Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян"; 4 класс
План-конспект урока окружающего мира
4 класс по системе Перспектива, автор А.А. Плешаков.
Тема: «Жизнь древних славян».
Урок открытия нового знания
Основная цель: формирование представления о жизни древних славян.
Оборудование: «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть, А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Карточки с заданиями, текстовое задание, презентация.
Ход урока
1 . Организационный момент. Мотивация. |
Прозвенел опять звонок, начинается урок. Постарайтесь все понять, что-то новое узнать. -Каким бы вы хотели видеть наш урок? -От чего это будет зависеть? -Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие? |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
Кому принадлежат эти предметы? Предкам или современникам? -Кто такие предки? Своею статью все пригожие, Все разные и все похожие, Зовётесь ныне – россияне. Издревле кто вы? (Мы славяне) Слайд (3) |
3. Выявление места и причины затруднения Определение темы урока. |
Тема нашего урока « Жизнь древних славян» -А теперь давайте поставим вопросы нашего урока, на которые мы с вами ответим |
4. Построение проекта выхода из затруднения . Составление алгоритма работы . |
Что бы вы хотели узнать из жизни славян? -Как жили древние славяне? -Как выглядели? -Чем занимались? -В каких богов верили? |
5. Реализация построенного проекта. Изучение нового материала. |
Территория расселения славян. -Как вы думаете, что мы будем делать? (Узнаем где жили древние славяне). Нам в этом поможет карта (слайд). Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Чёрного моря до берегов Балтийского моря) - Откройте учебники на странице 35, найдите карту. Рассмотрите карту, условные обозначения. Найдите на карте эти моря и реки. Какие племенные объединения были у славян? (Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне). -Какое из племён занимало большую территорию? ( Восточные славяне поселились на большой лесной равнине) . На этой территории проживало до 12 племенных союзов (их названия зависели от места поселения) -Дреговичи-догадайтесь, если слово «дрягва» означает болот, значит они жили у… болот. -Где жили поляне?-жители полей. -А древляне?-жили среди «древ», жили в лесу. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Жизнь древних славян. Сообщения детей. (Задания детям были даны заранее.) А еще они любили веселится: |
Физминутка |
- Я предлагаю вам побыть в роли древних славян. (Дети сопровождают слова учителя соответствующими движениями). - Мы охотники, мы стреляем из лука. - Мы рыболовы, мы ловим рыбу багром. - Мы бортники, мы лезем на дерево за мёдом диких пчёл. - Мы занимаемся земледелием: - рубим деревья, - пашем землю, - сеем просо, пшеницу, - жнём колосья, - молотим зерно, - замешиваем тесто, - печём хлеб. - Какой ароматный получился хлеб! |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
« Внешний вид древних славян» (сообщение детей) Занятия славян. (Работа по иллюстрациям в парах) - Посмотрите внимательно на иллюстрации и расскажите друг другу о занятиях славян. Сообщение о Земледелии. |
8. Включение в систему знаний и самопроверкой |
Верования славян. Работа с учебником ( стр.38, 2-3 абзац) -Ваша задача прочитать текст и ответить на вопросы. 1.В кого верили древние славяне? 2.Кто был одним из главных богов? 3. В каких фантастических существ верили славяне? Слайд 16-18 Узнайте духов. Слайд 19-21 Самостоятельная работа в парах,: Карточка |
9. Рефлексия учебной деятельности. |
Для чего мы знакомились с жизнью древних славян? (Чтобы знать историю своего Отечества) -Что вас заинтересовало сегодня на уроке? - Что бы вы хотели узнать в дальнейшем? - Сможете ли вы поделиться полученной информацией? С кем? - Кому было комфортно и интересно на уроке поднимите зелёный смайлик. - Кому было трудно – красный смайлик. |
10. Домашнее задание : 1. Приготовить сообщение «Славянские праздники, которые дошли до наших дней». 2. Сделать рисунок А) Жизнь и быт славян ; Б) Основные занятия древних славян |
Приложение к уроку окружающего мира.
Раздаточный материал для подготовки к уроку.
Жизнь и обычаи славян.
Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому славяне селились обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими рвами, оврагами и водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие канавы, ставили частокол. Частокол ставился из крепких брёвен. Для этого срубали деревья, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называется частоколом. Она была крепкой и стояла долго.
Быт древних славян.
В домах славян пол на метр был углублён в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев-жердей, очищенных между собой деревянными шипами, связаны между собой для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней толстый слой соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели. В своих домах славяне делали несколько выходов, а ценные вещи закапывали в землю
Внешний вид древних славян
Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Соседние народы считали главной чертой славян любовь к свободе. Славяне были добродушны и гостеприимны. Каждый странник считался у них дорогим гостем. Хозяин делал всё возможное, чтобы угодить ему, ставил на стол самые лучшие кушанья и напитки (позволялось даже украсть у соседа, чтобы угостить странника). Славяне почтительно относились к родителям. Невесту обыкновенно похищали по предварительному с ней сговору (умыкали), а потом платили за неё выкуп родителям. - Одежда славян была из шерсти и льна.
Занятия славян: Земледелие
Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчёвывали и, как и деревья сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной - боронили. На сев выходили в безветренный день, босиком. Убирали хлеб серпами. Сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. В огородах выращивали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок. Хлеб был главной пищей славян.
Карточка:
земледелие |
дикие пчелы |
дым |
дом |
печь |
мёд, воск |
сено |
звериные шкуры |
постель |
бортничество |
подсечно-огневое |
хлеб |
славяне |
восточные |
племена |
План-конспект
внеурочного занятия «Дорогами добра».
Тема: «Веротерпимость. Основные религии мира. Христианство»
Урок открытия нового знания
Основная цель: формирование представления о мировой религии.
Ход урока
Добрый день! Сегодня темой нашего занятия будет понятие «Веротерпимость». Как вы понимаете это слово ? (ответы детей).
Веротерпимость – это терпимость к чужой религии, признание её права на свободное существование.
Большинство жителей Земли являются религиозными, исповедуя ту или иную форму религии.
Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33 %. Второй мировой религией считается ислам (23 % населения мира). Буддисты (7 %) Численность неверующих и атеистов является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11—16 % населения планеты.
Еще древние определяли понятие «религия» как способ восстановления утраченной связи с божеством.
Но интересно, что в разных культурах представления о Боге, принципах общения с Ним, загробной жизни и смысле человеческого бытия могут быть абсолютно разными.
Сегодня мы поговорим о том, и какую уникальную идею христианство несет в своем учении.
Христианство – понятие
Уникальность христианства заключается не просто в богооткровении, а в пришествии в мир людей Богочеловека.
Бог-Сын пришел к человечеству разговаривать на равных, хотя, конечно, мог и явиться с армией небесных ангелов. Люди бы испугались и были бы готовы сделать что угодно… но лишь из страха, а не по доброй воле. Страх блокирует творческую энергию человека и ведет к его деградации. А вот любовь развивает душу и приближает ее к Богу.
Поэтому Богочеловек и пришел говорить с людьми на равных, не навязывая, но свидетельствуя о том, как люди могут победить болезнь смерти и стать бессмертными.
Библия – главная книга христиан
Священным Писанием, или Библией, называется собрание 39 священных книг, написанных пророками и апостолами, по вдохновению Духа Святого. Они расположены в определенном порядке – начиная с книги Бытия, в которой описывается сотворение мира и жизнь первых людей, и заканчивая пророческой книгой Откровения, повествующей о последних временах и втором пришествии Христа.
Библия является самой продаваемой книгой всех времён, примерно в 100 миллионов копий в год, и имеет колоссальное влияние на литературу и историю, особенно на Западе, став первым образцом массовой литературы.
Изображение Бога
Нет физического описания внешности Иисуса Христа, кроме как в Библии короля Иакова, 1611 год), где сказано: голова его и волосы белы, как снег; глаза его, как пламень огненный; ноги подобны латуни, раскалённой в печи. Одна из десяти заповедей — «Не делай себе кумира и никакого изображения кумира» запрещала изображение Иисуса. Самые ранние из сохранившихся изображений Иисуса Христа относятся к началу четвёртого века.
Где живет Исус Христос ?
Спаситель оставил после Себя на земле мало следов.
Он не писал книг, Он был странником и не оставил дома или места, которое теперь могло бы служить его музеем.
Он не был женат, не жил оседлой жизнью и не оставил после Себя потомства. На самом деле, мы бы ничего о Нем не узнали, если бы не те следы, которые Он оставил в человеческих душах.
В этом заключалось Его намерение.
Закон и ученики сфокусировались, подобно пучку света, на Спасителе.
И теперь этот свет, должен рассеяться и засиять в спектре движений и оттенков человеческой души.
Как появились люди: первый человек
Прародитель человеческого рода явился на свет по воле Бога, который создал его из земного праха, вдохнув «дыхание жизни» в ноздри.
Бог создал Адама и Еву по своему образу и подобию для того, чтобы пара управляла всем живым на земле.
Храмы. Как они выглядят и для чего нужны ?
Храмы- это место общественных собраний, торжественных церемоний. Раньше обладали правом убежища.
Заповеди. Правила жизни христианина :
Христос сводил все заповеди Закона к двум:
Возлюби Бога всем сердцем своим и возлюби ближнего, как самого себя.
Молитва
Молитва – это беседа человека с Богом, в которой он изливает свои сердечные желания, прошения, воздыхания. Молитва также необходима душе как дыхание телу.
Христианин должен молиться ежедневно: утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и после окончания всякого дела. Хорошо приучить себя мысленно молиться в продолжение всего дня краткими молитвами. Молитвы бывают просительные, благодарственные, славословные (хвалебные).
В просительных молитвах просят у Бога прощения за грехи: за дурные дела, слова и даже мысли, о помощи в различных нуждах, болезнях. Самая краткая просительная молитва: «Господи, помилуй!»
В благодарственных молитвах благодарят Бога за все Его благодеяния, например, за здоровье, благополучие, за то, что обрели веру и смысл жизни. Самая краткая благодарственная молитва: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»
Хвалебные молитвы. Ангелы в Царстве Небесном славословят Бога. Самая краткая хвалебная (славословная) молитва: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!»
Молитва может быть соборная (в храме) и домашняя.
Христианские символы и знаки
Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви: Спасителем, Его крестной смертью и Причащением - таинством Богообщения.
Главным символом христианства считается Крест.
Наверное каждый знает этот символ, который мы всегда носим на своей груди,
тем самым, вспоминая, о страданиях распятого Господа Иисуса.
Наряду с Крестом, символом христианства является Рыба (по-древнегречески «ихтис») - символ Иисуса Христа.
Считается, что слово «ихтис» - древний акроним, в нем заключены начальные буквы слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель».
Стоит упомянуть еще один символ, связанный с именем Спасителя, - хризму - монограмму имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой.
Символ Доброго Пастыря появился из евангельской притчи, в которой Сам Иисус Христос называет Себя так. Пастырями называли предводителей народа: Моисея, Иисуса Навина, царя Давида. В христианстве и по сей день священников называют пастырями, а прихожан - паствой.
Обычно Доброго Пастыря изображают с агнцем(овечкой) на плечах.
Наказания
Древнегреческий философ Сократ утверждал: «Человек поступает дурно исключительно по незнанию. Ведь каждый из нас стремится к благу, и никто не желает зла самому себе». Беззаконие совершается там, где не знают о его последствиях.
Особенность наказаний, применяемых духовными судами, будь то епископский суд или тайный суд духовника, заключается в том, что главная цель их не в возмездии, а во врачевании болезненных состояний души самих грешников.
Наказания для мирян и духовных лиц в Церкви носят разный характер.
для мирян на основании Библии таковыми являются:
Увещевание ( наставление, убеждение)
замечание
наложение епитимии- исполнение христианином, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия
Основные христианские праздники и посты
Пасха — главный христианский праздник, установленный в честь чудесного воскресения распятого на кресте Иисуса Христа.
Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния.
У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому календарю.
Рождество Христово - один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря (7 января григорианского календаря).
Троица- праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается на 50-й день от Пасхи и обычно выпадает на последние дни мая или начало июня.
Посты- воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса). Посты занимают около 200 дней в православном церковном календаре. Каждый верующий должен поститься по средам и пятницам в течение всего года
Помимо этого существуют четыре многодневных поста:
весенний (Великий) — начинается с понедельника после сыропустной недели (Масленицы) и продолжается около 7 недель вплоть до Пасхи;
летний (Петров) — начинается в первый понедельник после Духова дня
осенний (Успенский) — 15 дней перед праздником Успения;
зимний (Рождественский, или Филиппов) — 40 дней перед Рождеством Христовым
Вопросы для обсуждения:
Зачем людям нужна вера в Бога ?
Вера поможет в трудной ситуации человеку?
Вера объединяет или разобщает людей ?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Вероника Владимировна
→ Публикатор 03.12.2020 0 2903 219 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы