Конспект урока окружающего мира "Твердые тела, жидкости, газы"; 1 класс
УчительСлюсаренко Елена Владимировна
Класс: 1 «Б».
УМК: ОС «Школа 2100»
Предмет: окружающий мир
Тема урока:Твердые тела, жидкости и газы
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах, исследовательская работа
Цели урока:
- познакомить обучающихся с различными состояниями веществ и их свойствами;
- развивать умения использовать свой опыт, наблюдения и на этой основе делать выводы;
- воспитывать чувства любви, благодарности ко всему окружающему, которое даёт много удивительного, интересного, познавательного.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование:
- А.А.Вахрушев и др. Окружающий мир. 1 класс. «Я и мир вокруг» Учебник в 2-х частях. Часть 2;
- А.А.Вахрушев и др. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»).
- карточки со словами «Жидкости», «Газы», «Твердые тела», имеют постоянную форму, не имеют определенной формы, не сжимаются, сжимаются
Демонстрационное оборудование: компьютер, проектор, экран, духи
Раздаточное: 3 стакана на каждую парту, тарелка, вода, деревянные бруски, воздушные шары, шприц
Технологическая карта урока
Этап урока. Цель данного этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Содержание учебного материала |
Формируемые УУД |
I.Самоопределение к деятельности Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Прозвенел уже звонок! Начинается урок!
|
Контролирует и оценивает свою готовность к уроку.
|
|
Личностные самоконтроль Регулятивные способность организовать свою деятельность |
II. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации. Цель: актуализация знаний к изучению нового. Подведение детей к формулированию темы урока. Составление плана работы. |
- У вас на столах 3 стакана. - Что в первом стакане? - Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь? - В физике, предметы которые нас окружают, принято называть - твёрдыми телами (на доске запись твёрдые тела) - Что находится во втором стакане? - Какая она на ощупь? (на доске запись жидкости) - А вот в третьем стакане спрятался невидимка. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем. Дыхательная гимнастика. -Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох). «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали? - Можно ли воздух назвать твёрдым телом? - Можно ли воздух назвать жидкостью? - Тогда что это? ( если дети не догадаются, учитель подсказывает - газ) (на доске появляется запись газы ) - Посмотрите на таблицу, сформулируйте тему нашего урока. - Как вы думаете, твердые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства? - Наши мнения разошлись. Кто же прав?
- Какой же план мы составим сегодня на урок?
|
Практическая работа в парах под руководством учителя. Ведение диалога с учителем
- Тема нашего урока: «Твердые тела, жидкости, газы»
1.Свойства твердых тел 2.Свойства жидкостей 3.Свойства газов
|
Практическая работа. Работа с презентацией |
Регулятивные целеполагание Коммуникативные планирование учебного сотрудничества совместно с учителем
|
III. «Открытие» обучающимися новых знаний. Цель: Совместное исследование проблемы путем практической работы
|
1 ОПЫТ. – Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить? Проверим.
а) Твердые тела. - Попробуйте изменить форму бруска. Попробуйте сделать брусок круглым. - Получилось? Какой вывод можно сделать? Твердые тела не изменяют форму
б) Жидкость Жидкость изменяет форму
в) Газ - У вас есть шарик. Надуем немного шарик. Какую форму приобрёл воздух? - А какую форму имеет воздух в стакане? – - А как по-другому можно назвать воздух? (газ) - Имеет ли газ постоянную форму? газ изменяет форму
- Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? Сравним с выводом из учебника с. 35.
2 ОПЫТ – Исследуем другое свойство твердых, жидких и газообразных тел: можно ли сжать твёрдые тела, жидкости и газ? а) Попробуйте сжать брусок. Удалось это сделать? Почему? б) Возьмем шприц с водой и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы. в) - Проведём похожий опыт, только вместо воды во втором шприце находится воздух. - Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? Сравним с выводом из учебника с. 35.
- Газы обладают ещё одним важным свойством. - Закройте глаза (разбрызгиваю духи) - Что вы почувствовали? - Как вы думаете, почему вы почувствовали запах духов? Сравним с выводом из учебника стр. 36.
|
Практическая работа в парах под руководством учителя. Ведение диалога с учителем.
- твердые тела не изменяют форму, жидкости и газы – изменяют форму
- твердые тела и жидкости нельзя сжать, газ – можно сжать
- газ заполняет собой всю комнату
|
Практическая работа. Работа с презентацией и со схемой на доске
|
Регулятивные логические (анализ, обобщение); самоконтроль. Личностные формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные -совершенствуют коммуникативные навыки; -соблюдают простейшие нормы речевого этикета; добывают новые знания: путем практической работы: исследуют свойства твердых тел, жидкостей и газов
|
IV. Физкультминутка |
- А теперь мы с вами поиграем. Вы сейчас будете маленькими частицами, из которых состоят твердые тела, жидкости и газы. - Будем работать по группам – рядам. Каждой группе необходимо получить свое задание. Каждый ряд получает по 1 карточке: «Твёрдое тело. Встаньте в ряд, близко друг к другу, держась за руки», «Жидкость. Встаньте в круг, руки на поясе, слегка касаетесь друг друга локтями и двигайтесь по кругу», «Газ. Выйдите к доске и возле нее прыгайте, «летайте», иногда прикасаясь друг к другу руками .
|
Обучающиеся каждого ряда выполняют задание, другие пытаются угадать, какое тело показывают дети |
|
Регулятивные умение регулировать свои действия Познавательные знание свойств твердых тел, жидкостей и газов |
V. Первичное закрепление. Цель: закрепить знания, полученные на уроке. |
- Работаем в тетради с. 50 № 1, № 2. |
Работа в тетради |
|
Регулятивные умение регулировать свои действия Личностные умение применять полученные знания |
VI. «Открытие» обучающимися новых знаний. Цель: показать как происходит в круговорот воды в природе |
Я - Послушайте загадку. Я и туча, и туман, Я ручей и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу.
- Мы все очень любим ходить в цирк, особенно, когда нам показывают фокусы. Фокусники могут превращать одни предметы в другие. - А в жизни могут происходить подобные превращения? - Вот сейчас я расскажу вам сказку о капельке воды по имени Капитошка и вы увидите , какие же превращения бывают с водой. Я - Жил когда-то в большом-большом океане Капитошка. Но жил не один, а вместе с ним жили его братья и сестры, их было очень много. Жили они весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день они так разыгрались, что Капитошка оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх. – Что произошло с водой в жаркий день, когда пригрело солнце? - Она испарилась, она превратилась в пар. Летел Капитошка, летел вверх, ветер относил его все дальше, и на пути он чаще и чаще стал встречать своих братьев и сестер. Они стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. Их было уже целое облако. Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей, пар превращаясь в капли. Капитошка и его братья и сестры превратились в большое тяжелое облако. Они не могли больше удержаться высоко над землей и стали падать вниз. Капитошке было интересно: куда же он приземлится, где побывает, что увидит? – Приземлился Капитошка на землю в виде капель воды? Капитошка приземлился в речку. Он снова встретился там со своими братьями и сестрами, снова стал весело жить. - Но вот наступила зима и наш Капитошка вместе с друзьями превратились в лед. Встали они близко-близко друг к другу и речка покрылась льдом. Капитошке очень понравилось путешествовать, и он стал ждать, когда пригреет солнце и он снова отправится в путь.
– Путешествие Капитошки называется круговоротом воды в природе. Круговорот воды происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Капитошка наш- это капля воды и он побывал в жидком состоянии, твердом, газообразном.
-Ребята, а у себя дома мы сможем увидеть такие превращения воды? А вот где это мы можем увидеть – вы и подумаете дома. Предлагаю вам творческую работу: понаблюдать дома превращения воды. А как показать др. детям свои наблюдения – тоже подумайте сами. Это могут быть рисунки, презентации.
|
Предположения учащихся
Работа с презентацией |
Работа с презентацией |
|
VII. Обобщение и систематизация знаний Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом
|
- Вернемся к нашему плану. Выяснили мы, какие свойства имеют твердые тела, жидкости и газы? - Какие это свойства? - Какое вещество может быть в трёх состояниях? Назовите их.
|
Контролирует результат своей деятельности.
|
Обобщают новые знания, полученные на уроке, используя план. |
Коммуникативные - оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения).
|
VIII. Рефлексия Цель: самооценка результатов деятельности |
- Хорошо ли вы работали на уроке? - Довольны ли вы своей работой? - Оцените свою работу на уроке (при помощи смайлов). - Я довольна вашей работой, Все вы были активны, молодцы.
|
Понимает причины успеха/неуспеха. Оценивает свою деятельность на уроке. |
|
Коммуникативные обучающиеся контролируют свою деятельность, адекватно принимают оценку взрослого и сверстников. Личностные самооценка |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Слюсаренко Елена Владимировна
→ Публикатор 21.12.2022 0 769 31 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы