Конспект урока окружающего мира "Хвойные и лиственные растения"; 2 класс


Конспект урока

 2 класс

с использованием технологии развивающего обучения, технологии сотрудничества, информационно – коммуникационных, здоровьесберегающих технологий.

Предмет. Окружающий мир.

Тема урока. Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения.

Цель урока. Познакомить с разнообразием растений.

Задачи. Создать условия для расширения знаний о хвойных и цветковых растениях; обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность.

Планируемые результаты: Личностные УУД: осознают ценность дружбы, единства, взаимовыручки. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Коммуникативные: выразительно читать и пересказывать текст, вступать в беседу на уроке. Метапредметные: планировать учебную деятельность на уроке. Предметные: научатся называть группы растений по их характерным признакам (цветковые и хвойные растения), использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), работать с оглавлением в учебнике.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник «Окружающий мир» (2 класс), запись музыкальных физминуток . Презентация с иллюстрациями.

Этапы урока.

Деятельность учеников и учителя. Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Мотивация к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

(Дети рассаживаются за 3 стола по группам гр № 1, гр № 2, гр № 3)

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений.

Отгадайте:

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растет, цветет она все лето.

Коровам без неё беда:

Она – их главная еда.

(Трава.)

Нам в дождь и в зной

Поможет друг,

Зелёный и хороший, –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

(Дерево.)

III. Выявление места и причины затруднения.

Как вы различаете деревья, кустарники и травянистые растения? (Дерево имеет одревесневший стебель – ствол; кустарники – много тонких одревесневших стеблей-стволиков, а у травянистых растений стебли мягкие.)

Рассмотрите иллюстрации и назовите изображенные деревья, кустарники, травы.

 

IV . Построение проекта выхода из затруднения.

Многие из этих растений цветут, дают плоды и семена, такие растения называются цветковыми. Прочитайте определение в Словарике.

Что такое цветковое растение? (Растение, у которого есть цветок.)

Что образуется на месте цветка после цветения? (Плод с семенами.)

V. Реализация построенного проекта .

Рассмотрите цветы, плоды и семена растений на с. 74. Назовите растение и какие плоды созревают у этого растения.

Грушевое дерево груша – плод, семена внутри плода.

Шиповник (кустарник) ягода шиповника – плод, семена внутри плода.

Горох (травянистое растение) боб – плод, семена внутри плода.

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи .

Почему цветы такие красивые и приятно пахнут? (Они своей яркой окраской, приятным запахом, сладким нектаром привлекают насекомых, которые помогают опылиться растению.)

Что происходит с цветками после опыления? (На этом месте появляется плод.)

Растения бывают цветковые, а еще хвойные. Прочитайте определение в Словарике.

Чем отличаются хвойные растения от цветковых? (Вместо листьев – хвоинки, вместо плодов у них образуются шишки.)

Почему хвоинки в течение всего года одного цвета? (Хвоинки живут три-пять лет и опадают с дерева постепенно, не все сразу. На дереве постоянно появляется новая хвоя, и дерево стоит круглый год зелёным.)

Что вы знаете о лиственнице? Какое это дерево: хвойное или лиственное? (Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголочки, но они неколючие. А хвойным деревом её называют потому, что вместо листьев у неё хвоинки.)

Каким образом семена хвойных деревьев могут «выбраться» из шишки? (Им помогают животные и птицы.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Скажите одним выражением:

сосна, ель, пихта, можжевельник – … (хвойные растения);

яблоня, вишня, крыжовник – … (цветковые растения).

Рассмотрите рисунки растений на с. 30 в тетради, соедините названия с изображением.

Физкультминутка под музыку.

VIII. Включение в систему знаний.

Работа в группе.– А сейчас мы поиграем в игру «Найди пару».

Первой группе учащихся раздаются картинки с изображением листьев и веточек хвойных и лиственных деревьев. Второй группе – названия. Выходит первый ученик с картинкой-изображением веточки сосны. Задаёт вопрос: «Веточка какого дерева у меня?». Второй ученик, у которого карточка с названием «сосна», подходит к нему. Затем выходит ученик с карточкой-словом «берёза» и задаёт вопрос: «Какие листья у берёзы?». Выходит второй ученик с изображением берёзовой веточки.

По правую сторону станьте «цветковые растения», а по левую – «хвойные». У нас получилось скопление деревьев – это лес. Какой лес справа? (Лиственный.) Почему он так назван? (Потому что состоит из деревьев только лиственных пород.)

Какой лес слева? (Хвойный. Здесь собраны деревья, у которых вместо листьев хвоинки.)

А что получится, если мы объединим эти два леса? (Смешанный лес.)

Верно, лес, где растут и лиственные, и хвойные деревья, называют смешанным. Есть чисто сосновые, или чисто еловые, или лиственные леса. Отгадайте, какие деревья растут в этих лесах.

Березняк – … (березы); бор – … (сосны);

осинник – … (осины); дубрава – … (дубы);

ельник – … (ели); тайга – … (хвойные деревья).

Выполните в тетради задание 41 (выбор значка для травянистых растений).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Охарактеризуйте хвойные растения. (Вместо листьев – хвоинки, которые опадают не все сразу, а постепенно заменяясь новыми, вместо плодов – шишки, где находятся семена.)

Охарактеризуйте цветковые растения. (У цветковых растений после цветения на месте цветка образуется плод с семенами.)

Отгадайте, к какой группе растений относится отгадка, назовите растение.

Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой,

Стоит под горой.

(Берёза.)

Её всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем!

(Ель.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб.)

С моего цветка берет

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают:

Шкурку тонкую сдирают.

(Липа.)

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит.

(Осина.)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

(Сосна.)

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки.

(Лиственница.)

В нём почти сто метров роста:

На него залезть непросто!

Из Австралии был он

К нам в Колхиду завезён.

У него одна работа –

Осушение болота.

(Эвкалипт.)

Игра «Дерево, кустарник, трава».

Я произношу название дерева, вы поднимаете руки вверх; называю кустарник – хлопаете в ладоши; называю траву – приседаете.

Липа, дуб, малина, душица, берёза, шиповник, зверобой, мать-и-мачеха, осина, клевер, ель, сосна, ландыш, ива, смородина.



 

 

1

 

 


Полный текст материала Конспект урока окружающего мира "Хвойные и лиственные растения"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Медведева Татьяна Васильевна  Публикатор
25.08.2021 0 3146 202

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК