Конспект урока окружающего мира "Первый месяц весны. Март"
Конспект урока «Первый месяц весны. Март»
Цель:
-Обучение составлению предложений по простым сюжетным картинам с использованием опорных слов. Закрепление представлений о ранней весне в природе.
Задачи:
- Активизировать и обогащать лексический словарь по теме “Весна”.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи.
- Формировать умение составлять предложения из слов, слова из букв.
- Развивать устную связную речь учащихся, фонематическое восприятие, общую, мелкую, артикуляционную моторику.
- Развивать силу и модуляцию голоса.
- Побуждать желание общаться.
- Воспитывать любовь к родной природе.
Методы: словесный (рассказ, беседа), наглядный, практический, сравнение и анализ.
Оборудование: сюжетные картинки, карточки со словами, снежинки, теплая, ранняя, шумная, солнечная, оттепель, капель, подснежник, проталины, магнитные доски и буквы.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется.
2. Артикуляционная гимнастика. («Кошечка», «Гласные буквы»).
3.Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы с вами попадем в царство "Времена года". Какие времена года вы знаете?
-Но мы сегодня в гостях у одного времени года, а какое оно вы должны угадать: Для этого вам нужно будет прочитать слово по первым буквам.
(На доску вывешиваем слово ВЕСНА).
Загадка:
Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут её ...ВЕСНА.
-Да, сегодня на уроке мы будем путешествовать в гости к весне, придумаем красивые слова о весне, составим предложения, вспомним признаки весны, весенние праздники и поговорим о жизни зверей в лесу.
– Мы пойдем этой тропинкой. Но что это? Это зима не пускает нас, она засыпала тропинки снежинками. Давайте соберем снежинки и придумаем красивые слова о весне.
4. Активизация словарного запаса.
- ВЕСНА КАКАЯ?
весна теплая ласковая веселая
светлая ранняя радостная шумная
(Каждый ученик поднимает снежинку и называет слово-признак.)
5. Работа с альбомами «Весна».
- Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете? Как называется первый месяц весны? Март ещё называют "утром весны". Сугробы оседают, сосульки начинают капать, и если прислушаться, то можно услышать мартовскую капель. Народное название марта - "капельник» (на доску вывешиваем слово КАПЕЛЬ).
"Капель".
Я в полдень слушаю капель,
Она журчит, как птичья трель
Капель журчит, звенит, поёт,
Она ломает снег и лёд.
Большой сугроб ей нипочём,
Она бежит живым ручьём
Март – переменчивый месяц: то снег идет, то солнцем греет. В марте по ночам холодно, ещё кружатся последние метели. Деревья после метели стоят белые, но подуют тёплые ветры и начинается оттепель (на доску вывешиваем слово ОТТЕПЕЛЬ).
«Оттепель».
Ветры с юга прилетели,
Принесли с собой тепло,
И сугробы враз осели,
В полдень с крыши потекло.
- А теперь вы расскажите, что вы видите на картинке (появились первые подснежники, кое –где видны проталины, на реке тонкий лед, птицы прилетают).
- Ребята, а какой праздник мы отмечаем в марте месяце? (8 Марта).
- Сейчас нам девочки расскажут стихотворение «Выбирал мальчишка розу осторожно».
- Давайте прочитаем в альбоме стихотворение про подснежник (на доску вывешиваем слово ПОДСНЕЖНИК).
- После холодной зимы из-под снега появились первые цветы - первоцветы - Какие первоцветы вы знаете? Да, первоцветы - первая улыбка весны- это и подснежник, и мать - и - мачеха.(вывешиваем слово ПЕРВОЦВЕТЫ).
- Следующее стихотворение про проталины (вывешиваем ПРОТАЛИНЫ).
- А сейчас послушайте загадку (работа в альбоме), (на доску вывешиваем слово (СОСУЛЬКИ).
-В марте оживляются звери и птицы.
-Ребята, расскажите, что делают звери в лесу? (работа с альбомом). Ёж бродит по лесу, заяц прячется под кустами. Медведь вышел из своего дома.
- Как называется дом медведя?
- Каким цветом шубка у зайца?
Опыт.
- Весело щебечут, строят гнёзда и откладывают яйца птицы.
В конце марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят "Грач зиму ломает". Да, у птиц свои заботы.
- Дети, кто весну на крыльях приносит? (Птицы)
- Как называются эти птицы? (Перелетные)
- Почему их называют перелетными?
- А как называют птиц, которые не улетают? (Зимующие)
Игра называется « Прилетели птицы».
Послушайте правила: я называю птиц, но если я что-то не- то скажу, вы хлопаете в ладоши, будьте внимательны.
1. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.
2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и грачи.
3. Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.
VII. Составление предложений по опорным словам.
– Давайте сейчас составим предложения со словами, которые написаны на доске
Снег, проталины (Снег почернел, начал таять, появились проталины).
Подснежник (Из-под снега выглянул первый подснежник).
Сосульки (Сосульки начали таять).
Весна (Наступила весна).
Перелетные (Возвращаются перелетные птицы)
-Молодцы, а теперь нам пришла пора простится с первым месяцем весны. Уже скоро наступит 2-ой весенний месяц. Как он называется? Правильно, в апреле мы продолжим своё путешествие по царству ВЕСНЫ.
- Давайте закрепим, что мы узнали:
- Какой зверёк весной линяет – пушистый серый мех на рыжеватый меняет? (белочка)
-Ну-ка, кто из вас ответит, не огонь, а больно жжёт, не фонарь, а ярко светит и не пекарь, а печёт? (солнце)
-Какой праздник зиму провожает, а весну встречает? (масленица)
-Один из весенних месяцев, который в народе называют «КАПЕЛЬНИК», «УТРО ГОДА»? (март)
-Первоцвет – первая улыбка весны? (подснежник)
-Какую птицу называют «ВЕСТНИК ВЕСНЫ»? (грач)
Итог урока.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пентегова Лариса Витальевна
→ Публикатор 24.08.2022 0 734 63 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы