Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян"; 4 класс


 

План-конспект урока окружающего мира

4 класс по системе Перспектива, автор А.А. Плешаков.

Тема: «Жизнь древних славян».

Урок открытия нового знания

Основная цель: формирование  представления о жизни древних славян.

Оборудование: «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть, А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Карточки с заданиями, текстовое задание, презентация.

Ход урока

1 . Организационный момент. Мотивация.

Прозвенел опять звонок, начинается урок. Постарайтесь все понять, что-то новое узнать. -Каким бы вы хотели видеть наш урок? -От чего это будет зависеть? -Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Кому принадлежат эти предметы? Предкам или современникам?

-Кто такие предки?

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне – россияне.

Издревле кто вы?

(Мы славяне) Слайд (3)

3. Выявление места и причины затруднения Определение темы урока.

Тема нашего урока « Жизнь древних славян»

-А теперь давайте поставим вопросы нашего урока, на которые мы с вами ответим

4. Построение проекта выхода из затруднения . Составление алгоритма работы .

Что бы вы хотели узнать из жизни славян?

-Как жили древние славяне?

-Как выглядели?

-Чем занимались?

-В каких богов верили?

5. Реализация построенного проекта. Изучение нового материала.

Территория расселения славян.

-Как вы думаете, что мы будем делать? (Узнаем где жили древние славяне).

Нам в этом поможет карта (слайд).

Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек

Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Чёрного моря до берегов

Балтийского моря)

- Откройте учебники на странице 35, найдите карту. Рассмотрите карту,

условные обозначения. Найдите на карте эти моря и реки. Какие племенные объединения были у славян? (Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне).

-Какое из племён занимало большую территорию?

( Восточные славяне поселились на большой лесной равнине)

. На этой территории проживало до 12 племенных союзов

(их названия зависели от места поселения)

-Дреговичи-догадайтесь, если слово «дрягва» означает болот, значит они

жили у… болот.

-Где жили поляне?-жители полей.

-А древляне?-жили среди «древ», жили в лесу.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Жизнь древних славян. Сообщения детей. (Задания детям были даны заранее.) А еще они любили веселится:

Физминутка

- Я предлагаю вам побыть в роли древних славян. (Дети сопровождают слова учителя соответствующими движениями).

- Мы охотники, мы стреляем из лука. - Мы рыболовы, мы ловим рыбу багром.

- Мы бортники, мы лезем на дерево за мёдом диких пчёл.

- Мы занимаемся земледелием: - рубим деревья, - пашем землю, - сеем просо, пшеницу, - жнём колосья, - молотим зерно, - замешиваем тесто, - печём хлеб.

- Какой ароматный получился хлеб!

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

« Внешний вид древних славян» (сообщение детей)

Занятия славян. (Работа по иллюстрациям в парах) - Посмотрите внимательно на иллюстрации и расскажите друг другу о занятиях славян.

Сообщение о Земледелии.

8. Включение в систему знаний и самопроверкой

Верования славян.

Работа с учебником ( стр.38, 2-3 абзац)

-Ваша задача прочитать текст и ответить на вопросы.

1.В кого верили древние славяне?

2.Кто был одним из главных богов?

3. В каких фантастических существ верили славяне? Слайд 16-18

Узнайте духов. Слайд 19-21

Самостоятельная работа в парах,: Карточка

9. Рефлексия учебной деятельности.

Для чего мы знакомились с жизнью древних славян? (Чтобы знать историю своего Отечества) -Что вас заинтересовало сегодня на уроке? - Что бы вы хотели узнать в дальнейшем? - Сможете ли вы поделиться полученной информацией? С кем? - Кому было комфортно и интересно на уроке поднимите зелёный смайлик. - Кому было трудно – красный смайлик.

10. Домашнее задание : 1. Приготовить сообщение

«Славянские праздники, которые дошли до наших дней». 2. Сделать рисунок

А) Жизнь и быт славян ; Б) Основные занятия древних славян


 

Приложение к уроку окружающего мира.

Раздаточный материал для подготовки к уроку.

Жизнь и обычаи славян.

Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому славяне селились обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими рвами, оврагами и водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие канавы, ставили частокол. Частокол ставился из крепких брёвен. Для этого срубали деревья, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называется частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

Быт древних славян.

В домах славян пол на метр был углублён в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев-жердей, очищенных между собой деревянными шипами, связаны между собой для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней толстый слой соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели. В своих домах славяне делали несколько выходов, а ценные вещи закапывали в землю

Внешний вид древних славян

Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Соседние народы считали главной чертой славян любовь к свободе. Славяне были добродушны и гостеприимны. Каждый странник считался у них дорогим гостем. Хозяин делал всё возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанья и напитки (позволялось даже украсть у соседа, чтобы угостить странника). Славяне почтительно относились к родителям. Невесту обыкновенно похищали по предварительному с ней сговору (умыкали), а потом платили за неё выкуп родителям. - Одежда славян была из шерсти и льна.


 

Занятия славян: Земледелие

Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчёвывали и, как и деревья сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной - боронили. На сев выходили в безветренный день, босиком. Убирали хлеб серпами. Сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. В огородах выращивали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок. Хлеб был главной пищей славян.


 

Карточка:

земледелие

дикие пчелы

дым

дом

печь

мёд, воск

сено

звериные шкуры

постель

бортничество

подсечно-огневое

хлеб

славяне

восточные

племена


 

План-конспект

внеурочного занятия «Дорогами добра».

Тема: «Веротерпимость. Основные религии мира. Христианство»

Урок открытия нового знания

Основная цель: формирование  представления о мировой религии.

Ход урока

Добрый день! Сегодня темой нашего занятия будет понятие «Веротерпимость». Как вы понимаете это слово ? (ответы детей).

Веротерпимость – это терпимость к чужой религии, признание её права на свободное существование.

Большинство жителей Земли являются религиозными, исповедуя ту или иную форму религии.

Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33 %. Второй мировой религией считается ислам (23 % населения мира). Буддисты (7 %) Численность неверующих и атеистов является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11—16 % населения планеты.

Еще древние определяли понятие «религия» как способ восстановления утраченной связи с божеством.

Но интересно, что в разных культурах представления о Боге, принципах общения с Ним, загробной жизни и смысле человеческого бытия могут быть абсолютно разными.

Сегодня мы поговорим о том, и какую уникальную идею христианство несет в своем учении.

Христианство – понятие

Уникальность христианства заключается не просто в богооткровении, а в пришествии в мир людей Богочеловека.

Бог-Сын пришел к человечеству разговаривать на равных, хотя, конечно, мог и явиться с армией небесных ангелов. Люди бы испугались и были бы готовы сделать что угодно… но лишь из страха, а не по доброй воле. Страх блокирует творческую энергию человека и ведет к его деградации. А вот любовь развивает душу и приближает ее к Богу.

Поэтому Богочеловек и пришел говорить с людьми на равных, не навязывая, но свидетельствуя о том, как люди могут победить болезнь смерти и стать бессмертными.

Библия – главная книга христиан

Священным Писанием, или Библией, называется собрание 39 священных книг, написанных пророками и апостолами, по вдохновению Духа Святого. Они расположены в определенном порядке – начиная с книги Бытия, в которой описывается сотворение мира и жизнь первых людей, и заканчивая пророческой книгой Откровения, повествующей о последних временах и втором пришествии Христа.

Библия является самой продаваемой книгой всех времён, примерно в 100 миллионов копий в год, и имеет колоссальное влияние на литературу и историю, особенно на Западе, став первым образцом массовой литературы.

Изображение Бога

Нет физического описания внешности Иисуса Христа, кроме как в Библии короля Иакова, 1611 год), где сказано: голова его и волосы белы, как снег; глаза его, как пламень огненный; ноги подобны латуни, раскалённой в печи. Одна из десяти заповедей — «Не делай себе кумира и никакого изображения кумира» запрещала изображение Иисуса. Самые ранние из сохранившихся изображений Иисуса Христа относятся к началу четвёртого века.

Где живет Исус Христос ?

Спаситель оставил после Себя на земле мало следов.

Он не писал книг, Он был странником и не оставил дома или места, которое теперь могло бы служить его музеем.

Он не был женат, не жил оседлой жизнью и не оставил после Себя потомства. На самом деле, мы бы ничего о Нем не узнали, если бы не те следы, которые Он оставил в человеческих душах.

В этом заключалось Его намерение.

Закон и ученики сфокусировались, подобно пучку света, на Спасителе.

И теперь этот свет, должен рассеяться и засиять в спектре движений и оттенков человеческой души.

Как появились люди: первый человек

Прародитель человеческого рода явился на свет по воле Бога, который создал его из земного праха, вдохнув «дыхание жизни» в ноздри.

Бог создал Адама и Еву по своему образу и подобию для того, чтобы пара управляла всем живым на земле.

 

Храмы. Как они выглядят и для чего нужны ?

Храмы- это место общественных собраний, торжественных церемоний. Раньше обладали правом убежища.

 

Заповеди. Правила жизни христианина :

Христос сводил все заповеди Закона к двум:

Возлюби Бога всем сердцем своим и возлюби ближнего, как самого себя.

 

Молитва

Молитва – это беседа человека с Богом, в которой он изливает свои сердечные желания, прошения, воздыхания. Молитва также необходима душе как дыхание телу.

Христианин должен молиться ежедневно: утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и после окончания всякого дела. Хорошо приучить себя мысленно молиться в продолжение всего дня краткими молитвами. Молитвы бывают просительные, благодарственные, славословные (хвалебные).

В просительных молитвах просят у Бога прощения за грехи: за дурные дела, слова и даже мысли, о помощи в различных нуждах, болезнях. Самая краткая просительная молитва: «Господи, помилуй!»

В благодарственных молитвах благодарят Бога за все Его благодеяния, например, за здоровье, благополучие, за то, что обрели веру и смысл жизни. Самая краткая благодарственная молитва: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Хвалебные молитвы. Ангелы в Царстве Небесном славословят Бога. Самая краткая хвалебная (славословная) молитва: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!»

Молитва может быть соборная (в храме) и домашняя.

 

Христианские символы и знаки

Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви: Спасителем, Его крестной смертью и Причащением - таинством Богообщения.

Главным символом христианства считается Крест.

Наверное каждый знает этот символ, который мы всегда носим на своей груди,

тем самым, вспоминая, о страданиях распятого Господа Иисуса.

 

Наряду с Крестом, символом христианства является Рыба (по-древнегречески «ихтис») - символ Иисуса Христа.

Считается, что слово «ихтис» - древний акроним, в нем заключены начальные буквы слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель».

Стоит упомянуть еще один символ, связанный с именем Спасителя, - хризму - монограмму имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой.

Символ Доброго Пастыря появился из евангельской притчи, в которой Сам Иисус Христос называет Себя так. Пастырями называли предводителей народа: Моисея, Иисуса Навина, царя Давида. В христианстве и по сей день священников называют пастырями, а прихожан - паствой.

Обычно Доброго Пастыря изображают с агнцем(овечкой) на плечах.

 

Наказания

Древнегреческий философ Сократ утверждал: «Человек поступает дурно исключительно по незнанию. Ведь каждый из нас стремится к благу, и никто не желает зла самому себе». Беззаконие совершается там, где не знают о его последствиях.

Особенность наказаний, применяемых духовными судами, будь то епископский суд или тайный суд духовника, заключается в том, что главная цель их не в возмездии, а во врачевании болезненных состояний души самих грешников.

Наказания для мирян и духовных лиц в Церкви носят разный характер.

для мирян на основании Библии таковыми являются:

Увещевание ( наставление, убеждение)

замечание

наложение епитимии- исполнение христианином, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия

 

Основные христианские праздники и посты

Пасха — главный христианский праздник, установленный в честь чудесного воскресения распятого на кресте Иисуса Христа.

Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния.

У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому календарю.

Рождество Христово - один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря (7 января григорианского календаря).

Троица- праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается на 50-й день от Пасхи и обычно выпадает на последние дни мая или начало июня.

 

Посты- воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса). Посты занимают около 200 дней в православном церковном календаре. Каждый верующий должен поститься по средам и пятницам в течение всего года

Помимо этого существуют четыре многодневных поста:

весенний (Великий) — начинается с понедельника после сыропустной недели (Масленицы) и продолжается около 7 недель вплоть до Пасхи;

летний (Петров) — начинается в первый понедельник после Духова дня

осенний (Успенский) — 15 дней перед праздником Успения;

зимний (Рождественский, или Филиппов) — 40 дней перед Рождеством Христовым

 


 

Вопросы для обсуждения:

Зачем людям нужна вера в Бога ?

Вера поможет в трудной ситуации человеку?

Вера объединяет или разобщает людей ?


 


 

 


Полный текст материала Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Вероника Владимировна  Публикатор
03.12.2020 0 2732 213

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК