Конспект урока окружающего мира «Образование – часть культуры. О первых школах и книгах»; 4 класс
Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области
«Астраханский социально - педагогический колледж»
Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру,
Тема: «Образование – часть культура. О первых школах и книгах.»
Проведенного в 4 «Е» классе «СОШ №23»
Практикантка: Блощицкая Е.А.
___________________(подпись)
Учитель: Чернышева О.А.
___________________(подпись)
Методист: Осипова Л.В.
___________________(подпись)
(Оценка за урок) ______________
Астрахань, 2022
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 «Е»
Тема урока: «Образование – часть культура. О первых школах и книгах.»
Цель урока: Дать учащимся представление об образовании в Древней Руси.
Задачи:
Образовательные:
-проверить и закрепить ранее полученные знания;
-познакомить детей с обучением в Древней Руси;
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувства бережного отношения к культуре человечества.
Развивающие:
- развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале;
- развивать умения делать выводы;
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: Презентация, учебник «Окружающий мир», Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова., 4 класс, 2 часть.
Этап урока. Методы и приёмы |
Время |
Содержание урока. Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (УУД) |
||
I.Организационный момент
|
1мин. |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Александровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке? -Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки! В мире много интересного, очень много неизвестного! Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!
(Проверяет готовность обучающихся к уроку.) |
Приветствуют учителя. Организовывают свою деятельность.
|
Л: воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. |
||
II. Актуализация знаний и мотивация Цель: изучение, ответы на вопросы.
|
3 мин |
- Ребята, как вы думаете, можно ли представить современное общество без образованных людей? Почему?
-А скажите, почему учение-обязанность гражданина России?
|
Воспринимают речь учителя.
- Чем больше в стране образованных людей, тем лучше развивается экономика, техника. В образованном обществе совершается больше научных открытий, совершенствуется система обучения, высокий уровень медицины.
- Каждый человек в Российской Федерации обязан получить образование для того чтобы производить материальные ценности, достойно воспитывать своих детей, быть готовым защитить свою Родину в случае необходимости.
Рассуждают, выражают своё мнение
Анализируют, предполагают |
Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
|
||
III. Постановка учебной задачи Цель: умение отвечать на поставленные вопросы; умение работать с книгой. |
15мин |
-Ребята, а кто-нибудь знает, как учились дети в Древней Руси? -Сейчас мы с вами узнаем. Откройте учебник на стр. 76. И давайте прочитаем о первых школах.
Беседа после чтения: Учились ли дети на Руси? - Как они учились? - Чему они учились? - Когда были открыты первые школы на Руси? - Кто учил детей? - Кто учился в школе? - Чему учили в школе?
Обобщение учителя. Таким образом, на Руси сначала дети обучались дома, узнавая новое от своих братьев, сестер, родителей, а в 10 веке появились первые школы при церквях, где учителями были монахи и священники.
- А были ли на Руси грамотные
люди?
Раз люди умели писать, то была и письменность. Это подтверждается археологическими находками, а именно берестяными грамотами и глиняными сосудами с надписями, которые датируются концом X века.
Рассмотрите берестяную грамоту на стр. 78 вашего учебника.
Эту берестяную грамоту нашли в Новгороде. Некто Яков пишет письмо Максиму: "Пришли мне чтения доброго". Наверное, у Максима была хорошая домашняя библиотека, если Яков обращается к нему с такой просьбой. -Ребята, а сейчас мы с вами совершим путешествие в школу Московской Руси. Посмотрите на рисунок.
Представим себе, что мы перенеслись в XVIII в. и можем посетить школу того времени. Открывается дверь, и мы заходим в дом. Мы видим помещение, в котором учатся дети. Стены, пол, потолок сделаны из дерева. В «красном» углу комнаты висит икона. При входе каждый обязательно кланяется ей. В другом углу, у печи, — кадка с водой, над ней подвешен глиняный рукомойник. Он заменяет кран с водой; рядом на полке ковш — он служит и для наполнения рукомойника, и для питья. Чуть выше — ларец, в котором хозяин хранит дорогие ему вещи. Окна закрыты тонкими пластинами прозрачной слюды в металлических рамах. Слюда стоила дорого, ее можно встретить лишь в зажиточных домах. Видно, обучение грамоте приносит «мастеру грамоты» (так называли раньше учителей) ощутимый доход. На подоконнике греется на солнышке кошка. На лавке неподалеку от места хозяина — горшок с наваристыми горячими щами. Должно быть, скоро урок закончится и наступит время обеда. Наверху, на полке под потолком, стоят книги. Посреди комнаты — деревянные лавки и стол, за которым сидят дети и учитель. Детей всего семь человек. Судя по внешнему виду, им по 9-10 лет. Они одеты в кафтаны и сапоги. Учитель уже пожилой, на вид строгий, даже грозный.
Мы подходим к учителю и заводим с ним разговор. Из его рассказа мы узнаем, что дети начинают учиться рано, после заутрени — с семи часов, — и занимаются до полудня. В полдень ученики уходят домой обедать, а потом возвращаются и учатся дальше до вечера. Домой уроков не задают, так как книги — редкость и на дом их не дашь.
Что особенного в школьном классе?
Что делают ученики?
Можно ли сказать, как они относятся к обучению?
Чем эта школа отличается от современной?
|
- да -дома - шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб
- в 10 века
- священники и монахи - сначала дети богатых бояр, дружинников князя - заучивали священны книги
- В Новгороде нашли берестяные грамоты, написанные еще в 14 веке – в них писали как копить деньги, приглашали выйти замуж, рассказывали что пили, что ели, мальчик Онфим тренировался в правописании букв и счёте, его тетрадки хранятся в историческом музее, модница Марина просила в сына Григория купить ткань бухарскую.
Рассуждают, выражают свое |
Р: принимать и сохранять учебную задачу Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности. П: строить речевое высказывание в устной форме
|
||
Физминутка |
2 мин |
|
Повторяют движения. |
Регулят.: Организовать свою физ. дея-ть. |
||
IV.Закрепление изученного |
8 мин |
- Ребята, рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации.
- Узнали ли вы, кто на них изображен?
- Эти исторические личности
жили в разные века, но у них есть
общее.
- Если вы затрудняетесь с ответом, то вам поможет загадка:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
- Правильно, этих людей объединяет то, что они имели отношение к созданию книг.
- Ребята, каждый день вы берёте в руки книгу. Читаете её, рассматриваете иллюстрации и, наверное, задумывались:
-Откуда взялось печатное творение?
-Кто его придумал? Давно ли?
-Как зовут человека, который первым в России напечатал книгу? Какой была первая книга?
- Интересно было бы вам узнать об этом?
Но сначала мы отправимся
в 9 век. Если прочесть названия первых букв греческого алфавита
Альфа + бета (вета), то
получится слово- Алфавит. Так мы
называем порядковое сочетание букв
любого языка .А если прочитать название
первых букв славянского алфавита
Аз+Буки+Веди, то получится слово —
Азбука.
-Давайте вспомним, как создавались первые книги. (самые первые книги люди писали от руки и назывались они рукописными. Для письма использовали пергамент из телячьей кожи и стоил он дорого. Орудием письма были птичьи перья, чаще всего гусиные. Чернила делали из сажи и чернильных орешков, нарост на листьях дуба, для украшения рукописей использовали краски – киноварь и охра. Переплёт делали из досок и обтягивали кожей или тканью. Переплёты книг украшали драгоценными камнями и золотом.)
-Ребята, посмотрите на
портрет Ивана Фёдорова. Он был
печатником. В 1564 году печатник Иван
Фёдоров вместе со своим помощником
напечатал первую на Руси книгу
«Апостол»-благослужебную книгу, в
которой рассказывается о деяниях и
заветах апостолов. Среди книг, которые
напечатал Иван Фёдоров, была уже
известная «Азбука». - Давайте посмотрим, как выглядел первый русский учебник для обучения грамоте? На первой странице располагались 45 букв алфавита (тогда в 16 века было именно столько). На второй странице буквы были напечатаны в обратном порядке. А дальше алфавит повторялся третий раз, но буквы уже шли вразбивку. Автор «Азбуки» считал, что так лучше запомнятся все буквы алфавита. Обучение начиналось с того, что ученик должен был заучить все буквы, а затем-отдельные слоги.
|
Слушать и воспринимать речь учителя Отвечать на вопросы
- Этих людей объединяет то, что все они принимали участие в создании книг, имеют отношение к книге. |
Р: умения участвовать в диалоге. К: формулировать собственную позицию и мнение П: строить речевое высказывание в устной форме |
||
Итог урока |
2 мин |
- Давайте проверим, что вы запомнили сегодня на уроке.
-Было ли обучение в Древней Руси? Как учились дети?
-О чём писали в Новгородских берестяных грамотах?
-Кто из великих князей Руси внёс огромный вклад в образование?
-Что написал для детей и молодёжи Владимир Мономах?
-Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на уроке! |
Отвечать на вопросы |
К: контролировать действия партнера; Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
|
||
Рефлексия
|
1 мин |
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какой была тема нашего сегодняшнего урока? Если Вам понравился урок и вы все поняли, то давайте похлопаем себе, если были затруднения, то потопаем, если ничего не поняли и вам не понравился урок, то поднимите ручку. |
Подводить итог урока
Записывать домашнее задание |
Р: осуществлять итоговый контроль. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Осипова Лариса Владимировна
→ Публикатор 25.12.2023 0 569 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы