Конспект урока окружающего мира "Насекомые, их многообразие"; 1 класс


Автор работы: Бирючева Анна Георгиевна, учитель начальных классов

Место работы: МБОУ СОШ №1 г. Тулуна Иркутской области

Образование: высшее педагогическое

Квалификационная категория: высшая

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 1 класс. УМК «Гармония», О.Т. Поглазова

Тема

Насекомые, их многообразие

Цель темы

Дать общее представление о насекомых (строение тела, питание, передвижение, среда обитания и др.); познакомить с разнообразием насекомых.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Личностные

- формулировать основные понятия темы;

-узнавать насекомых по строению их тела;

- называть отличительные признаки насекомых;

- вести наблюдения за объектами живой природы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: - принятие социальной роли обучающегося;

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

- формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения;

Регулятивные: - формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов;

- умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;

- умение действовать согласно плану, инструкциям;

- умение оценивать результаты решения поставленной задачи;

Познавательные:  - умение определять понятие;

- умение находить нужную информацию в различных источниках,

-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;

- Коммуникативные: - умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;

- умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия

Насекомое, части его тела (голова, грудь, брюшко, 6 ног, крылья), среда обитания, способы передвижения, питания и защиты насекомых.

Организация пространства

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, математика.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Виды деятельности: самостоятельная работа с текстом, учебником;

  • выполнение заданий в рабочей тетради;

  • исследовательская деятельность индуктивного типа в малых группах;

  • подготовка и представление выступления;

  • решение познавателных задач, проблемных ситуаций.

 

Используемая технология: проблемное обучение

Ресурсы: учебник «Окружающий мир» Поглазова О.Т., ч.2,

рабочая тетрадь №2, с.18-19, №11-13;

методическое пособие «Окружающий мир» Поглазова О.Т., Миронова М.В.;

Развитие исследовательских умений младших школьников. Под ред. Н.Б. Шумаковой. Серия «Работаем по новым стандартам», 2011;

- компьютер; мультимедийный проектор.

Организационная структура урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Промежуточный контроль

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала.

Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

Быть активными старайтесь,
Отвечайте, не стесняйтесь!

Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу.

Ф

Л: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

 

Устный опрос

2.Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе.

Обобщение знаний об изученных ранее группах животных (млекопитающих и птицах).

- Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные)

На экране карточки с изображением млекопитающих (ёж, медведь, тигр), птиц (дятел, сова, лебедь) и одного насекомого (муха).

Задание 1. Распределить животных на 2 группы, выделяя существенные признаки каждой группы.

- Проверьте свои высказывания.

- Назовите, чем млекопитающие отличаются от птиц. (Число ног - 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног – 2, тело покрыто перьями, есть клюв и крылья).

-Докажите, что муха не является представителем класса млекопитающих и птиц. Как быть? Ни в одну изученную нами группу муха не попадает?

Рассматривают изображения на слайде, называют объекты одним словом.


 

Распределяют животных на 2 группы, находят отличительные особенности.


 

Обнаруживают, что одно животное (муха) не подходит по существенным признакам ни к млекопитающим, ни к птицам.

Ф

Л: формирование положительной мотивации

П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объекты

К: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера

Выполнение задания.

Устные ответы.

Взаимоконтроль.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

- Главным героем какой известной сказки К. Чуковского является муха?

- А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, послушав отрывок из любимой вами сказки «Муха – цокотуха» К. Чуковского.

(Прослушивание отрывка сказки (до появления паука).

Задание 2. Назвать животных, которые были в гостях у мухи.

- Рассказать, где наблюдали этих животных. Что их объединяет?

- Сегодня мы поближе познакомимся с этой группой животного мира.

Узнать название этой группы вам поможет кроссворд.

Задание 3. Работа в парах. Рабочая тетрадь №2, с. 19, № 12. Кроссворд.

- Кто разгадал кроссворд, прочитал ключевое слово и узнал, с какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Насекомые).

Отвечают на вопрос учителя.


 

Слушают отрывок и называют представителей животных из сказки.

Выделяют общие признаками названных животных.

Рассказывают о своих наблюдениях.

Узнают тему урока.

Работают в парах. Разгадывают кроссворд. Читают ключевое слово (насекомые).

Ф


 


 


 


 

Ф


 


 


 

П

П: умение находить нужную информацию в различных источниках,

-анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;

 

Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,

К: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания

Выполнение задания.

Устные ответы.

Взаимоконтроль.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации

 

- Каких насекомых ещё вы знаете? (Муха, божья коровка, шмель, жуки, сверчок, бабочка)

- А вы уверены, что это насекомые?

- По какому признаку вы бы их объединили в одну группу?

- Кто же из ребят был прав?

 

Есть такая птичка – колибри. Самая маленькая в мире птица. Размер от 5 см. Весом от 2 г. Гнездо этой птички величиной со скорлупу грецкого ореха. Яйцо размером с горошину. Значит – колибри насекомое?

- Как же быть?

 

Постановка учебно- познавательной задачи.

П.З. 1. Узнать, каких животных называют насекомыми, какой признак у них главный.

УЗ. 2. Научиться отличать насекомых от других животных.

 

- Как можно достичь поставленных целей? (прочитать, спросить, наблюдать, исследовать)

Отвечают на вопросы учителя, учатся задавать вопросы для уточнения информации.


 


 


 

Принимают учебную задачу.

 

Ф

П: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;

осуществлять моделирование

 

Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,

К: умение участвовать в коллективном обсуждении

Устный опрос.


 


 


 


 


 


 


 

 

5. Этап реализации построенного проекта

Цель: создать условия для усвоения основных понятий темы; формирования умений узнавать насекомых по строению их тела; называть отличительные признаки насекомых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя о насекомых.

«Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Насекомые везде и всюду».

- В чём сходство насекомых? (Маленькие, с усиками, шустрые)

- Что бы хотели узнать о насекомых?

Все вопросы размещает на доске в виде «кластера»: строение, окраска и среда обитания, питание, передвижение, разнообразие.

Отвечают на вопросы учителя, учатся задавать вопросы для уточнения информации.

Ф

П: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;

осуществлять моделирование

 

Р: умения принимать и сохранять учебную задачу,

К: умение участвовать в коллективном обсуждении

Устный опрос.


 


 


 


 


 


 

Составление кластера.

Задание 4. Проведём маленькую исследовательскую работу.

Цель исследования: найти ответы на поставленные вопросы для углубления знаний о насекомых.

 

  • C чего надо начинать? (строения)

Учебник стр. 44 Рассмотри насекомых. Найдите сходства в строении тела. Сколько у них частей тела? Ног? Есть ли усики?

Вывод: У всех насекомых тело состоит из 3 частей: головы, груди и брюшка. На голове есть глаза, чувствительные усики, на груди – крылья и ноги. Главный отличительный признак насекомых - 6 ног. Подпиши части тела насекомых.

 

У доски рассказать. ТПО стр.19 № 13

 

- Сможете теперь отличить насекомых от других животных? По каким признакам?

 

- Кто помнит продолжение сказки муха-цокотуха? Что случилось?

Паук – насекомое? Как определили? Какой главный отличительный признак насекомых? 6 ног. А у паука – 8!!! А кто спас муху? Комар – насекомое? Как узнали?

 

Для нахождения ответов на другие вопросы, создадим рабочие группы.

 

Повторение правил работы в группе. Слайд 5.

  1. Работать вместе.

  2. Выслушивать мнение других.

  3. Предлагать свои идеи.

  4. Свое несогласие высказываем вежливо.

 

Инструкция для организации работы в группе.

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Выполните задание на рабочем листе, распределив работу между собой.

  3. Подготовьтесь к выступлению. Слайд 6.

Формулируют цель исследования.


 


 

Обсуждают правила работы в группе.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слушают инструкцию учителя.

Ф

Р: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения

К: планирование учебного сотрудничества

Устные ответы.

 

Задание 5. Исследование в малых группах

Организация групповой работы обучающихся. Контроль за работой в группах.

 

Каждая группа получает свой текст и рабочий лист.

Рабочий лист содержит инструкцию, которая поможет детям организовать работу в группе. (Приложение)

 

Работают в группе, осуществляя поиск ответов на свою часть вопросов, используя тексты, рабочие листы, подготовленные учителем.

Выполняют задания (рисунки, схемы и т.д.)

Г

П: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт;

анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные

Р: овладение способами переработки полученной информации, составление плана работы над выступлением в результате совместной работы

К: умение договариваться и приходить к общему решению

Выполнение задания в группе (рисунки, схемы и т.д.)

 

6. Этап первичного закрепления

Цель: создание условий для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой.

Организация представления результатов групповой работы.

 

- Оцените работу 1 (2, 3, 4) группы, покажите сигналом. Справились с заданием – зеленый цвет, не справились – красный.

Дайте совет группе, которая с заданием не справилась (если такая будет).

Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы. Располагает материалы на доске под соответствующими вопросами.

 

Слушают, учатся задавать вопросы для уточнения информации.

Оценивают работу групп.

Ф

Г

П: умение представлять результаты своего исследования

Р: умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия;

умение действовать согласно плану, инструкциям; оценивать работу.

К: умение обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания

Устные ответы.

Взаимоконтроль, взаимооценка.

 

Физминутка «Пчелы»

Пчелы в ульях сидят («начертить» в воздухе руками окошко)

И в окошечки глядят,(повороты головы)

Порезвиться захотели –(подпрыгивания сидя)

Друг за другом полетели.(махи кистями рук)

 

- Являются ли герои наших физминуток насекомыми? Докажите.

Выполняют упражнения, повторяя движения за учителем (учениками в костюмах насекомых)

Ф

Р: осуществление пошагового контроля своих действий, умение ориентироваться на показ движений учителем

Выполнение упражнений

7. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: обобщение полученной информации. Фиксация нового знания

Обобщение урока: насекомые – маленькие представители животного мира, их общий признак – это 3 части тела, 6 ног. По количеству видов насекомые – самая богатая группа в животном мире.

Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было?

Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов. Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются?

А вот и нет. Комары нужны природе. Комары ─ пища для лягушек, жаб. Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым?

 

Помните, всё что нас окружает надо беречь. Именно по вине человека некоторые виды насекомых находятся на грани исчезновения и занесены в “ Красную книгу”. Но это тема одного из будущих уроков.

- Как вы думаете, ребята, все ли о насекомых вы сегодня узнали?

- Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением.

- Наука о насекомых называется “энтомология”.

- Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.

- А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедии (выставка энциклопедий).

Отвечают на вопросы учителя.


 

Формулируют обобщение урока.

Ф

П: умение находить нужную информацию в различных источниках; умение обобщать полученную информацию


 

 

Л: навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе

 

Устные ответы.

 

8. Этап рефлексии

 

Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата

Вернуться к вопросам, которые задавали в начале урока.

- На какие не получили ответы? (познавательная задача на следующий урок)

 

Оцените результаты своей деятельности на уроке. Выберите смайлик на слайде.

Я (не) смогу отличить насекомых от других животных.

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, составляя устное высказывание.

 

И

Р: оценивание результатов своей деятельности на уроке

Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием

Самооценка

Внеурочная самостоятельная деятельность

Дома подготовить (по желанию): задачи для урока математики, с использованием полученных на уроке знаний о насекомых.

 

И

П: умение применять полученную информацию

Использование составленных задач на уроках математики

Приложение. Тексты для работы в группах.

1 группа. Места обитания насекомых.

Обитают везде: в саду, в поле, в лесу, у водоемов.

2 группа. Окраска насекомых.

Окраска насекомых помогает им прятаться от врагов. Кузнечик имеет защитную окраску. Благодаря ей становится невидимым. Божья коровка, колорадский жук отпугивают яркой окраской. Враги не рискуют к ним приближаться.

3 группа. Передвижение насекомых.

Многие насекомые летают. Для этого у них есть крылья. Некоторые насекомые ходят, прыгают или ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние в 20 раз больше длины его тела.

4 группа. Питание насекомых.

Насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. Другие поедают мельчайшую живность. Некоторые едят и растения, и живность. А некоторые питаются кровью.

5 группа. Защита насекомых.

Защищаются насекомые по-разному: кузнечик имеет защитную окраску, оса жалит, муравей кусается.

6 группа. Звуки

Звуки издают насекомые с помощью крыльев. Чем чаще взмахи, тем выше звук. Комар пищит, пчела жужжит, шмель гудит, стрекоза трещит или стрекочет.


 


 

 


Полный текст материала Конспект урока окружающего мира "Насекомые, их многообразие"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бирючева Анна Георгиевна  Публикатор
03.07.2020 0 2154 263

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК