Конспект урока окружающего мира "Органы чувств"; 1 класс


МБОУ «СОШ №7» им.Ю.А.Грановского

Муниципального образования Тбилисский район, ст.Тбилисская

 

 

 

План урока

 

по ознакомлению с окружающим миром в 1 –ом классе

по УМК «Перспективная начальная школа»

 

«Мы познаём мир с помощью органов чувств»

 

 

 

 

 

 

учитель начальных классов

Вишнякова Валентина Фёдоровна

 

 

 

 

2020г.

 

ст. Тбилисская

Ознакомление с окружающим миром 1 класс

 

Тип урока : открытия нового знания.

Тема «Мы познаём мир с помощью органов чувств»

 

Деятельностная цель:

формирование у учащихся умений вести исследовательскую работу, самостоятельно добывать знания, применять органы чувств для познания окружающего мира.

 

Содержательная цель:

-выявить роль и специфику органов чувств,

-расширить познания окружающего мира,

-развивать познавательные процессы и речь учащихся,

-воспитывать любовь к природе и умение договариваться.

 

2. Показать роль и специфику разных органов чувств.

3. Развивать мышление, речь, познавательные интересы.

4. Прививать эстетический вкус в познании самого себя.

 

Задачи:

1. Упорядочить опыт учащихся.

2. Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.

3. Способствовать развитию интереса в познании самого себя.

4. Научить исследовать (опытное определение) признаки предметов с помощью органов чувств.

 

 

 

 

 

 

 

План урока.

 

1.Этап мотивации

 

2. Актуализация и пробное учебное действие.

 

3.Выявление места и причины затруднения .

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 

5.Реализация построенного проекта

 

6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

 

7.Включение в систему знаний и повторение.

 

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс

 

Деятельность учителя

Формируемые УУД учащихся

1.Этап мотивации

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

. А девизом нашего урока буду такие слова:

(Слайд 1)

Думать – коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

Бороться – старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

 

 

Личностные (принимать и осваивать социальную роль ученика; определять общие для всех правила поведения.)

 

2. Актуализация и пробное учебное действие.

 

-Зима, холодно. Так хочется тепла, солнышка. А вы хотите в лето? А давайте поколдуем. Закройте глаза. И начинаем считать, повторяйте: один, два, три, лето приди! Откройте глаза.

 

Представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановились. Присмотрелись и увидели на опушке землянику с ягодами. Ах, какая ягода! Расскажите, какая?

 

Пошли дальше, прикоснулись к стволу дерева. Расскажите, какой он?

 

А вот чуть поодаль видим ручей. Расскажите, какой он?

 

-Что вы узнали о ягоде, о стволе дерева, о ручье?

(Ягода красная, сладкая, ароматная. Ствол дерева шершавый. Ручей быстрый,холодный.)

-Что вам помогло дать такие ответы?

Глаза, нос, руки, рот.

-Прочитайте тему нашего урока.

«Мы познаём мир с помощью органов чувств»

-Вот о них мы и будем говорить.

 

 

Познавательные (определять и формулировать цель деятельности на уроке)

3.Выявление места и причины затруднения .

Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком.

(изображение человечка, но без лица)

 

- Очень странный человечек. Что же в нем странного?

 

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей. Нет глаз, рта.)

-А он считает, что они ему и не нужны. Вот еще - умывать их, протирать. Как вы думаете, он прав? Нам надо доказать ему, что без наших

помощников мы не сможем полноценно существовать.

 

Коммуникативные (донести свои мысли до других и умение оформлять в устной речи)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Чтобы точно и полно ответить на эти вопросы, я сегодня отменяю урок. Нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?

 

(Исследователь — человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам.)

Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?

Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово).

Логические УУД умение анализи-

ровать полученный материал)

5.Реализация построенного проекта

. -Давайте разделимся на 4 группы и приступим к исследованию.

 

-Познакомимся с правилами проведения опытов:

-работу можно проводить стоя, но говорить тихо-тихо,

-если выполнили задание берётесь за руки и поднимаете их вверх.

 

 

Исследование органа глаз

Каждая группа получает свое задание. (На каждый стол выдаются предметы для исследования.)

1-я гр. получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов (белый, красный, желтый, синий).

2-я гр.– конверт с геометрическим материалом (с урока математики), одного цвета, но разной формы и размера.

3-я гр. – коробку с заводными игрушками, мяч, модели машинок.

4-я гр. – книги, журналы, открытки с репродукциями картин.

 

Задания для групп.

1-я гр. Что общего и в чем различие предметов?

2-я гр. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.

3-я гр. Рассмотрите игрушки по форме, покатайте, поиграйте.

4-я гр. Рассмотрите книги, журналы, может быть, успеете почитать.

 

Вывод: что мы можем наблюдать с помощью глаз?

 

Дети вместе с учителем формулируют вывод. Выступление представителей от групп:

 

1-я гр. приходит к мнению, что глаза помогают нам видеть различные цвета.

 

2-я гр. – Глазами мы видим цвет, различаем форму и величину предметов.

 

3-я гр. – С помощью глаз мы различаем цвета предметов, их форму – мяч шарообразный, а также можем пронаблюдать движение предметов.

4_я гр. – С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.

Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.

После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?

 

Глаза – это орган зрения.

 

С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.

-Как вы понимаете поговорку? «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

(Можно человеку долго рассказывать о предмете, который он никогда не видел.)

Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете? Учитель дополняет ответы детей: Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2–3 м. При письме свет должен падать слева.

Для того, что бы зрение не портилось, и глаза не уставали, необходимо делать гимнастику для глаз.

Здоровье сберегающая технология. Гимнастика для глаз.

 

Так что глаза нам очень нужны. Вернем глаза человечку.

 

Животным глаза также нужны. Посмотрите, какими разнообразными могут быть глаза.

 

Исследование органа слуха.

-Игра «День-ночь»

-Что является источником звука?

(Звенит колокольчик)

(Льётся вода)

(Шелестит бумага)

(Звон посуды)

-Как вы это определили ?

 

Речь людей и шум ветра, шелест травы и журчание ручья, пение птиц – все это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам все это почувствовать?

 

Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? – Правильно.

 

6.Первичное закрепление с проговариванием.

 

(Появляется название «орган слуха».)

Ведь и уши нам нужны. Давайте, вернём их человечку.

 

- Ребята, как сохранить здоровым этот орган?

 

 

Исследование органа обоняния.

 

Проведем опыт. Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (Приглашаются представители от команд.)

(Пакет с кофе, лимон, лук, духи)

Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние.

 

Кто сможет дать научное определение?

 

 

(Появляется табличка с названием «орган обоняния».)

- Ребята, как сохранить орган обоняния?

 

Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.

Физминутка

 

Исследование органа вкуса.

Отгадайте загадку: «Всегда во рту, а не проглотишь.»

 

(Учащимся выдаются четыре стакана с водой: соленой, сладкой , кислой и простой, вызываются по одному представителю команды)

 

Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?

Значит, нам необходимо еще одно исследование – на вкус.

Что помогло вам почувствовать вкус ?

(Губы, язык.)

Учитель высовывает язычок у наглядной модели «рот».

 

Дайте научное определение этому органу. Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слуха.

 

Давайте и нашему человечку вернем этот орган- вкуса.

Познавательные (ориентироваться в своей системе знаний; проводить анализ знаний)

 

Коммуникативные (слушать и понимать речь других)

Познавательные (делать выводы в результате совместной работы учителя и класса)

Исследование органа осязания.

Игра «Волшебный мешочек».

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в корзинке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко ). Корзинка закрыта салфеткой.

 

Что ты чувствуешь? Можешь ли ты узнать предмет? Учащийся, надев рукавичку, пытается определить предмет. Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут.

 

Учитель предлагает снять рукавичку и определить предмет.

Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего?

(при помощи кожи)

 

На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – это орган осязания. (Появляется соответствующая табличка.)

 

Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело.

Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: что же нам помогает узнавать окружающий мир?

 

Познавательные (делать выводы в результате совместной работы учителя и класса)

 

)

 

6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Работа в тетради с. 8

 

Коммуникативные (умение работать в парах)

7.Включение в систему знаний и повторение.

 

-Соедините изображение: носа, глаз, рук, ушей, языка с соответствующим

названием органов чувств. (выполнение на карточках)

Коллективная проверка.

Познавательные (умение ориентироваться в новом материале)

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке:

 

Дополните предложения:

  • Мне было интересно…

  • Мы сегодня разобрались….

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…

  • Завтра я хочу на уроке…

 

Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава. Подумав мудрец ответил. Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий ,счастливей больного короля.» Берегите свои органы чувств!

Коммуникативные (донести свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной форме; совместно с одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке)

 

 

 

Слайд 1
Урок по курсу «Ознакомление с окружающим миром» УМК «Перспективная начальная школа» 1 класс
Слайд 2
! о н в и т к е л Д у м а т ь – к ол ! о н в и т а р е п Ре ш а т ь – о ! о н ь л е т а з а к о д – ь т а ч е в т О ! о н ь л е т а р а т Б о р от ь с я – с
Слайд 3
 
Слайд 4
 
Слайд 5
 
Слайд 6
 
Слайд 7
орган зрения
Слайд 8
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Слайд 9
 
Слайд 10
орган слуха
Слайд 11
 
Слайд 12
орган обоняния
Слайд 13
 
Слайд 14
Язык – орган вкуса
Слайд 15
Кожа – орган осязания
Слайд 16
ОРГАН ОСЯЗАНИЯ ОРГАН ОБОНЯНИЯ ОРГАН ВКУСА ОРГАН ЗРЕНИЯ ОРГАН СЛУХА
Слайд 17
Береги те свои органы !

Полный текст материала Конспект урока окружающего мира "Органы чувств"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вишнякова Валентина Фёдоровна  Публикатор
16.08.2021 0 2008 202

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК