Конспект урока окружающего мира "Как зимой помочь птицам"; 1 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»
Адрес: 215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица Петра Алексеева, дом 2. Телефоны: 8 - (48135) 3 - 43 - 03, 8 - (48135) 3 - 43 – 06. E-mail: School2Gagarin@yandex.ru
Конспект урока окружающего мира по теме
«Как зимой помочь птицам» (1 класс)
Автор: Ферганова Оксана Анатольевна
Рекомендации к использованию:
Материал может быть использован не только на уроке окружающего мира в 1 классе, но и во внеурочной деятельности. К конспекту урока прилагается презентация, аудиозапись голосов птиц, раздаточный материал для работы в группах. Урок очень насыщен заданиями, поэтому некоторые задания, по усмотрению учителя, могут быть исключены из урока или могут быть использованы на других уроках на этапе актуализации опорных знаний. По замыслу автора урока в конце урока каждая группа должна создать так называемую информационную карту о птице, с помощью которой можно рассказать о том, по каким внешним признакам можно узнать птицу, чем она питается (использование элементов технологии интеллект-карт).
Конспект урока.
Цель: формирование у обучающихся представления о птицах, зимующих в наших краях, их внешнем виде, питании.
Задачи:
-
обучающая: познакомить обучающихся с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма для птиц; научить правилам заготовки корма для птиц; научить правилам подкормки птиц зимой; научить распознавать некоторых зимующих птиц на картинках и в природе;
-
развивающая: развивать память, мышление, творческие способности обучающихся; развивать способность адекватно оценивать результаты своей работы; развивать умение работать в группе;
-
воспитывающая: воспитывать бережное отношение к птицам, чувтво сопереживания к ним; воспитывать трудолюбие в процессе изготовления кормушек.
Тип урока: изучение нового материала
Формируемые УДД:
Личностные: развивать эколого-этическую деятельность; формировать интерес к учению; осваивать роль ученика; оценивать жизненные ситуации; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения в природе.
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; осуществлять самопроверку;
Познавательные: наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; запомнить правила подкормки птиц;
Коммуникативные: обсуждать , слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы; работать в группе.
Оборудование:
-
для работы в группах: 4 листа формата А-3, на которых написаны названия птиц: клёст, синица, свиристель, снегирь; 4 чёрных маркера; каждому ребёнку клей-карандаш; 4 набора рисунков птиц: клёст, синица, свиристель, снегирь; 4 набора иллюстраций, чем питаются птицы; 4 листа с текстами: 1) описание птицы; 2) чем она питается; 4 набора смайликов ( по 3 штуки) для оценивания работы группы; 4 листа для записи названий птиц;
-
для сценки: «шапочки» на голову детям: сорока, щегол, воробей, синица, ворона, снегирь;
-
аудиозапись голосов зимующих птиц: воробей, ворона, дятел, свиристель, сорока;
-
набор демонстрационных карточек «Правила подкормки птиц зимой»(на магнитах)
Медиаприложение: презентация к уроку.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель: Начинаем наш урок окружающего мира
( Дети хором читают стихотворение и садятся на свои места):
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2.Самоопределение к деятельности.
Учитель: Разгадайте ребус (слайд 2 ) и предположите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке. ( О птицах )
Учитель: Послушайте стихотворение Елены Благининой:
Морозы жестокие
В этом году …
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за Жучку –
В её конуре.
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц,
За наших воробышков,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Учитель: Предположите, что мы узнаем о птицах сегодня на уроке, используя смысл этого стихотворения. (Об их жизни зимой, какие птицы у нас зимуют, как и чем их кормить ). (Слайд 3 )
3.Актуализация знаний.
Учитель: Вспомните, какие птицы зимуют в наших краях? Будем работать в группах. Обсудите в своей группе, каких точно птиц вы видели зимой на улице и напишите их названия на листочке.
Проверка: (Слайд 4 ) – список зимующих птиц. Учитель читает список на слайде, а дети ставят в своём списке плюсики, если такая птица есть у них.
Учитель: Оцените с помощью смайликов, как ваша группа справилась с этим заданием. (Представители групп называют птиц, которые были написаны правильно, сколько птиц они написали, обосновывают выбор смайлика )
4.Формирование новых знаний.
Учитель: Откройте учебник на стр. 74. Рассмотрите зимующих птиц на рисунке, прочитайте их названия.
Сообщение учителя о зимующих птицах: (Слайды 5-20)
Информация о птицах для учителя:
Голубь с незапамятных времен считается птицей мира. Он запечатлен в виде памятника более чем в 30 городах планеты. Они набивают желудок до упора, а когда места уже не остается, то еда отправляется прямо в зоб, который состоит из левой и правой части. В первую очередь заполняется левая сторона, а затем открывается правая. Этой особенностью они чем-то напоминают хомячков.
Дятлы добывают себе пищу, проделывая отверстия в коре деревьев с помощью своего острого клюва, а потом просовывает свой длинный язык в отверстие, чтобы достать насекомых из-под коры. Язык дятлов очень хорошо приспособлен к ловле насекомых. Он такой длинный, что дятел может вытащить его дальше кончика клюва, а клейкое покрытие языка легко поглощает жертву. Большой пестрый дятел способен стучать со скоростью 20 ударов в секунду. Передвигаются дятлы снизу вверх, цепляясь за кору острыми когтями и активно помогая себе хвостом. Хвост выполняет настолько важную роль и несет такую большую нагрузку, что за год стирается на одну десятую часть.
Американский королевский дятел является самым крупным в этом семействе птиц, его длина 55 см. А карликовый дятел наоборот самый мелкий – он всего 8 см в длину. Дятел-сосун питается сладким, сахарным нектаром. Он проделывает отверстие в дереве и потребляет сочащийся сок.
Свиристель. У нее красивейший хохолок на голове и яркий запоминающийся окрас. Свиристели едят очень много, пытаясь как можно больше набить свой желудок любой пищей. Место их пирования узнать легко, ведь под ветками деревьев всегда можно будет обнаружить не полностью переваренные ягоды. Однако в этом есть и своя польза, таким образом птицы распространяют молодняк, рассеивая семена по местности, где обитают.
Вороны собирают пищу и прячут в тайники. Другие вороны могут вычислить этот тайник и разграбить его.Когда вороны летят стаей, их враги стараются не приближаться. Вороны могут ограбить не только «соседские» тайники, но и других животных. Например лисы, волки. Вороны считаются одними из самых игривых и озорных птиц. Они любят гоняться за кошками и собаками, дергать их за хвосты и каркать им на уши. В снежных районах вороны любят кататься на снегу или сталкивать его с крыш на прохожих.
У галки дурная привычка нападать весной на огороды и сады. Чуть появляются на грядах всходы бобов и гороха, как галка уж тут как тут и давай ощипывать один росток за другим. Если галкам не делать никакой помехи, то они обчистят все гряды. И фруктовым садам достается от галок, когда начинают созревать сочные вишни и сливы, до которых эти птицы большие лакомки. По этим делам галка заслуживала бы быть причисленной к вредным птицам, но за нею числятся также и немаловажные заслуги.
Галка уничтожает вредных насекомых, улиток и грызунов. Польза, которую она приносит, перевешивает вред. Поэтому галку надо отнести к птицам, полезным для хозяйства человека.
Сойка питается растительной и животной пищей. Выкармливая птенцов, родители приносят им полёвок и маленьких птичек. Сойка считается одним из самых опасных врагов мелких птиц. Она разоряет гнёзда, выпивает и крадет яйца, уносит птенцов. Но в её рационе есть и растительная пища: жёлуди, буковые и лесные орешки, а также лесные ягоды..
Осенью часто можно встретить сойку в дубовом лесу. Туда она залетает совсем не случайно: сойка - большая охотница до жёлудей. Она не только их ест, но и запасает впрок на зиму. Наберёт полон рот, а потом летит на землю и засунет свою ношу в щелку под корнем дерева, в трещину или в другое укромное местечко. Рассует сойка жёлуди по разным местам, а иногда и забывает, куда спрятала. Зимой, когда землю укроет глубокий снег, такими запасами охотно пользуются не только их крылатые хозяева, но и звери: лесные мыши и белки .
Сорока очень неравнодушна к незнакомым и блестящим предметам. Поселившись вблизи человека, она может таскать и прятать в укромном месте металлические ложки, кусочки стекла или зеркала, ключи и тому подобное. Но не приучает ли она этим человека к порядку: зачем разбрасывать, где попало свои вещи или мусор? При приближении человека или животного, сорока начинает громко стрекотать. Так что это не просто «сорочья болтовня», а сигнал тревоги для других птиц.
Гнездо сорок с боков и сверху прикрыто колючими ветками. Это своеобразная защита от хищников для сидящей на яйцах самки и будущих ее птенцов. Кроме того, вблизи от настоящего гнезда птицы устраивают ложное, в котором устраивается самец.
Синицы чаще попадаются людям на глаза ранней осенью, потому что именно в это время они прилетают к человеческому жилью и остаются до ранней весны. Остальное время они живут в лесу, очищая его от вредителей. Каждая синички может съесть за сутки количество корма равного своему собственному весу. Такая ненасытность большая польза для леса. Кстати, насекомых синицы уничтожают не только летом, но и зимой, когда другие насекомоядные птицы улетают на юг. Кроме того, оказывается, другие птицы могут пропускать тех насекомых, которые напоминают своей формой и окраской несъедобные предметы, например, гусениц пядениц, похожих на сухие веточки.
Синички же, наоборот, постоянно проверяют даже самые мелкие предметы на их съедобность, схватывая их клювом и ощупывая язычком. Так, что ни одна птица не может соперничать с синичками по уничтожению вредителей деревьев леса, парка и сада.
Поползень - самый первоклассный из всех наших пернатых лазунов и превосходит в этом даже самого дятла, который не умеет лазать вниз головой. Такое большое мастерство в лазанье поползня (как вниз, так и вверх по стволу и даже вокруг ствола, в горизонтальном положении) тем удивительнее, что, имея очень короткий, как бы обрубленный хвост, он не может, подобно дятлам , извлекать из него пользу, а единственным для того орудием служат ему его ноги. Необыкновенно длинные пальцы сравнительно коротких ног поползня, снабженные длинными, изогнутыми и очень острыми когтями, позволяют ему захватывать большую поверхность ствола дерева. Расстояние между концами когтей среднего и заднего пальцев равняется почти всей длине туловища птицы, и только благодаря этому она может свободно лазать и держаться на стволе дерева вниз головой, причем шея всегда несколько втянута, а голова откинута назад.
Пищуха. Птичка эта снабжена очень острыми, круто изогнутыми когтями, сидящими на длинных пальцах, и крепким, пружинистым хвостом, благодаря чему она и может так же прекрасно лазать по деревьям, как и дятлы, цепляясь когтями за неровности коры и опираясь, подобно дятлам, на свой пружинистый хвост. Длинный, тонкий, изогнутый клюв пищухи, похожий на маленькое шило, позволяет ей тщательно обыскивать и обшаривать всякую щелочку и трещину на дереве и вытаскивать из них мелких насекомых и яички бабочек, которые и составляют главную пищу этой птички.
Щегол – очень красивая птичка, чрезвычайно подвижная, ловкая и изящная во всех своих движениях. Сидя на ветке дерева всегда высоко и открыто, он держится, как говорится, подобравшись, всегда стройно, красиво и грациозно, и вообще создается впечатление, что он сознает свою красоту. Щегол большой мастер в лазанье и лишь немного уступает в этом синицам. Он мастерски подвешивается снизу к тончайшим древесным веткам для того, чтобы, например, добыть из раскрытой ольховой шишечки лакомые семена или же снять с распустившейся почки какую-нибудь гусеницу или личинку.
Характер у чижика милый и привлекательный. Эта птичка всегда бодрая, веселая, смелая, вертлявая, очень ловко лазает и подвешивается вниз головкой к самым тоненьким веточкам. Чиж в высшей степени общителен, миролюбив и доверчив. Будучи пойман и посажен в клетку, он через несколько часов уже начинает брать корм и дня через два-три ведет себя так, будто родился в клетке. Скоро привыкает узнавать хозяина, садится к нему на руку, влетает и вылетает из клетки, легко учится разным штукам и круглый год поет без умолку свою веселую, бойкую и задорную песенку.
У клестов крестообразный клюв: верхняя часть клюва не покрывает у нее нижней, как у остальных птиц, а загибается острым крючком вниз и в сторону, нижняя же часть клюва таким же крючком загибается вверх и в противоположную сторону. Благодаря своему крестообразному клюву клест может отлично вылущивать из шишек хвойных деревьев семена, которые и составляют главную его пищу.
В сосновых и еловых семенах заключается довольно много смолистого вещества, а так как клест, живущий на свободе, в лесу, поедает огромное количество этих семян, то все тело клеста, в особенности старого, иногда до того просмаливается, что после смерти птицы оно долго противостоит загниванию, словно набальзамированное. Известны даже случаи, когда «мумии» старых клестов сохранялись в течение 15 — 20 лет без всяких признаков разложения.
К весьма симпатичным чертам характера снегиря относится также большая его привязанность к другим снегирям, товарищам по стайке. Если один из членов стайки будет, например, убит из ружья, то остальные долго печалятся о потерянном брате, выражая это грустными, тревожными свистами, и долго не решаются покинуть то место, где погиб их товарищ. Самки значительно сильнее самцов и содержат самцов в исключительной строгости и подчинении. Пение их отличается скрипучестью и свистом. Эти птицы не особо прихотливы в отношении еды. Снегирь может также спокойно чувствовать себя вне воли и поэтому некоторые люди заводят их в качестве домашних животных.
Воробей. Эти пернатые удивительным образом приспосабливаются к определенным условиям существования. Сложно представить, чтобы какая-нибудь другая птица, кроме разве что курицы, могла бы вот так запросто купаться в пыли или луже. В суровых климатических условиях воробьи могут существовать благодаря наличию копчиковой железы, способной защитить птицу от простуды. Этот орган выделяет жировое вещество, которое затем с помощью клюва переносится на перья и защищает тело от холода. В составе этого вещества присутствуют жизненно-важные микроэлементы, обеспечивающие воробьев витаминами.
Воробьев по праву можно назвать дерзкими и смелыми птицами. Они не побоятся сесть на клетку со львом, однако, почуяв опасность, стремительно упорхнут, не оставив хищнику права на добычу. Поймать воробья - непростая задача даже для кошки.
Овсянка. Красивую лимонно-желтую окраску головки и грудки имеет только самец овсянки, и то не круглый год, а лишь с конца зимы и до конца лета, то есть до того времени, когда происходит у этой птички линька. Осенью и зимой овсянка выглядит буровато-серой птичкой, с приближением же весны серые и темные края перышек постепенно стираются, изнашиваются, из-под них начинает мало-помалу выступать наружу более яркоокрашенная середина перышек: у самца на головке, грудке и на всей нижней стороне все более и более выступает лимонно-желтый цвет, на спине же — красновато-бурые и черные полоски. У самочки к этому времени также выступает немного желтой окраски на головке и горлышке, общая же ее одежда гораздо скромнее — в ней преобладает буровато-серый цвет.
Минутка релаксации.
Учитель: Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте, что вы в зимнем парке. Там можно услышать голоса птиц. Давайте и мы послушаем. (Прослушивание голосов птиц)
Учитель: А сейчас мы с вами научимся распознавать некоторых зимующих птиц. Посмотрите на доску. (На доске плакаты формата А-3, на которых написаны названия птиц: клёст, синица, свиристель, снегирь). Будем работать в группах. У вас на партах есть листочки с текстами, рисунки этих птиц и фрагмент тела птицы. Вы с помощью иллюстраций в учебнике стр. 74, слайда 21 и фрагмента тела птицы найдёте, о какой же птице вы будете рассказывать.
(Работа в группах: хорошо читающий ученик группы читает текст, группа обсуждает признаки птицы, находит её иллюстрацию, снимает с доски плакат с названием этой птицы и приклеивает на плакат иллюстрацию и фрагмент тела птицы, по которому они её определили).
Проверка: представитель группы рассказывает, по каким признакам они определили свою птицу и оценивает работу группы с помощью смайликов.
Тексты для работы в группах
1 группа: Это очень яркие птицы, похожие на попугайчиков. Их так и называют «северные попугайчики». Их клюв похож на крестик и изогнутые клещи.
2 группа: Это очень красивая птица. Спинка тёмная, под клювом и около глаз чёрные пятнышки. А на голове украшение – большой хохолок серовато-розового цвета. На крыльях полоски жёлтого и белого цвета, по краю хвоста проходит жёлтая полоса.
3 группа: Эти птица появляются обычно с первым снегом. Их называют гонцами зимы. Они очень нарядно смотрятся на фоне снега: чёрная головка, голубовато-серая спинка и яркая красная грудка.
4 группа: Эта птица имеет яркое оперение. Особенно выделяется ярко-жёлтое брюшко с галстуком – широкой чёрной полосой от груди до конца брюшка. Вокруг шеи чёрная полоса – ошейник.
Физкультминутка
Учитель: А сейчас мы с вами отдохнём. Физкультминутка называется «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась как волчок. (кружатся на месте)
Вот присела на минутку, (присели на корточки)
Почесала клювом грудку (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжок в сторону)
Тири-тири,
Тень-тень-тень.
Учитель: Какая же главная проблема у птиц зимой? (Отсутствие корма) Как им помочь? (Нужно их подкармливать, делать кормушки) Еду зимующие птицы иогут найти и в природе. Это различные ягоды: рябины, калины, черёмухи. Это семена сорняков: крапивы, лебеды, конопли, репейника, чертополоха. (Слайды 22-24) А ещё птиц нужно подкармливать. Как вы думаете, чем? (Ответы детей) Как вы думаете птицы едят одинаковый корм или нет? (Ответы детей)
Учитель: Сейчас мы с вами продолжим работать с нашими информационными плакатами. Работать будем в группах. У вас на партах есть листочки с текстами, где написано, чем питается птица, о которой вы рассказывали и набор иллюстраций. Вы должны с помощью текста выбрать только те рисунки, на которых нарисована еда вашей птицы и приклеить их на плакат. А потом расскажете нам о питании этой птицы.
Проверка: Представитель от каждой группы выходит к доске со своим плакатом и рассказывает о питании птицы. (Оценка работы по этому заданию с помощью смайликов)
Тексты для работы в группах
1 группа: Питается семенами хвойных деревьев: ели, сосны, лиственницы. С помощью своего чудо-клюва ловко срезает шишку, раздвигает чешуйки и достаёт семена. Съедят они и семена подсолнечника, ягоды рябины.
2 группа: Питается ягодами рябины, калины, шиповника, черёмухи. Любят семена клёна и ясеня (крылатки). Заглатывают ягоды целиком. Они очень прожорливы. Съедают каждый день количество пищи, равное своему весу. Съедят они и пшено, крошки белого хлеба.
3 группа: Очень любят ягоды рябины, черёмухи, семена трав – конопли, лебеды, репейника. Поедают семена клёна и ясеня (крылатки). Любят также семена подсолнечника. Съедят они арбузные и дынные семечки, крошки белого хлеба.
4 группа: Очень любят несолёное сало, семена подсолнечника, арбузные семечки. Съедят семена трав – лебеды, репейника, крошки белого хлеба.
Учитель: Давайте подумаем над таким вопросом. В ваших рассказах очень часто мы слышали, что многие птицы питаются арбузными, дынными семечками. А где же они их берут? (Дети высказывают своё мнение)
Вывод: семена разных растений люди заготавливают летом, а потом зимой подкармливают птиц.
Учитель: Как вы думаете, а какие правила заготовки семян существуют?(Семена нужно сушить, хранить в сухом месте, чтобы они не испортились).
Учитель: А каким образом люди подкармливают птиц зимой? Где? Как? (Делают кормушки, развешивают на ветках деревьев) (Слайд 25 и иллюстрация в учебнике стр. 74)
Учитель: А знаете ли вы, какие правила подкормки птиц зимой существуют? (Ответы детей) Давайте посмотрим сценку «Жалобы на сугробе» и подумаем, чем же были недовольны птицы.
(К доске выходят заранее подготовленные дети в «шапочках» птиц: сорока, щегол, воробей, синица, ворона, снегирь).
Сорока. Тра-та-та-та-та-та! Что я видела, что я слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают!
Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв вывехнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера семечки раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несолёное, у нас от солёного животы болят.
Ворона. А кто это принёс куски чёрного хлеба? Мы же заболеем и умрём. Нельзя нам чёрный хлеб!
Снегирь. Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Учитель: Итак, мало сделать кормушку и повесить её. Надо ещё знать, смогут ли птицы ею воспользоваться. Чем же были недовольны птицы в сценке? (Ответы детей)
Учитель: Мы сейчас с вами поговорим о правилах подкормки птиц и о той пище, которой можно кормить зимующих птиц. На доске на карточках написаны правила подкормки птиц: верные и неверные. Нужно выбрать номера верных правил. (Учащиеся читают на их взгляд верные правила, выходят к доске, крепят эту карточку отдельно (карточки на магнитах)
Карточки:
-
Арбузные, дынные и другие семечки раздавливать.
-
Крошки белого хлеба.
-
Солёное сало для синиц.
-
Крошки чёрного хлеба.
-
Арбузные, дынные и другие семечки давать целиком.
-
Несолёное сало для синиц.
-
Сыпать корм в кормушку каждый день в одно и тоже время.
-
Кормушка с бортиками.
-
Кормушка без навеса.
-
Кормушка без бортиков.
-
Кормушка с навесом.
-
Сыпать корм в кормушку 1 раз в неделю.
5.Домашнее задание.
Учитель: Откройте ТПО на стр. 53 задание 3. Вам предлагается самим смастерить кормушку. Из чего. Что для этого потребуется? ( Обсуждение этапов выполнения работы) А потом вы принесёте эти кормушки в школу и мы их повесим в школьном саду.
6. Рефлексия.
Учитель: Урок подходит к концу. Сейчас мы узнаем, как хорошо вы усвоили тему. (Выполнение заданий на слайдах 26-29) Оцените работу своей группы на уроке в целом. (Группа обсуждает свою работу на протяжении всего урока, представители групп поднимают соответствующий смайлик и объясняют свой выбор) Урок окончен.
Источники:
-
Гайдина Л. И., Кочергина А. В. «Изучаем «Окружающий мир» с увлечением»: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2007 г.;
-
Максимова Т. Н. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс, к УМК А. А. Плешакова («Школа России»), М., Вако, 2013 г.;
-
Плешаков А. А. «Природа». Учебное пособие для начальной школы. М.: Вентана-Граф, 1996 г.;
-
http://festival.1september.ru/articles/532312/ (фрагменты тел птиц);
-
http://matveyrybka.ucoz.ru/news/fizkultminutki_v_stikhakh/2011-05-22-337 (физкультминутка)
-
http://iviespechschool.ucoz.ru/blog/orgmoment_uroka_v_pomoshh_uchitelju_nachalnykh_klassov/2011-05-19-26 (стихотворение для орг. момента)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ферганова Оксана Анатольевна
→ ocsansh 14.04.2024 0 322 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы