Конспект урока окружающего мира "Наше питание. Пищеварительная система"; 3 класс


Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Наше питание. Пищеварительная система»

(УМК «Школа России») автор: А.А. Плешаков

Тип урока: открытие нового знания

Цель: сформировать представление о строении пищеварительной системы, о работе органов пищеварительной системы, представлений о здоровом питании человека.

Проблема: что происходит с пищей в организме человека

Задачи:

-создать условия для формирования знаний учащихся о пищеварительной системе

- обеспечить осознание и усвоение понятия пищеварительная система, её составляющими и их функциями

-включить уч-ся в различные виды деятельности (моделирование, изображение схемы, экспериментирование), тем самым, подключив такие формы мышление, как сравнение, сопоставление, анализ, синтез, логику

Планируемые результаты:

-включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

-формирование мотивации к учению

-развитие умения не создавать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми

-осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

-поиск и выделение необходимой информации из различных источников,

-обработка информации (выделение основной и второстепенной),

-обобщать полученные знания, делать выводы в результате совместной работы,

-осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

-принимать и сохранять заданную учебную цель,

-работать по плану,

-обнаруживать и формулировать учебную проблему,

-осуществлять самоконтроль результатов деятельности в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,

-адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

-слушать и понимать речь других,

-работать в группе,

-вырабатывать совместное решение при работе в группе,

-задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром

-контролировать действия партнёра,

-эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества,

-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми



Методы и формы обучения: методика «Пилы», создание проблемных ситуаций, групповая, фронтальная, самостоятельная работа, моделирование, эксперимент.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, таблица «Пищеварительная система», схема, модель пищеварительной системы, составленная учениками.

Основные понятия: органы пищеварения, ротовая полость, система пищеварения.

Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения.

Дидактическое обеспечение урока: компьютерная презентация, карточки с заданием, карточки с названием органов пищеварения и их функций,

Необходимое оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, оборудование для постановки экспериментов.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне

Эмоциональный настрой уч-ся на совместную работу с педагогом; способность усваивать информацию

- Добрый день! Ребята, очень рада вас видеть на своем уроке.

-Сегодня на уроке будем работать в группах. Но каждая группы отвечает не только за свой результат, но помогает учиться своим товарищам, ребятам из других групп. Одна команда, добыв знания по своей теме, будет обучать другие группы. Будьте вежливы, внимательно слушайте ответы своих одноклассников, чтобы вместе достичь единой цели.

- Ребята, я хочу угостить вас канапе.

Канапе- маленький бутерброд, обычно насаженный на декоративную шпажку для удобства еды. Происходит от французского канапе.




















Дети удивлены и едят канапе.



2.Актуализация знаний (подготовка уч-ся к работе на этапе объяснения нового материала)

Цель: актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.


Мозговой штурм

-Ребята, остался у вас бутерброд во рту?


-Куда он делся?


-Как бутерброд оказался в том месте, о котором вы упомянули?


-Почему у нас разные ответы, почему несколько точек зрения?


-Хотите узнать, какое путешествие совершит наш бутерброд?




-Нет.



- Проглотили. Оказался в желудке. В животе.





Не хватает информации.

3.Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений; выявление знаний, умений, которых недостаточно для решения проблемы; формулировка темы урока, постановка цели урока.


-У меня на столе лежат предметы.


-Представьте, что данные предметы - это детали конструктора.

Что мы можем с ними сделать?

-А чем мы руководствуемся при сборке модели?

Слайд Инструкция

1. Найдите детали модели под номерами 1,2,3,4.

2. Соедините последовательно детали.

3. Сопоставьте собранную модель со схемой готовой модели.






- Предлагаю вам соотнести собранную модель с изображением систем органов человека.

-На какую систему органов похожа модель?



-Сформулируйте тему урока.

- Верно. Тема урока: «Пищеварительная система. Наше питание».

- Давайте определим учебные задачи на сегодняшний урок.

Выберите задачи, подходящие к теме нашего урока. Возьмите из конверта карточку 1. Обсудите в группе, какие задачи соответствуют теме урока.

(1. Получить представление о строении и работе пищеварительной системы человека.

2.Познакомиться с необходимыми организму питательными веществами.

3. Научиться правильно вести себя во время грозы.

4. научиться определять признаки игруппы животных.)

-Мы с вами узнаем, какие органы входят в пищеварительную систему, как они работают,и какой путь совершит наш бутерброд сегодня.









- Собрать.


- Инструкцией.



Собирают модель по инструкции.




Соотносят модель с изображением систем органов человека.











- На пищеварительную.







-Пищеварительная система.













Обсуждают, выбирают задачи урока.

1.Получить представление о строении и работе пищеварительной системы человека.

2.Познакомиться с необходимыми организму питательными веществами.


4.Усвоение новых знаний.

Цель: изучить строение пищеварительной системы


Длина пищеварительного тракта свыше 9 метров.

-Всю пищеварительную систему условно можно разделить на 4 отдела.

-Каждая группа уч-ся будет изучать свою часть материала по плану.




Организация групповой работы учителем.

Высказывает предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т. д.)

Контролирует соблюдение групповых норм

Включается в работу по запросу группы

Периодически проясняет ситуацию решения

Проясняет, конкретизирует удовлетворенность учащихся результатом и участием в групповой работе

Рассказ о работе желудка и кишечника подтверждается экспериментами.


Дополнение к рассказу детей:

-Вы знаете, что процесс пищеварения начинается ещё до того, как пища попала в рот. Мы видим вкусную еду, чувствуем запах. Слюнные железы начинают свою работу, выделяется слюна. Твой организм готов к обрабатыванию пищи.

Интересный факт.

В день у человека выделяется почти один литр слюны.



Учитель дополняет ответы детей.

Продвижение твёрдой пищи по пищеводу занимает6-8 секунд, а жидкой - 2-3 екунды. Помните об этом, ешьте не торопясь, тщательно прожёвывая пищу. Если будете заглатывать большие куски, то зададите желудку непосильную работу.

Это интересно. Глотка служит для приёма пищи и для дыхания. Глотание- это сложный процесс. В этот момент задерживается дыхание. Надгортанник закрывает вход в гортань, тем самым препятствует попаданию пищи в дыхательные пути и пища попадает в пищевод.



- Желудок встряхивает, перемешивает, измельчает комочки пищи до превращения её в однородную массу. Это происходит благодаря сильным мышцам, расположенных в его стенках и пищеварительным сокам, которые выделяются стенками желудка. Желудок трудится добросовестно, но медленно. С сахаром и фруктами он справится быстро, а с мясом медленно.

Постановка эксперимента 1.

Кусочки сахара, растворяются в горячей воде.

В желудке под воздействием желудочного сока происходит переваривание пищи.


Тонкий кишечник –это самая длинная часть пищеварителной системы -6метров. Пища находится в тонком кишечнике до 4 часов и становится совсем жидкой. Но это с пользой проведённое время. Ведь к концу своего путешествия по тонкой кишке питательные вещества всасываютя с кровь, направляются в печень и разносятся по телу. А отходы, которые организм не может использовать направляются в толстый кишечник. Его длина 1,5 метра Эти отходы будут удалены из организма. Но прежде чем это произойдёт они движутся по толстой кишке. А полезные микробы, которые постоянно живут на стенках кишечника перерабатывают уцелевшие остатки пищи. В толстой кишке из них извлекается вода. Твёрдые остатки поступают в конечную часть толстой кишки, которая называется – прямая кишка.


Тонкий кишечник снабжён ворсинками и микроворсинками. Если сложить все складочки ворсинки тонкого кишечника друг к другу, то они займут площадь примерно 5 кв.м.


Тонкий кишечник человека изнутри похож на нашу варежку: имеет складки и выстлан множеством ворсинок, которые всасывают питательные вещества. Непереваренные остатки пищи выводятся через толстую кишку наружу.










Работа с текстом. Уч-ся изучают и рассказывают свою часть материала по плану.























По ходу ответов детей появляется схема «Пищеварительная система. Органы. Работа органов»





1 группа «Ротовая полость»

В первый отдел пищеварения –язык и зубы. Сначала пища попадает в ротовую полость. Зубы измельчают пищу, а язык ее перемешивает и проталкивает в следующий отдел. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. Во рту есть слюнные железы. Слюна делает пищу скользкой и ее легко проглотить.










2 группа «Глотка и пищевод»

Во втором отделе пищеварительной системы находятся глотка и пищевод. По ним пища продвигается вниз. Когда пища попадает в пищевод, она не проваливается сразу в желудок. Мышцы пищевода медленно проталкивают пищу в направлении желудка.






















3 группа «Желудок»

Желудок прикреплён к нижнему концу пищевода и напоминает резиновый мешок. Желудок выполняет очень важную функцию: переваривает пищу в жидкую смесь с помощью желудочного сока, который вырабатывается стенками желудка.










Участвуют в эксперименте









4 группа «Кишечник»

Кишечник. В этом отделе находится тонкая кишка и толстая кишка. Пища в тонкой кишке становится совсем жидкой. Питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь и разносятся по телу. Толстая кишка - выводит неперевариваемые остатки пищи.



























Постановка эксперимента 2.

Растворенная «смесь» выливается на тарелку. Ребенок надевает варежку с ворсинками, опускает руку в «смесь». Вода впитывается, на тарелке остаются частички пищи.







5.Физминутка

А сейчас давайте отдохнём . Отдых будет активным и рассчитанным на хорошую координацию движений. И так начнём: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук.


Выполняют упражнения

6. Работа с текстом.


-Какой должна быть наша пища?



- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые в них содержатся.

- Что же это за вещества?

- Я предлагаю вам выяснить значение этих веществ для нашего организма. Работать будем по группам. Работая с этим текстом, постарайтесь заполнить таблицу , внося информацию о каждом из веществ.

- Найдите информацию о питательных веществах и занесите в таблицу.

- Откройте учебники на с.138. «Питательные вещества».






- Каждая клетка организма человека дышит, питается, растёт и умирает. А знаете ли вы, что клетки, которые придают нашей крови красный цвет, красные кровяные тельца, живут всего 2-3 месяца. А клетки, выстилающие желудок умирают через 5 дней. На смену им рождаются новые клетки и такой текущий ремонт человека происходит всю жизнь человека. Откуда же берётся строительный материал для этой непрерывной работы? Из пищи. Вещества, необходимые для построения клеток человек получает из пищи. Энергия, выделяемая при переваривании пищи нужна нам, чтобы дышать и говорить, учиться и работать, для поддержания нормальной температуры тела, для работы мозга, сердца и всех клеток.


Вкусной, полезной, свежей, разнообразной.





Белки, жиры, углеводы











Каждая группа получает задание заполнить таблицу об одном из питательных веществ.1 группу – белки, 2- жиры, 3 – углеводы, 4- витамины



ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Название

Значение для организма

Продукты

Белки

Строительный материал для роста и развития

Творог, яйца, рыба, мясо, горох и т.д.

Жиры

Обеспечивают энергией, служат «строительным материалом» тела.

Сметана, сливочное и растительное масло, шоколад и т.д.

Углеводы

Главный поставщик энергии.

Хлеб , картофель, макароны, крупы, кондитерские изделия.

Витамины

Нужны для сохранения и укрепления здоровья.

Овощи и фрукты.


7.Практическая работа (определение содержания веществ в продуктах).


Поиграем в магазин. Отправьте одного представителя в магазин за продуктами.
- Где можно узнать информацию о том, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в тех или иных продуктах?
-Сейчас мы будем учиться находить эту информацию на упаковках различных продуктов. Каждой рабочей группе надо на упаковке найдите информацию о содержании питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов). Эту информацию внесите в таблицу.

-Давайте обменяемся информацией.



- Ребята, мало знать о содержании питательных веществ. Нужно еще помнить и соблюдать правила питания.

Давайте проверим, знаете ли вы эти правила. Встаньте. Я буду называть правила здорового питания вперемешку с вредными советами. Если я называю верное правило – хлопаете в ладоши; вредный совет – топаете ногами.
В твоем рационе должно быть как можно больше сладостей.
Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
Перед сном надо хорошенько покушать.
Нужно стараться кушать в одно и то же время.
Старайся есть разнообразную пищу.

Утром перед школой нужно обязательно позавтракать.






Дети выбирают упаковки продуктов.




На упаковке продукта.





(Работа в группах с упаковками продуктов: молоко, горошек, овсяные хлопья, шоколад).








Дети зачитывают данные, занесенные в таблицу. У учителя все данные занесены в сводную таблицу презентации.




Участвуют в игре.

8.Контроль усвоения


Проверим. Как вы усвоили тему урока. Выполним небольшой тест. Достаньте из конверта карточки. Подпишите вашу фамилию и имя.

Я предложу вам 7 утверждений. Вам нужно написать «да», если вы согласны с утверждением. И «нет», если не согласны.

Тест. Отвечайте да или нет

  1. Основным строительным материалом для тела служат белки (ДА)

  2. Из ротовой полости пища поступает в желудок (НЕТ)

  3. Много витаминов в сладостях. (НЕТ)

  4. В состав кишечника входит тонкая и толстая кишка. (ДА)

  5. С пищей человек получает питательные вещества. (ДА)

  6. В желудке пищу переваривает желудочный сок (ДА)

  7. Пищеварение заканчивается в желудке (НЕТ)

- Сверьте свои ответы эталоном на слайде.

Если вы выполнили задания без ошибок – 5, если одна ошибка -4,если 2 или 3 – 3.
















Отвечают на вопросы теста письменно.


























Сверяют свои ответы эталоном на слайде.

Выполняют самооценку.





9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Продолжите предложения.

Рефлексивный экран

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне захотелось…

  • Расскажу дома, что …










Полный текст материала Конспект урока окружающего мира "Наше питание. Пищеварительная система"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мошникова Татьяна Владимировна  Публикатор
15.08.2024 0 222 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК