Конспект урока окружающего мира "Наши реки"; 4 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 164
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему:
«Наши реки»
Автор: учитель начальных классов
Кутазова Наталья Викторовна
Санкт-Петербург
2022
Предмет: окружающий мир.
Тема урока: Наши реки.
Цели:
образовательные: сформировать представление о реках России, познакомить со значением водоёмов и их охраной.
развивающие: развивать познавательный интерес, умение рассуждать, аналитическое мышление, речь, память, внимание;
воспитательные: воспитывать умение работать в группах и коллективно, любознательность, любовь и бережное отношение к родной природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки);
- определять части реки;
- показывать на карте главные реки России;
- давать краткую характеристику рек азиатской и европейской части России;
- определять по описанию и свойствам полезное ископаемое.
Личностные:
- мотивационная основа учебной деятельности;
- интерес к новому учебному материалу;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- готовность нести ответственность за бережное отношение к природе;
- правила работы в группе (в паре), доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- понимание ценности физического здоровья.
Метапредметные:
Регулятивные:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу, сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- планировать своё высказывание и свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;
- организовать выполнение заданий учителя;
- самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- проводить физическую разгрузку в ходе работы.
Познавательные:
- понимать содержание текста учебника, фиксировать полученную информацию в виде таблиц;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию;
- строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- систематизировать, обобщить изученное;
- анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- строить понятные для собеседника высказывания;
- участвовать в работе группы (пары), договариваться друг с другом.
- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Тип урока: комбинированный урок.
Основные термины и понятия: исток, устье, русло, берег, притоки.
Ресурсы:
- основные: Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник 4 класс. Часть 1. УМК «Перспектива» - М.: Просвещение, 2015
- дополнительные: карточки для парной и групповой работы, карточки «Лестница успеха», компьютер, проектор, презентация, физическая карта России, схема реки, таблички с названиями частей рек.
Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока.
Этап урока. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (УУД) |
|||||||||||||||||||||
I. Орг. момент.
|
1. Психологический настрой. -Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. СЛАЙД 2 2. Мотивация. - Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. Проверьте свою готовность к уроку. Итак, за работу. |
|
Личностные УУД: - мотивационная основа учебной деятельности; Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
|||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний.
|
- Начнем наш урок с повторения. 1. Фронтальный опрос. - Узнайте по описанию полезное ископаемое. А) В этом полезном ископаемом часто встречаются раковины разнообразной формы и величины, чёткие их отпечатки. Это говорит о том, что оно образовалось на дне морей и океанов из раковин и скелетов морских животных, организмов. О каком полезном ископаемом идёт речь? Б) Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. В) В кусочке этого полезного ископаемого можно найти остатки растений, которые росли тысячи лет тому назад. Это полезное ископаемое хорошо горит, его используют как топливо и удобрение для растений. О каком полезном ископаемом идёт речь? Г) Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен. Д) Прочная тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цвета. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, слюды и кварца. Е) Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут. Ж) Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. З) Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч. 2. Индивидуальное задание. - Я раздала вам листочки. Соедините полезное ископаемое и его свойства.
- Обменяйтесь листочками, поставьте плюс около правильного ответа. Теперь давайте проверим по эталону. - Молодцы! Двигаемся дальше. |
- Об известняке.
- Глина.
- О торфе.
- Железная руда.
- Гранит.
- Нефть.
- Песок.
-Каменный уголь. |
Предметные УУД: - определять по описанию и свойствам полезное ископаемое. Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: - организовать выполнение заданий учителя; - объективно относиться к своим успехам и неуспехам. Познавательные УУД: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
|
|||||||||||||||||||||
III. Постановка учебной задачи.
|
- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадку. В неё льётся, Из неё льётся, Сама по земле плетётся. - Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 3 - Какие учебные задачи поставим? СЛАЙД 4 |
- Река - Наши реки. - Изучить основные реки России, их значение для жизни людей, уметь находить их на карте. |
Личностные УУД: - мотивационная основа учебной деятельности; - интерес к новому учебному материалу. Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: - понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу, сохранять учебную задачу в течение всего урока. Познавательные УУД: - строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. |
|||||||||||||||||||||
IV. Первичное усвоение новых знаний.
|
1. Работа с учебником. Проблемный вопрос -Почему рядом с каждым населённым пунктом обязательно есть река? СЛАЙД 5 - Прочитайте первый и второй абзацы материала учебника, чтобы убедиться в правильности ваших выводов (с. 62—63) 2. Работа в паре. - Кто может сказать, какие водоемы бывают кроме рек?
- А какие это водоемы?
- Ребята, рассмотрите картинки на слайде, обсудите с соседом по парте и расскажите, что изображено на них. Какой из водоемов вы считаете лишним? Почему? СЛАЙД 6
3. Рассказ учителя. - Так что же такое река? Прочитайте, пожалуйста, определение реки на слайде. СЛАЙД 7 (Река - природный водный поток, текущий в выработанном им углублении - постоянном естественном русле. В каждой реке различают место её зарождения - исток реки и место (участок) впадения в море, озеро или слияния с другой рекой - устье.) - Ребята, как вы думаете, что такое исток реки? Что может быть истоком реки? - Истоком называется начало реки. СЛАЙД 8 Истоком может быть ручей из родника, болото, вершина горы. - Какие еще части реки вы знаете? - Устье – место впадения реки в море, или другую реку или озеро. СЛАЙД 8 - Притоки – маленькие реки, которые вливаются в большую. СЛАЙД 8 - Как определить, какой берег левый у реки, а какой правый? Если встать по направлению течения реки лицом к ее устью, то левый берег будет слева, а правый справа. И соответственно притоки тоже будут левые и правые. СЛАЙД 8 |
Ответы учащихся.
- Озера, пруды, родники, болота. Все эти водоемы пресные. - Там, где чайки – пруд. С волнами - море. Где мост – речка. А с камышом – болото. Лишним будет море, потому что там вода соленая, ее пить нельзя. Читают.
- Исток, начало реки, откуда ее воды «истекают».
Устье, приток.
Ответы детей. |
Предметные УУД: знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки); - определять части реки. Личностные УУД: - интерес к новому учебному материалу; - готовность нести ответственность за бережное отношение к природе; - правила работы в группе (в паре), доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников. Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: - сохранять учебную задачу в течение всего урока; - контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве; - планировать своё высказывание и свои действия; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их. Познавательные УУД: - понимать содержание текста учебника; - осуществлять сравнение и классификацию. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; - строить понятные для собеседника высказывания. |
|||||||||||||||||||||
V. Первичная проверка понимания. |
1. Работа в парах. - Подпишите на рисунке части реки. СЛАЙД 9
- Проверьте правильность выполнения задания. СЛАЙД 10 |
Выполняют задание.
|
Предметные УУД: - знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки); - определять части реки. Личностные УУД: - интерес к новому учебному материалу; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; правила работы в группе (в паре), доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников. Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: - сохранять учебную задачу в течение всего урока; - контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве; - фиксировать по ходу урока удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам. Познавательные УУД: - понимать содержание текста учебника, фиксировать полученную информацию в виде таблиц. Коммуникативные УУД: - участвовать в работе пары, договариваться друг с другом. |
|||||||||||||||||||||
VI. Физкультминутка |
К речке быстрой мы спустились, (Ходьба на месте.) Наклонились и умылись. (Наклоны вперед.) Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. (Хлопки в ладоши.) А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: (Круговые движения руками.) Вместе - раз, это — брасс. Одной, другой - это кроль. Все как один — Плывем, как дельфин. |
|
Личностные УУД: - понимание ценности физического здоровья. Метарпедметные УУД: Регулятивные УУД: - проводить физическую разгрузку в ходе работы. |
|||||||||||||||||||||
VII. Первичное закрепление.
|
1.Работа с учебником. - А сейчас поработаем в группах. Изучите материал учебника стр. 64-65 и таблицу «Протяжённость рек России» на «Страничках Умного Совёнка» в конце учебника. Используя карту и эти данные, выполните задания на карточках. Подготовьте выступление.
- Оцените работу каждого члена группы. |
Выступает с сообщение одна группа. |
Предметные УУД: - показывать на карте главные реки России; - давать краткую характеристику рек азиатской и европейской части России. Личностные УУД: - интерес к новому учебному материалу; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников. Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: - сохранять учебную задачу в течение всего урока; - контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве; - планировать своё высказывание и свои действия; - фиксировать по ходу урока удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; - организовать выполнение заданий учителя. Познавательные УУД: - понимать содержание текста учебника, фиксировать полученную информацию в виде таблиц; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять сравнение и классификацию. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; - строить понятные для собеседника высказывания; - участвовать в работе группы (пары), договариваться друг с другом. - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. |
|||||||||||||||||||||
VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Тест. 1. Устье – это А) начало реки; Б) притоки реки; В) место, где река впадает в другую реку, озеро или море.
2. Исток это – А) начало реки; Б) притоки реки; В) место, где река впадает в другую реку, озеро или море.
3. Самая крупная река в европейской части России? А) Дон Б) Волга В) Лена
4. Главная река Дальнего Востока? А) Амур Б) Обь В) Лена
Самопроверка. СЛАЙД 11 |
|
Предметные УУД: знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки); - определять части реки; - давать краткую характеристику рек азиатской и европейской части Росси. Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: - фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам. Познавательные УУД: - систематизировать, обобщить изученное; - анализировать, синтезировать и сравнивать информацию. |
|||||||||||||||||||||
IX. Домашнее задание |
Учебник: ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 65. Подготовить сообщение об одной из рек России. Дополнительное задание (по желанию): Подготовить сообщения о Ладожском, Онежском, Телецком озёрах, также об озёрах Байкал, Селигер и о Каспийском море. СЛАЙД 12 |
|
Личностные УУД: - мотивационная основа учебной деятельности. |
|||||||||||||||||||||
X. Рефлексия деятельности |
1. Итог урока. - С какими частями реки вы познакомились?
- Что же такое река?
- Что такое исток?
- Что такое устье?
- Как определяется правый или левый приток?
2. Лестница успеха. - Оцените себя по лестнице успеха. Если вы все поняли, и вам было интересно на уроке, поставьте себя на 3 ступень. Если урок вызвал у вас затруднение, поставьте себя на 2 ступень. Если вам было ничего не понятно, поставьте себя на 1 ступень. |
- Устье, левый приток, правый приток, главная река, исток. - Река - природный водный поток, текущий в выработанном им углублении - постоянном естественном русле. В каждой реке различают место её зарождения - исток реки и место (участок) впадения в море, озеро или слияния с другой рекой - устье. - Начало реки, откуда она «истекает. - Место впадения реки в море, озеро и т.д. - Нужно встать по направлению течения реки к ее устью, то левый берег будет слева, а правый справа. |
Предметные УУД: - знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки). Личностные УУД: - мотивационная основа учебной деятельности; - интерес к новому учебному материалу; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: - фиксировать в конце его удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам. Познавательные УУД: - строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кутазова Наталья Викторовна
→ Публикатор 22.12.2022 0 2887 39 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы