Конспект урока окружающего мира "Наши реки"; 4 класс


 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 164

Красногвардейского района Санкт-Петербурга


 


 


 


 


 

Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему:

«Наши реки»


 


 


 

Автор: учитель начальных классов

Кутазова Наталья Викторовна


 


 


 

Санкт-Петербург

2022


 


 

 

Предмет: окружающий мир.

 

Тема урока: Наши реки.

Цели:

образовательные: сформировать представление о реках России, познакомить со значением водоёмов и их охраной.

развивающие: развивать познавательный интерес, умение рассуждать, аналитическое мышление, речь, память, внимание;

воспитательные: воспитывать умение работать в группах и коллективно, любознательность, любовь и бережное отношение к родной природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки);

- определять части реки;

- показывать на карте главные реки России;

- давать краткую характеристику рек азиатской и европейской части России;

- определять по описанию и свойствам полезное ископаемое.

Личностные:

- мотивационная основа учебной деятельности;

- интерес к новому учебному материалу;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- готовность нести ответственность за бережное отношение к природе;

- правила работы в группе (в паре), доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- понимание ценности физического здоровья.

Метапредметные:

Регулятивные:

- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу, сохранять учебную задачу в течение всего урока;

- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

- планировать своё высказывание и свои действия;

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

- организовать выполнение заданий учителя;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место.

- проводить физическую разгрузку в ходе работы.

Познавательные:

- понимать содержание текста учебника, фиксировать полученную информацию в виде таблиц;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять сравнение и классификацию;

- строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- систематизировать, обобщить изученное;

- анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- участвовать в работе группы (пары), договариваться друг с другом.

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

 

Тип урока: комбинированный урок.

 

Основные термины и понятия: исток, устье, русло, берег, притоки.

Ресурсы:

- основные: Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник 4 класс. Часть 1. УМК «Перспектива» - М.: Просвещение, 2015

- дополнительные: карточки для парной и групповой работы, карточки «Лестница успеха», компьютер, проектор, презентация, физическая карта России, схема реки, таблички с названиями частей рек.

Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

 

 

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

I. Орг. момент.

 

1. Психологический настрой.

-Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. СЛАЙД 2

2. Мотивация.

- Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. Проверьте свою готовность к уроку. Итак, за работу.

 

Личностные УУД:

- мотивационная основа учебной деятельности;

Метапредметные

УУД:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место.

II. Актуализация

знаний.

 

- Начнем наш урок с повторения.

1. Фронтальный опрос.

- Узнайте по описанию полезное ископаемое.

А) В этом полезном ископаемом часто встречаются раковины разнообразной формы и величины, чёткие их отпечатки. Это говорит о том, что оно образовалось на дне морей и океанов из раковин и скелетов морских животных, организмов. О каком полезном ископаемом идёт речь?

Б) Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.

В) В кусочке этого полезного ископаемого можно найти остатки растений, которые росли тысячи лет тому назад. Это полезное ископаемое хорошо горит, его используют как топливо и удобрение для растений. О каком полезном ископаемом идёт речь?

Г) Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.

Д) Прочная тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цвета. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, слюды и кварца.

Е) Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.

Ж) Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.

З) Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч.

2. Индивидуальное задание.

- Я раздала вам листочки. Соедините полезное ископаемое и его свойства.

 

Полезное ископаемое

Свойства

А. Нефть

 

 

Б. Газ

 

В. Железная руда

 

Г. Глина

1. Жидкое

2. Горючее

3. Газообразное.

4. Маслянистое.

5. С резким запахом.

6. Легче воды.

7. Тяжелее воды.

8. Пластичное

9. Плавкое.

- Обменяйтесь листочками, поставьте плюс около правильного ответа. Теперь давайте проверим по эталону.

- Молодцы! Двигаемся дальше.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Об известняке.

 

- Глина.

 

 

 

 

- О торфе.

 

- Железная руда.

 

 

- Гранит.

 

- Нефть.

 

- Песок.

 

-Каменный уголь.

Предметные УУД:

- определять по описанию и свойствам полезное ископаемое.

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- организовать выполнение заданий учителя;

- объективно относиться к своим успехам и неуспехам.

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

 

III. Постановка

учебной задачи.

 

- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадку.

В неё льётся,

Из неё льётся,

Сама по земле плетётся.

- Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 3

- Какие учебные задачи поставим? СЛАЙД 4

 

 

 

 

- Река

- Наши реки.

- Изучить основные реки России, их значение для жизни людей, уметь находить их на карте.

Личностные УУД:

- мотивационная основа учебной деятельности;

- интерес к новому учебному материалу.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу, сохранять учебную задачу в течение всего урока.

Познавательные УУД:

- строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

 

 

1. Работа с учебником.

Проблемный вопрос

-Почему рядом с каждым населённым пунктом обязательно есть река? СЛАЙД 5

- Прочитайте первый и второй абзацы материала учебника, чтобы убедиться в правильности ваших выводов (с. 62—63)

2. Работа в паре.

- Кто может сказать, какие водоемы бывают кроме рек?

 

- А какие это водоемы?

 

- Ребята, рассмотрите картинки на слайде, обсудите с соседом по парте и расскажите,  что изображено на них. Какой из водоемов вы считаете лишним? Почему? СЛАЙД 6

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рассказ учителя.

- Так что же такое река? Прочитайте, пожалуйста, определение реки на слайде. СЛАЙД 7

(Река - природный водный поток, текущий в выработанном им углублении - постоянном естественном русле. В каждой реке различают место её зарождения - исток реки и место (участок) впадения в море, озеро или слияния с другой рекой - устье.)

- Ребята, как вы думаете, что такое исток реки? Что может быть истоком реки?

- Истоком называется начало реки. СЛАЙД 8

Истоком может быть ручей из родника, болото, вершина горы.

- Какие еще части реки вы знаете?

- Устье – место впадения реки в море, или другую реку или озеро. СЛАЙД 8

- Притоки – маленькие реки, которые вливаются в большую. СЛАЙД 8

- Как определить, какой берег левый у реки, а какой правый?

Если встать по направлению течения реки лицом к ее устью, то левый берег будет слева, а правый справа.

И соответственно притоки тоже будут левые и правые.

СЛАЙД 8

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

- Озера, пруды, родники, болота.

Все эти водоемы пресные.

- Там, где чайки – пруд. С волнами - море. Где мост – речка. А с камышом – болото. Лишним будет море, потому что там вода соленая, ее пить нельзя.

Читают.

 

 

 

 

 

 

 

- Исток, начало реки, откуда ее воды «истекают».

 

 

Устье, приток.

 

 

 

 

Ответы детей.

Предметные УУД:

знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки);

- определять части реки.

Личностные УУД:

- интерес к новому учебному материалу;

- готовность нести ответственность за бережное отношение к природе;

- правила работы в группе (в паре), доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- сохранять учебную задачу в течение всего урока;

- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

- планировать своё высказывание и свои действия;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их.

Познавательные УУД:

- понимать содержание текста учебника;

- осуществлять сравнение и классификацию.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- строить понятные для собеседника высказывания.

V. Первичная проверка понимания.

1. Работа в парах.

- Подпишите на рисунке части реки. СЛАЙД 9

 

 

- Проверьте правильность выполнения задания.

СЛАЙД 10

Выполняют задание.

 

Предметные УУД:

- знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки);

- определять части реки.

Личностные УУД:

- интерес к новому учебному материалу;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

правила работы в группе (в паре), доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- сохранять учебную задачу в течение всего урока;

- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

- фиксировать по ходу урока удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам.

Познавательные УУД:

- понимать содержание текста учебника, фиксировать полученную информацию в виде таблиц.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в работе пары, договариваться друг с другом.

VI. Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились, (Ходьба на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед.)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились. (Хлопки в ладоши.)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно: (Круговые движения руками.)

Вместе - раз, это — брасс.

Одной, другой - это кроль.

Все как один —

Плывем, как дельфин.

 

Личностные УУД:

- понимание ценности физического здоровья.

Метарпедметные УУД:

Регулятивные УУД:

- проводить физическую разгрузку в ходе работы.

VII. Первичное закрепление.

 

1.Работа с учебником.

- А сейчас поработаем в группах. Изучите материал учебника стр. 64-65 и таблицу «Протяжённость рек России» на «Страничках Умного Совёнка» в конце учебника. Используя карту и эти данные, выполните задания на карточках. Подготовьте выступление.

 

Номер реки в порядке увеличения протяжённости

Река

Название города, на котором стоит река.

 

Дон

 

 

Волга

 

 

Обь

 

 

Нева

 

 

Енисей

 

 

Ока

 

- Оцените работу каждого члена группы.

Выступает с сообщение одна группа.

Предметные УУД:

- показывать на карте главные реки России;

- давать краткую характеристику рек азиатской и европейской части России.

Личностные УУД:

- интерес к новому учебному материалу;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- сохранять учебную задачу в течение всего урока;

- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

- планировать своё высказывание и свои действия;

- фиксировать по ходу урока удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

- организовать выполнение заданий учителя.

Познавательные УУД:

- понимать содержание текста учебника, фиксировать полученную информацию в виде таблиц;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять сравнение и классификацию.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- участвовать в работе группы (пары), договариваться друг с другом.

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Тест.

1. Устье – это

А) начало реки;

Б) притоки реки;

В) место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

 

2. Исток это –

А) начало реки;

Б) притоки реки;

В) место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

 

3. Самая крупная река в европейской части России?

А) Дон

Б) Волга

В) Лена

 

4. Главная река Дальнего Востока?

А) Амур

Б) Обь

В) Лена

 

Самопроверка. СЛАЙД 11

 

Предметные УУД:

знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки);

- определять части реки;

- давать краткую характеристику рек азиатской и европейской части Росси.

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.

IX. Домашнее задание

Учебник: ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 65. Подготовить сообщение об одной из рек России.

Дополнительное задание (по желанию):

Подготовить сообщения о Ладожском, Онежском, Телецком озёрах, также об озёрах Байкал, Селигер и о Каспийском море. СЛАЙД 12

 

Личностные УУД:

- мотивационная основа учебной деятельности.

X. Рефлексия

деятельности

1. Итог урока.

- С какими частями реки вы познакомились?

 

 

- Что же такое река?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что такое исток?

 

 

- Что такое устье?

 

 

- Как определяется правый или левый приток?

 

 

 

 

 

2. Лестница успеха.

- Оцените себя по лестнице успеха.

Если вы все поняли, и вам было интересно на уроке, поставьте себя на 3 ступень.

Если урок вызвал у вас затруднение, поставьте себя на 2 ступень.

Если вам было ничего не понятно, поставьте себя на 1 ступень.

- Устье, левый приток, правый приток, главная река, исток.

- Река - природный водный поток, текущий в выработанном им углублении - постоянном естественном русле. В каждой реке различают место её зарождения - исток реки и место (участок) впадения в море, озеро или слияния с другой рекой - устье.

- Начало реки, откуда она «истекает.

- Место впадения реки в море, озеро и т.д.

- Нужно встать по направлению течения реки к ее устью, то левый берег будет слева, а правый справа.

Предметные УУД:

- знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки).

Личностные УУД:

- мотивационная основа учебной деятельности;

- интерес к новому учебному материалу;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- фиксировать в конце его удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам.

Познавательные УУД:

- строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

 


 


Полный текст материала Конспект урока окружающего мира "Наши реки"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кутазова Наталья Викторовна  Публикатор
22.12.2022 0 2051 29

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК