Конспект урока окружающего мира "Что такое деньги"; 3 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Методическая разработка
по финансовой грамотности
Дорошенко Светлана Игоревна
учитель начальных классов
Введение
Актуальность и важность проблемы.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Цели:
Изучение темы «Что такое деньги» соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— осознание роли труда, денег и отношений людей, опосредованных деньгами, на основе целостного взгляда на окружающий мир; освоение финансовых, математических, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного курса;
— развитие осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений в реальной учебной и жизненной практике;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов России; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения финансовых отношений в социуме; духовное обогащение обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально- положительного отношения к природным ресурсам и их бережливому потреблению в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
Технологическая карта урока
Предмет |
Окружающий мир |
Класс |
3 |
Тема |
Что такое деньги |
Цели педагогической деятельности |
Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег. Выявить требования, которые предъявляются к деньгам. Рассмотреть виды денег: банкноты и монеты. Определить функции денег. |
Тип урока |
Открытие новых знаний
|
|
Планируемые образовательные результаты Предметные: познакомятся с понятием деньги и их функциями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность – целостно-смысловая): регулятивные – осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации, полученной во время урока; решать практические задачи с помощью наблюдения. Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
Методы
и формы |
Фронтальная, индивидуальная |
Образовательные |
Литература: А.А.Плешаков «Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений» – М.: Просвещение, 2012г. Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова. – М.: «ВАКО», 2013г. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс. Сост. И.Ф.Яценко. – М.: «ВАКО», 2013г. Ресурсы интернет: http://domik.ua/novosti/samye-dorogie-i-neobychnye-dengi-v-mire-n68642.html http://www.epochtimes.ru/content/view/57929/4/?photos=1#start http://bestmoney.su/moneystory-the-first-money.html http://astrakhanklad.ru/viewtopic.php?f=12&t=114 http://bestmoney.su/moneystory-the-first-money.html http://dengivsetakipahnyt.com/bumazhnye-dengi/
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучаю
щие
ты, задания и упражне ния |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Универсальные
|
I. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
– Торопимся мы на урок, Будут знания нам впрок. Будем руки поднимать, Точно, бойко отвечать! – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Личностные: раскрывают целостный, социально ориентированный взгляд на мир; определяют личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Актуализация знаний |
ответы на вопросы
проверка д/з
|
- Ребята, вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (какая бывает промышленность). - что бы закрепить наши знания о промышленности мы с вами напишем тест.
|
Отвечают на вопросы
Выполняют тест по изученной теме |
Познавательные: общеучебные – Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.; Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её |
III. Изучение нового материала |
Постанов- ка учебных задач
Усвоение новых знаний |
Ребята, внимание на слайд. Что же вы видите? (Муха Цокотуха ). - Вспомните первые строки этого произведения. (Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо, Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар.) - Каким образом Муха приобрела самовар? (Она его купила ) - Как купила? (Заплатила деньги) СЛАЙД 1 - О чём пойдёт речь на уроке? - Какая же будет сегодня тема урока? СЛАЙД 2 - Какие цели поставим на урок?
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Этот обмен получил название «бартер». Но обменивать товар было сложно, потому что ценность вещей и продуктов разная. Кроме того, такой обмен не всегда мог удовлетворить потребности людей. Поэтому появились товары-посредники. Товар-посредник – товар, заменяющий деньги. В качестве товаров-посредников в ходе исторического развития в разных странах мира использовались самые разнообразные предметы. СЛАЙД 3 Чтобы познакомиться с разнообразием товаров-посредников, мы отправимся в кругосветное путешествие. Европа. Исландия В Исландии в качестве денег использовалась высушенная рыба. Лошадиная подкова стоила одну рыбку, цена пары обуви равнялась трем рыбкам. Бочонок масла стоил целых сто двадцать рыбок! Европа. Греция Коровы выдавались в виде компенсации раненым. Величину раны измеряли ячменными зернами. За каждое ячменное зернышко раненый получал по корове. Африка. Сенегал. Эфиопия. Нигерия В Сенегале, Нигерии и Эфиопии в качестве денег использовали соль. Соль формовали кубиками, чтобы ее было удобно хранить, переносить и считать. Европа. Азия. Россия В России во время правления государя Петра Великого в качестве денег широко использовались меха. Мех называли «мягким золотом». Русский мех ценился очень высоко не только в России, но и за границей. Налоги в государственную казну взимались тоже мехами. В словаре С.И. Ожегова дается такое определение этого слова: «Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления». СЛАЙД 4
Несколько
тысяч лет назад люди не знали, что
такое деньги. Они просто обменивались
друг с другом различными
предметами.
Но
обменивать товары очень сложно.
Ценность вещей и продуктов разная.
Она зависит от того, сколько труда
затрачено на изготовление той или
иной вещи. Например, за одного барана
можно было получить два топора или
четыре кувшина. Первые бумажные деньги
Как
известно бумажные деньги сделали
прогресс в нашем мире, облегчение
торговли. Первые бумажные деньги
появились в Китае в 910 году нашей эры.
В то время в Китае, сильно не
распространялось, как они делали
деньги из бумаги, это искусство было
под строжайшим секретом, за подделку
бумажных денег отрубали голову, за
разглашение о том, как изготавливаются
деньги в другие страны, назначалась
смертная казнь. Бумажные деньги Китая
были народным достоянием для
страны. Слайд 5 Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги – это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменяно. СЛАЙД 6
|
Смотрят иллюстрацию на слайде. Вспоминают произведение.
Отвечают на вопросы.
Определяют тему урока;
Ставят цели урока;
Слушают внимательно учителя.
Рассматривают иллюстрации на слайде.
Запоминают новую информацию.
Делают выводы.
|
Познавательные: общеучебные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; извлекают информацию из просмотренной презентации; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Личностные: осознают свои возможности в учении; адекватно воспринимают причины своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;
Познавательные: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; формировать умение извлекать информацию из слова учителя;
Коммуникативные: Читать вслух тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» отделять новое от известного; выделять главное;
Регулятивные: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;
Познавательные: сравнивают, анализируют, на основании этого делают выводы, строят логическую цепочку рассуждений.
Предметные:
владеют
терминами:легенда,
реверс , аверс и гурт. Коммуникативные: достаточно полно и четко выражают свои мысли; умеют слушать и слышать. |
Работа
с учебником (ч. 2,
|
Прочитайте
в учебнике текст на с. 66-68. СЛАЙД 7
|
Работают с учебником под руководством учителя. Отвечают на вопросы.
Читают статью в учебнике и делают выводы |
||
Физминутка |
СЛАЙД 8 |
|
||
Практическая работа |
Практическая работа. (Работа проводится в парах. У каждого ученика на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.)
– Что
изображено и написано на монетах?
Сравните. СЛАЙД 9
– Покажите
на монете легенду, реверс (или решку),
аверс (или орел) и гурт.
|
Работают в парах, сравнивают стороны монет |
||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
Графический диктант |
Графический диктант – Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «–». Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения. Плата за работу – заработная плата. Деньги, которые откладывают на будущее, – сбережения. Оборотная сторона монеты – гурт. Надпись на монете называется легендой. Взаимопроверка: –, +, +, –, + )
|
Выполняют задания в рабочей тетради. Отвечают на вопросы. Записывают свои ответы в тетради |
Познавательные: логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные: научатся обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
|
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщить полученные на уроке сведения. |
– Какие знания приобрели? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Что помогло справиться с трудностями? – Довольны ли вы своей работой на уроке? Какую тему изучали на уроке? Что такое деньги? Что вы нового для себя узнали? Достиг ли ты поставленных целей?
-сейчас каждый по очереди выйдет к доске, возьмет монету и поместит в копилку. На копилках есть надписи "понравился урок" и "не понравился урок"
|
Отвечают на вопросы.
Делают выводы. |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позицией партнера в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности |
Определить свое эмоциональное состояние на уроке |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
|||
VI. Домашнее задание |
Учебник: прочитать текст на с. 67-70, ответить на вопросы раздела «Про верь себя» на с. 69. Рабочая тетрадь: № 3-4 (с. 39). |
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи |
Запоминают домашнее задание. Задают вопросы |
Регулятивные: осознают важность полученных знаний |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дорошенко Светлана Игоревна
→ Публикатор 15.09.2024 0 536 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы