Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?"; 1 класс
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1Б
Тема урока: «Кто такие рыбы?».
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: урок-исследование.
Цель: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.
Задачи:
Образовательная – Изучить внешнее строение и отличительные признаки рыб;
Развивающая – Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи. Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску, систему оценивания;
Воспитательная – Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Планируемые результаты:
Метапредметные
Познавательные
Умение:
находить нужную информацию, анализировать ее,
находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Коммуникативные:
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .
Предметные:
Усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называя отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы.
Личностные:
Проявление творческого отношения к процессу обучения, оценка своей работы в этой роли.
Оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, презентация «Кто такие рыбы?»,
УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», электронное сопровождение к учебнику «Мир вокруг нас», 1 класс, демонстрационный и раздаточный материал.
Ход урока
I Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Окружающий мир)
II Актуализация знаний.
-
Беседа.
- Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (О насекомых)
- Что нового вы узнали о насекомых? (Насекомое-это животное, у которого 6 ног.)
- Приведите примеры насекомых, которые вам известны…
2. Проверка знаний.
- Проверим ваши знания, выполнив тест в тетради. (стр. 13)
- Оцените свою работу. Встаньте те, кто выполнил всё правильно…
- А Мудрая Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет – то встаём из-за парты.
1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? (да)
2. Муха – это насекомое? (да)
3. У насекомого 8 ног? (нет)
4. Божья коровка спасает растения от тли? (да)
5. Паук – это насекомое? (нет)
6. Гнездо осы похоже на большой шар? (да)
7. У бабочки 6 крыльев? (нет)
III Самоопределение к деятельности.
- Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет?
- А в какое время года насекомых много? (Летом)
1. Физминутка (Релаксация)
- Положите руки на стол, опустите на них голову, закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.
Утром стрекоза проснулась,
Полетела, улыбнулась.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
– Стрекоза это насекомое? (Да) (Слайд 2)
Настрой на изучение нового материала.
2. Введение в тему урока.
- Наш помощник – Муравей Вопросик отправился вслед за стрекозой. Очень уж ему интересно было наблюдать за ней. А стрекоза долго кружилась над водоёмом. Вопросику стало интересно - что же она там разглядывает? А вы, ребята, хотите это узнать? (Да)
- Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
(Рыба) (Слайд 3)
- Кто такие рыбы?
- Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке.
Постановка перед детьми учебных задач.
- Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыбу по плану.
- Героями каких сказок являлись рыбы? (Слайд 4)
- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)
- В любой ли воде могут жить рыбы?
- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?
- Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?
Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.
3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
- Муравьишка Вопросик хотел бы знать: - А могут ли рыбы жить на суше?
- Кто согласен? Муравьишка сомневается.
- Давайте продолжим исследование окружающего мира и докажем, что рыбы не могут жить на суше и почему.
- Где мы можем найти ответы на наши вопросы?
-понаблюдать
- посмотреть в компьютере
- спросить
- почитать в книге
- подумать
IV Организация исследовательской деятельности по решению проблемы.
-
Работа с учебником в парах (исследование строения рыб, определение функций частей тела)
- Муравьишка Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу. (Слайд 5)
- Кто знает как называется эта рыба? (красноперка)
- Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка? (красные плавники похожие на перышки).
-Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы. Найдите указанные части у других рыб, изображенных в учебнике.
2. Первичное закрепление знаний.
- Для чего нужен хвост? Плавники? (Плавники и хвост помогают рыбам плавать.)
- Зачем рыбе нужны жабры? (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.)
- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет) Что необходимо им для жизни? (Они дышат кислородом, растворённым в воде) Молодцы!
- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? ( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)
3. Исследовательская, практическая работа.
Загадка.
- Муравьишка приготовил загадку:
И у мамы, и у деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы).
- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки - чешуйки).
- Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она? (Слайд 6)
- Отличительный признак рыб - чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растет, и колечко получается узкое. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.
Подводит к определению нового признака рыб.
(На столах у детей лежит карточка с силуэтом рыбы, сделанная на уроке технологии из пластилина. Монеткой они оставляют отпечатки в виде чешуек. Делают вывод - чешуйки в шахматном порядке).
- В какой водоём вы хотели бы выпустить свою рыбку? Сделайте это. (Дети прикрепляют свою рыбку в «чистый водоём».)
4. Работа по учебнику в парах.
- Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. - Как бы вы их назвали и почему? (морские). Т.е. моря и океаны- их среда обитания.
- Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали? (речные). Т.е. пресные водоёмы - их среда обитания. (Слайд 7)
Речные рыбы:
1 – окунь; 2 – щука; 3 – сом; 4 – карась; 5 – ёрш. (Слайды 8 – 12)
Морские рыбы:
1 –сельдь; 2 – треска; 3 – акула; 4 – морской окунь; 5 – ка'мбала. (Слайды 9 – 17)
5. Игра «Поймай рыбку».
Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и назвать её.
Учитель читает загадки.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом.)
Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
На дне один
Лежит плоский блин.
(Камбала.)
Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.
Драчун и забияка
Живет в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит.
(Ерш.)
Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют речным ежом.
Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает.
(Щука.)
Щука одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко.
Плыву легко,
Зубастая, большая,
Я рыба морская.
(Акула.)
Акулы отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантские акулы – самые большие рыбы.
V Физкультминутка «Рыболов». Ребята имитируют движение рыболова:
Рыболов, рыболов
Покажи свой улов!
Я поймал леща большого
И налима – вот такого!
Двух горбатых, полосатых
Окуней и двух линей,
Щуку, карпа, судака…
А в ведерке два малька.
- Ребята, мы сейчас сделали физкультминутку про рыболова. А кто знает, кто такой рыболов? (человек, который ловит рыбу) (Слайд 18)
- Рыболовство – очень древняя профессия. Рыболовством и охотой занимались наши предки много лет назад. Мужчины ловили рыбу, чтобы прокормить семью.
- А кто из вас ловил рыбу. Какую?
VI Работа в рабочей тетради с.24
-
Игра «Узнай по силуэту как называется рыба?». Проверка (Слайд 19)
-
Используя рисунок слева в тетради, нарисуй рыбку и раскрась ее. (дома)
-
Выполни задание 2 в ноутбуке в электронном сопровождении.
VII Фронтальная работа. Описание одной из рыб, изображенных в учебнике по плану. (Слайды 20 - 23 )
План описания рыбы
1. Название рыбы.
2. Речная или морская.
3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).
4. Форма тела.
5. Окраска туловища, плавников.
6. Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).
VIII Обобщение и систематизация знаний.
Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение».
- Кто такие рыбы? ( Рыбы- это…
- животные, которые живут в воде
- двигаются при помощи плавников и хвоста
- дышат с помощью жабр
- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй.
IX Дополнительный материал.
Расширение знаний по теме с использованием краеведческого материала.
- Какая река протекает в деревне Бережки? (Река Неручь) (Слайд 24)
- Какие рыбы в ней живут?
- Знаете ли вы какая рыба на земле самая маленькая, самая большая? (Слайд 25 - 26)
- А где рыбки могут жить дома? (Слайд 27)
X Рефлексивная деятельность. Подведение итогов.
- Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли мы ее?
- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, то возьмите золотую (жёлтую) рыбку. Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёную. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красную.
Физкультминутки. Могут быть проведены в форме игр: 1. Учитель называет животных. Если это рыба, дети подпрыгивают, если животное другой группы, поворачиваются вокруг себя. 2. Учитель называет рыб (из числа изображенных в учебнике). Если рыба речная, дети громко хлопают в ладоши один раз, если морская — приседают.
Самоанализ урока по окружающему миру
в 1 классе по теме «Кто такие рыбы?»
Урок проведён по типу «Изучение и первичное закрепление нового материала»
Перед уроком была поставлена цель:
-сформировать у учащихся понятия о рыбах;
- развивать операции логического мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;
- создать благоприятные условия для изучения новой темы за счёт использования информационных технологий и методов обучения;
-воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Были поставлены цели для учащихся:
Знать:
-названия групп животных, отличительный признак рыб.
Уметь:
- различать группы животных по их признакам;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию; самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе;
- уметь рассуждать, доказывать, работать в группе и в паре.
Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, для этого использовала занимательный материал (иллюстрации животных), беседу, подвела учащихся к тому, что они должны узнать и уметь по данной теме.
Для актуализации знаний учащихся ( подготовке восприятия нового материала) была проведена работа по проверке знаний предыдущих тем, учащиеся делали выводы, рассуждали.
На этапе изучения нового материала учащиеся, используя материал учебника, пришли к выводу, что тело рыб покрыто чешуей, и это является отличительным признаком данной группы животных.
Для первичного закрепления знаний применила групповую, индивидуальную и коллективную формы работы.
С целью отработки умения различать группы животных и определения их отличительных признаков использовала работу в разно уровневых группах.
Для тог, чтобы выявить, как были реализованы образовательные задачи на учебном занятии, провела проверку через самостоятельную работу в форме теста.
В уроке использовала межпредметный подход (музыка, чтение).
Было организовано использование учащимися разных видов источников (учебник, энциклопедии).
В конце урока была проведена рефлексия, была возможность спокойно подвести итог урока и объяснить домашнее задание.
Думаю, что дети тему усвоили, поставленные задачи реализованы.
В течение урока была организована работа по формированию УУД:
личностные УУД – положительное к познавательной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способность к самооценке своих действий;
познавательные – извлекать нужную информацию при чтении и слушании, самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, сравнения, делать обобщения, выводы;
регулятивные – планировать необходимые действия, действовать по плану; принимать и сохранять учебную задачу,
коммуникативные – вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.
На уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика, оказывала ученикам различные виды поддержки: валеологическую, психологическую, педагогическую; содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Все было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кулешова Юлия Анатольевна
→ Публикатор 03.11.2020 0 3561 243 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы