Конспект урока окружающего мира «Образование – часть культуры. О первых школах и книгах»; 4 класс


Задачи:

Образовательные: 

  • проверить и закрепить ранее полученные знания;  
  • познакомить детей с обучением в Древней Руси;               

Воспитательные: 

  • воспитывать у учащихся чувства бережного отношения к культуре человечества.                  

Развивающие:  

  • развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале;                                               
  • развивать умения делать выводы;

Тип урока: Комбинированный.

Содержание урока. Деятельность учителя
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Александровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?
-Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!
В мире много интересного, очень много неизвестного!
Миру знаний нет предела, так  скорей, друзья, за дело!

(Проверяет готовность обучающихся к уроку.)
- Ребята, как вы думаете, можно ли представить современное общество без образованных людей? Почему? 

-А скажите, почему учение-обязанность гражданина России?

-Ребята, а кто-нибудь знает, как учились дети в Древней Руси?
-Сейчас мы  с вами узнаем. Откройте учебник на стр. 76. И давайте прочитаем о первых школах. 

Беседа после чтения: 
Учились ли дети на Руси?
- Как они учились?  
- Чему они учились?
- Когда были открыты первые школы на Руси?  
- Кто учил детей?
-  Кто учился в школе?
- Чему учили в школе?  

Обобщение учителя. 
Таким образом, на Руси сначала дети обучались дома, узнавая новое от своих братьев, сестер, родителей, а в 10 веке появились первые школы при церквях, где учителями были монахи и священники.
- А были ли на Руси грамотные люди?
- А как это можно доказать? Что вам известно о берестяных грамотах?
- О чём писали в них?

Раз люди умели писать, то была и письменность.  Это подтверждается археологическими находками, а именно берестяными грамотами и глиняными сосудами с надписями, которые датируются концом X века. 

Рассмотрите берестяную грамоту на стр. 78 вашего учебника. 

Эту берестяную грамоту нашли в Новгороде. Некто Яков пишет письмо Максиму: "Пришли мне чтения доброго". Наверное, у Максима была хорошая домашняя библиотека, если Яков обращается к нему с такой просьбой.
 -Ребята, а сейчас мы с вами совершим путешествие в школу Московской Руси. 
Посмотрите на рисунок.

Представим себе, что мы перенеслись в XVIII в. и можем посетить школу того времени. Открывается дверь, и мы заходим в дом. Мы видим помещение, в котором учатся дети. Стены, пол, потолок сделаны из дерева. В «красном» углу комнаты висит икона. При входе каждый обязательно кланяется ей. В другом углу, у печи, — кадка с водой, над ней подвешен глиняный рукомойник. Он заменяет кран с водой; рядом на полке ковш — он служит и для наполнения рукомойника, и для питья. Чуть выше — ларец, в котором хозяин хранит дорогие ему вещи. Окна закрыты тонкими пластинами прозрачной слюды в металлических рамах. Слюда стоила дорого, ее можно встретить лишь в зажиточных домах. Видно, обучение грамоте приносит «мастеру грамоты» (так называли раньше учителей) ощутимый доход. На подоконнике греется на солнышке кошка. На лавке неподалеку от места хозяина — горшок с наваристыми горячими щами. Должно быть, скоро урок закончится и наступит время обеда. Наверху, на полке под потолком, стоят книги. Посреди комнаты — деревянные лавки и стол, за которым сидят дети и учитель. Детей всего семь человек. Судя по внешнему виду, им по 9-10 лет. Они одеты в кафтаны и сапоги. Учитель уже пожилой, на вид строгий, даже грозный.
 
Мы подходим к учителю и заводим с ним разговор. Из его рассказа мы узнаем, что дети начинают учиться рано, после заутрени — с семи часов, — и занимаются до полудня. В полдень ученики уходят домой обедать, а потом возвращаются и учатся дальше до вечера. Домой уроков не задают, так как книги — редкость и на дом их не дашь.

Что особенного в школьном классе?

Что делают ученики?

Можно ли сказать, как они относятся к обучению?

Чем эта школа отличается от современной?

Беленькое облако (Округленные руки перед собой) 
Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)
 Устремилось облако Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону) 
Ветер это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако в грозовую тучу (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).    

- Ребята, рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации.

- Узнали ли вы, кто на них изображен?
- Эти исторические личности жили в разные века, но у них есть общее.
- Предположите, что может объединять этих людей?
 
- Если вы затрудняетесь с ответом, то вам поможет загадка:
 
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.  (Книга.)

- Правильно, этих людей объединяет то, что они имели отношение к созданию книг.

- Ребята, каждый день вы берёте в руки книгу. Читаете её, рассматриваете иллюстрации и, наверное, задумывались:

-Откуда взялось печатное творение?

-Кто его придумал? Давно ли?

-Как зовут человека, который первым в России напечатал книгу? Какой была первая книга?

- Интересно было бы вам узнать об этом?

Но сначала мы отправимся в 9 век.
Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий, которые жили в 9 веке. В честь Кирилла эта азбука получила название кириллицы. Создавая славянскую азбуку, Кирилл и Мефодий, брали за образец свою , греческую, но многое им пришлось придумать и самим. В греческом алфавите 24 буквы, в славянском – 43.Название букв похоже, но полностью не совпадает.
Если прочесть названия первых букв греческого алфавита
 
Альфа + бета (вета), то получится слово- Алфавит. Так мы называем порядковое сочетание букв любого языка .А если прочитать название первых букв славянского алфавита Аз+Буки+Веди, то получится слово — Азбука.
Выучив славянский алфавит, наши предки могли читать , а затем начали сами писать различные книги, документы, используя для этого Кириллицу.

-Давайте вспомним, как создавались первые книги.
(самые первые книги люди писали от руки и назывались они рукописными. Для письма использовали пергамент из телячьей кожи и стоил он дорого. Орудием письма были птичьи перья, чаще всего гусиные. Чернила делали из сажи и чернильных орешков, нарост на листьях дуба, для украшения рукописей использовали краски – киноварь и охра. Переплёт делали из досок и обтягивали кожей или тканью. Переплёты книг украшали драгоценными камнями и золотом.)

-Ребята, посмотрите на портрет Ивана Фёдорова. Он был печатником. В 1564 году печатник Иван Фёдоров вместе со своим помощником напечатал первую на Руси книгу «Апостол»-благослужебную книгу, в которой рассказывается о деяниях и заветах апостолов. Среди книг, которые напечатал Иван Фёдоров, была уже известная «Азбука».

- Давайте посмотрим, как выглядел первый русский учебник для обучения грамоте? На первой странице располагались 45 букв алфавита(тогда в 16века было именно столько). На второй странице буквы были напечатаны в обратном порядке. А дальше алфавит повторялся третий раз, но буквы уже шли вразбивку. Автор «Азбуки» считал, что так лучше запомнятся все буквы алфавита. Обучение начиналось с того, что ученик должен был заучить все буквы, а затем-отдельные слоги. 

- Давайте проверим, что вы запомнили сегодня на уроке. 

-Было ли обучение в Древней Руси? Как учились дети? 

-О чём писали в Новгородских берестяных грамотах? 

-Кто из великих князей Руси внёс огромный вклад в образование? 

-Что написал для детей и молодёжи Владимир Мономах? 

-Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на уроке!
—    Что нового вы узнали сегодня на уроке?
—    Какой была тема нашего сегодняшнего урока? 
—    Если Вам понравился урок и вы все поняли, то давайте похлопаем себе, если были затруднения, то потопаем, если ничего не поняли и вам не понравился урок, то поднимите ручку.


Полный текст материала Конспект урока окружающего мира «Образование – часть культуры. О первых школах и книгах»; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Осипова Лариса Владимировна  Публикатор
25.12.2023 0 192 0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0