Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян"; 4 класс
УМК «Школа России»
Урок окружающего мира в 4 классе тема «Жизнь древних славян»
Цель: Создать условия для формирования у учащихся представлений о жизни древних славян, используя идеи личностно – ориентированного обучения.
Урок мир вокруг нас в 4 классе.
Тема: Жизнь древних славян.
Цель: Создать условия для формирования у учащихся представлений о жизни древних славян, используя идеи личностно – ориентированного обучения.
Задачи:
-
Познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян, формировать интерес к предмету.
-
Развивать устную речь, мышление, умение работать с картой, расширять кругозор.
-
Воспитывать умение слушать товарищей, прививать интерес к истории Отечества.
Оборудование: набор иллюстраций, опорные схемы, презентация «Жизнь древних славян», учебники, тетради, карточки для индивидуальных заданий.
План:
-
Вводно – мотивационный.
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
- Какой раздел мы закончили изучать? («Страницы всемирной истории», слайд 1).
Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, историю развития человечества.
Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали.
Первая эпоха – Первобытная история,
Вторая – Мир древности,
Третья – Средние века,
Четвёртая – Новое время,
Пятая – Новейшее время.
(Слайд № 1.)
- На прошлом уроке вы получили задание найти значение слов:
Предки
Современники
Потомки
- Объясните значение этих слов.
Предки – это люди, которые жили перед нами.
Современники – это люди, которые живут с нами в одно и тоже время.
Потомки – это люди, которые будут жить после нас.
- Колесо истории отправляет нас в далёкие времена, V – VIII век, когда жили наши предки.
- Мы начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества». Как вы думаете, о чём мы узнаем, изучая этот раздел? (Историю образования нашего государства, важнейшие события в жизни страны).
- Что такое Отечество?
_ Историческое путешествие мы начинаем со знакомства, а вот с кем, вы узнаете, разгадывая кроссворд. (слайд № 3.)
На доске:
|
и |
с |
т |
о |
р |
и |
я |
|
|||
|
К |
о |
л |
у |
м |
б |
|
||||
|
м |
а |
м |
о |
н |
т |
|
||||
|
в |
е |
к |
|
|||||||
Г |
р |
е |
ц |
и |
я |
|
|||||
|
Н |
и |
л |
|
|||||||
|
а |
р |
х |
е |
о |
л |
о |
г |
и |
я |
-
Наука о прошлом.
-
Кто открыл Америку?
-
Большое животное, на которое охотились древние люди?
-
Отрезок времени в 100 лет.
-
Страна, которая подарила миру Олимпийские игры?
-
На берегах какой реки возникло Египетское государство?
-
Наука, которую называют «наукой лопаты»?
- Тема нашего урока: «Жизнь древних славян». (слайд № 4.)
Включается музыка древних славян.
-
Операционно – содержательный.
- - Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия «славяне».
Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».
- Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.
- Изначально древние славяне селились племенами.
- Перед вами КАРТОЧКА № 1, с отрывком из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте.
Карточка № 1
- Подчеркните названия племен в тексте.
«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»
- Название, каких вы встретили в тексте?
- Посмотрите на слайд № 5. В ваших учебниках на странице 35 есть карта такая же.
Рассмотрите карту (с. 35 учебника).
Посмотрите на условные обозначения и скажите:
- На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)
- К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте.(к восточным славянам)
Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. (слайд № 6 )
Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос:
- Почему именно на этих территориях остановились славяне?
Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах – куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту)
- Не всё было все так гладко и хорошо. Все равно люди соперничали между собой, обустраивались.
Быт древних славян. (слайд № 7.)
Ученик:
Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.
Занятия древних славян.
Для того, чтобы выжить, люди осваивали новые виды деятельности.
Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 34
- Чем могли заниматься мужчины в этой местности?
- Какую работу выполняли женщины?
(слайд № 8).
Охота – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом.
Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном.
Скотоводство - Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.
Собирательство- диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки.
Бортничество - славяне занимались сбором мёда так как в лесах обитало много диких пчёл. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть - “дупло дерева”, где жили дикие пчёлы).
Гончарное дело.
Строительство.
Земледелие – было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли. Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной – суховаткой.
Хлеб называли «жито» - от слова жить, так как являлся главным продуктом питания. До наших времен сохранилось много пословиц: «Хлеб – всему голова», «Хлебную кроху уронить да не поднять – в жизни удачи не видать»
Физминутка:
-
-
гимнастика для глаз.
-
1. Чтобы нам не уставать, нужно плюс нарисовать.
2. Ох, забот у нас немало: пройдём по красному овалу.
3. Зоркость чтоб развить немножко, пройдем по синей мы дорожке.
4. Мы на месте не стоим, по восьмёрке пробежим.
- Накануне было задание: Как выглядело жильё древних славян?
Жилище древних славян. (слайд № 9 )
Жильем служили землянки, выкопанные в земле.
В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.
Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду.
Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.
В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.
Внешний вид древних славян. (слайд № 10)
- А как выглядели древние славяне нам расскажет
Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.
Верования славян (боги).
(слайд № 11 )
- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.
а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило. (слайд № 12 ) Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.
Перун – бог грома и молнии. (слайд № 13) Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем.
Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей.
Славянские праздники.
- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.
Многие из них сохранились до наших дней.
- Как вы думаете, какие это праздники? (ИКТ).
Масленица. (слайд № 14)
Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.
Слышали праздник «Иван-Купала»?
Иванов день. (слайд № 15)
Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
Троица. (слайд № 16)
Девичьим праздником назывался семик — неделя перед Троицей. Этот
праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку — священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь «гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.
Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.
Закрепление, проверка полученных знаний.
Вывод в учебнике стр.39.
Задания (индивидуальные карточки)
1.Обведи цветным карандашом территорию древних славян.
2.
-
Соедини линиями (занятие с его продуктом)
рыболовство мед
скотоводство пшеница
земледелие корова
бортничество осетр
охота грибы
собирательство дерево
строительство медведь
4. Найди одно неверное утверждение (тестовое задание)
1.Большую роль в жизни славян играли дары леса —древесина, дичь, ягоды,
мёд диких пчёл.
2 .Селились славяне неподалёку от естественных водоёмов,
3. Славяне были хорошими земледельцами.
4. Мир природы казался славянам живым и одушевлённым.
5. Бога воды славяне представляли в виде человека с головой крокодила.
6. Основным строительным материалом у славян было дерево.
. Книжная выставка – рекомендуемая литература.
Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке, или в Интернете.
А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста.
ТЕСТ (слайд № 13, 14)
-
Русские, украинцы, белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Богом грома и молнии у древних славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.
4. Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) кирпича;
в) столбов деревьев.
5. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти;
б) хлопка;
в) шёлка.
А теперь проверка. На доске ответы.
-
Оценочно – рефлексивный.
Как вы считаете, справились мы с той задачей, которую ставили?
Вы сегодня молодцы!
Потрудились хорошо, сумели ответить на сложные вопросы.
Кто такие восточные славяне? (Предки русских, украинцев, белорусов) –древние жители Восточной Европы.
- С чем были связаны жизнь, занятия, верования славян. (с природой).
Дополнит
Как вы оцените себя? На карточках поставьте себе оценку.
-
Домашнее задание.
По желанию задания можете выбрать.
Прочитать текст на стр. 34-39.ответить на вопросы, задание № 1,3(устно)
Задание в тетради стр. 13-14 № 1 доделать, № 3.
Сообщения.
Список использованной литературы:
1. Макарова К. В. Актуализация творческого потенциала личности, М.,2000.
2. Суворов Ю. М. Знаете ли вы историю своей Родины? – Минск, 1980.
3. Энциклопедия для детей. Т. 2/ Под ред. С. Исмаиловой. М., 1996.
Приложение
Задания (индивидуальные карточки)
1.Обведи цветным карандашом территорию древних славян.
2.
-
Соедини линиями (занятие с его продуктом)
рыболовство мед
скотоводство пшеница
земледелие корова
бортничество осетр
охота грибы
собирательство дерево
строительство медведь
4. Найди одно неверное утверждение (тестовое задание)
1.Большую роль в жизни славян играли дары леса —древесина, дичь, ягоды,
мёд диких пчёл.
2 .Селились славяне неподалёку от естественных водоёмов,
3. Славяне были хорошими земледельцами.
4. Мир природы казался славянам живым и одушевлённым.
5. Бога воды славяне представляли в виде человека с головой крокодила.
6. Основным строительным материалом у славян было дерево.
Карточка № 1
- Подчеркните названия племен в тексте.
«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рудник Ольга Николаевна
→ Публикатор 14.08.2021 0 1674 175 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы