весом от 2 г. Гнездо этой птички величиной со скорлупу грецкого ореха. Яйцо размером с горошину. Значит – колибри насекомое?
- Как же быть?
Постановка учебно- познавательной задачи.
П.З. 1. Узнать, каких животных называют насекомыми, какой признак у них главный.
УЗ. 2. Научиться отличать насекомых от других животных.
- Как можно достичь поставленных целей? (прочитать, спросить, наблюдать, исследовать)
Отвечают на вопросы учителя, учатся задавать вопросы для уточнения информации.
Принимают учебную задачу.
Ф
П: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;
осуществлять моделирование
Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,
К: умение участвовать в коллективном обсуждении
Устный опрос.
5. Этап реализации построенного проекта
Цель: создать условия для усвоения основных понятий темы; формирования умений узнавать насекомых по строению их тела; называть отличительные признаки насекомых
Рассказ учителя о насекомых.
«Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Насекомые везде и всюду».
- В чём сходство насекомых? (Маленькие, с усиками, шустрые)
- Что бы хотели узнать о насекомых?
Все вопросы размещает на доске в виде «кластера»: строение, окраска и среда обитания, питание, передвижение, разнообразие.
Отвечают на вопросы учителя, учатся задавать вопросы для уточнения информации.
Ф
П: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;
осуществлять моделирование
Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,
К: умение участвовать в коллективном обсуждении
Устный опрос.
Составление кластера.
Задание 4. Проведём маленькую исследовательскую работу.
Цель исследования: найти ответы на поставленные вопросы для углубления знаний о насекомых.
-
C чего надо начинать? (строения)
Учебник стр. 44 Рассмотри насекомых. Найдите сходства в строении тела. Сколько у них частей тела? Ног? Есть ли усики?
Вывод: У всех насекомых тело состоит из 3 частей: головы, груди и брюшка. На голове есть глаза, чувствительные усики, на груди – крылья и ноги. Главный отличительный признак насекомых - 6 ног. Подпиши части тела насекомых.
У доски рассказать. ТПО стр.19 № 13
- Сможете теперь отличить насекомых от других животных? По каким признакам?
- Кто помнит продолжение сказки муха-цокотуха? Что случилось?
Паук – насекомое? Как определили? Какой главный отличительный признак насекомых? 6 ног. А у паука – 8!!! А кто спас муху? Комар – насекомое? Как узнали?
Для нахождения ответов на другие вопросы, создадим рабочие группы.
Повторение правил работы в группе. Слайд 5.
-
Работать вместе.
-
Выслушивать мнение других.
-
Предлагать свои идеи.
-
Свое несогласие высказываем вежливо.
Инструкция для организации работы в группе.
-
Внимательно прочитайте текст.
-
Выполните задание на рабочем листе, распределив работу между собой.
-
Подготовьтесь к выступлению. Слайд 6.
Формулируют цель исследования.
Обсуждают правила работы в группе.
Слушают инструкцию учителя.
Ф
Р: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения
К: планирование учебного сотрудничества
Устные ответы.
Задание 5. Исследование в малых группах
Организация групповой работы обучающихся. Контроль за работой в группах.
Каждая группа получает свой текст и рабочий лист.
Рабочий лист содержит инструкцию, которая поможет детям организовать работу в группе. (Приложение)
Работают в группе, осуществляя поиск ответов на свою часть вопросов, используя тексты, рабочие листы, подготовленные учителем.
Выполняют задания (рисунки, схемы и т.д.)
Г
П: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт;
анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные
Р: овладение способами переработки полученной информации, составление плана работы над выступлением в результате совместной работы
К: умение договариваться и приходить к общему решению
Выполнение задания в группе (рисунки, схемы и т.д.)
6. Этап первичного закрепления
Цель: создание условий для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой.
Организация представления результатов групповой работы.
- Оцените работу 1 (2, 3, 4) группы, покажите сигналом. Справились с заданием – зеленый цвет, не справились – красный.
Дайте совет группе, которая с заданием не справилась (если такая будет).
Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы. Располагает материалы на доске под соответствующими вопросами.
Слушают, учатся задавать вопросы для уточнения информации.
Оценивают работу групп.
Ф
Г
П: умение представлять результаты своего исследования
Р: умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;
умение действовать согласно плану, инструкциям; оценивать работу.
К: умение обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания
Устные ответы.
Взаимоконтроль, взаимооценка.
Физминутка «Пчелы»
Пчелы в ульях сидят («начертить» в воздухе руками окошко)
И в окошечки глядят,(повороты головы)
Порезвиться захотели –(подпрыгивания сидя)
Друг за другом полетели.(махи кистями рук)
- Являются ли герои наших физминуток насекомыми? Докажите.
Выполняют упражнения, повторяя движения за учителем (учениками в костюмах насекомых)
Ф
Р: осуществление пошагового контроля своих действий, умение ориентироваться на показ движений учителем
Выполнение упражнений
7. Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: обобщение полученной информации. Фиксация нового знания
Обобщение урока: насекомые – маленькие представители животного мира, их общий признак – это 3 части тела, 6 ног. По количеству видов насекомые – самая богатая группа в животном мире.
─ Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было?
─ Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов. Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются?
─ А вот и нет. Комары нужны природе. Комары ─ пища для лягушек, жаб. Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым?
Помните, всё что нас окружает надо беречь. Именно по вине человека некоторые виды насекомых находятся на грани исчезновения и занесены в “ Красную книгу”. Но это тема одного из будущих уроков.
- Как вы думаете, ребята, все ли о насекомых вы сегодня узнали?
- Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением.
- Наука о насекомых называется “энтомология”.
- Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.
- А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедии (выставка энциклопедий).
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют обобщение урока.
Ф
П: умение находить нужную информацию в различных источниках; умение обобщать полученную информацию
Л: навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе
Устные ответы.
8. Этап рефлексии
Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата
Вернуться к вопросам, которые задавали в начале урока.
- На какие не получили ответы? (познавательная задача на следующий урок)
Оцените результаты своей деятельности на уроке. Выберите смайлик на слайде.
Я (не) смогу отличить насекомых от других животных.
Оценивают результаты своей деятельности на уроке, составляя устное высказывание.
И
Р: оценивание результатов своей деятельности на уроке
Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием
Самооценка
Внеурочная самостоятельная деятельность
Дома подготовить (по желанию): задачи для урока математики, с использованием полученных на уроке знаний о насекомых.
И
П: умение применять полученную информацию
Использование составленных задач на уроках математики
-
Приложение. Тексты для работы в группах.
1 группа. Места обитания насекомых.
Обитают везде: в саду, в поле, в лесу, у водоемов.
2 группа. Окраска насекомых.
Окраска насекомых помогает им прятаться от врагов. Кузнечик имеет защитную окраску. Благодаря ей становится невидимым. Божья коровка, колорадский жук отпугивают яркой окраской. Враги не рискуют к ним приближаться.
3 группа. Передвижение насекомых.
Многие насекомые летают. Для этого у них есть крылья. Некоторые насекомые ходят, прыгают или ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние в 20 раз больше длины его тела.
4 группа. Питание насекомых.
Насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. Другие поедают мельчайшую живность. Некоторые едят и растения, и живность. А некоторые питаются кровью.
5 группа. Защита насекомых.
Защищаются насекомые по-разному: кузнечик имеет защитную окраску, оса жалит, муравей кусается.
6 группа. Звуки
Звуки издают насекомые с помощью крыльев. Чем чаще взмахи, тем выше звук. Комар пищит, пчела жужжит, шмель гудит, стрекоза трещит или стрекочет.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бирючева Анна Георгиевна
→ Публикатор 03.07.2020 0 2384 290 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы