Проект-изыскание "Сколько весит здоровье ученика?"


Мастер-класс для учителей
Проект-изыскание «Моё здоровье»
Тема «Сколько весит здоровье ученика?»
1. Выбор темы (слайд 1)
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В начале учебного года мы провели викторину. Тема этой викторины заложена в загадке.
Ученик.
Загадка
Знаю я чудесный дом,
Жильцов занятных много в нем.
Дом тот, друг мой, не простой:
Ходит в школу он с тобой.
Проживают в доме том
Карандаши и книжки,
Дружат и не тужат в нем
И тетради, и альбом,
Краски-шалунишки.
Ну, ответьте мне девчонки!
Ведь дом этот вам знаком,
Что такое этот дом? (Портфель)

Тема викторины была «Загадки мудрого портфеля». Учащиеся провели небольшие исследования о предметах школьного портфеля (резинке, тетрадке, альбоме, дневнике и др.):
 Что означает это слово?
 Какого происхождения?
 Кто придумал?
 Сколько лет данному предмету?
 Когда на Земле появился портфель?
Провели соревнование: кто быстрее соберёт портфель?
Что означает слово портфель? Слово французского происхождения. Состоит из двух частей. «Порт» - несу, «фель» - листы. Дословно переводится – ношу листы.
- Вы можете предположить, когда на Земле появился портфель?
Ученик. Совершая раскопки в Альпийских горах, учёные-археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.
Возник вопрос, что же лучше: портфель или ранец? Ответ на этот вопрос мы решили выяснить при изучении темы «Организм человека и его здоровье» и провели исследование. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:
Что предпочтительнее: ранец или портфель?
Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка?
Сколько должен весить ранец?
Как правильно выбрать ранец?

Слайд № 2.
1. Цель
Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Организм человека и его здоровье», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.

2. Задачи
• Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
• Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
• Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
• Предложить свои способы решения проблемы.

Слайд 3
3. Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: ученики 3-А класса МОУ СОШ № 94.
4. Гипотезы исследования
Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.

5. Методы исследования
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.

6. Результаты исследования «А что у вас, ребята, в рюкзаках?»
Слайд 4.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.
Что такое осанка?
По происхождению, осанка – слово русское, означает привычку держать свое тело в покое и движении.
Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой. При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
Эксперимент. - Давайте проверим правильность осанки у школьника. (Ученик у стены показывает.)
 Голова и туловище находятся на одной вертикальной линии.
Для этого нужно встать около стены. Ученик должен касаться стены в пяти точках: затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками.
 Плечи отведены назад и несколько опущены, располагаются на одном уровне относительно друг друга;
 Грудная клетка развернута и выдвинута вперёд;
 Лопатки не выступают;
 Живот подтянут;
 Ноги в коленях выпрямлены.

Это - правильная осанка ученика.

Попробуйте пройти, соблюдая осанку. (Показ учеником с книгой на голове.)
Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Это интересно! Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.
Слайд № 4 Отчего портится осанка?
Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.
Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.
Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.
Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.
Физ. пауза. (Проводит ученик)

У меня спина прямая, Ходьба на месте, руки за спину.
Я наклонов не боюсь: Наклон вперёд.
Выпрямляюсь, прогибаюсь. Наклон назад, выпрямиться.
Поворачиваюсь. Повороты туловища.
Раз, два, три, четыре.
Три, четыре, раз, два. Наклоны вперёд и выпрямиться.
Я хожу с осанкой гордой. Повороты туловища.
Прямо голову держу, Наклон вперёд и выпрямиться.
Никуда я не спешу. Ходьба на месте, руки за спину.
Раз, два, три, четыре.
Три, четыре, раз, два.
Я могу и поклониться. Поклон и выпрямиться.
И присесть, и наклониться, Присед, наклон вперед
Повернись туда, сюда! Повороты туловища направо, налево
Ох, прямешенька спина!
Раз, два, три, четыре.
Три, четыре, раз, два.

Учитель: Что может оказать влияние на формирование осанки?
На формирование неправильной осанки оказывают:
• хронические заболевания,
• недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения,
• неправильное положение во время занятий;
• несоответствующая росту мебель,
• неудобная обувь и одежда.

В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует неправильной осанки. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.
Что лучше носить: ранцы или портфели? (Ответы).
Лучше носить ранцы. Конечно, ранец или рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны.

Слайд № 5 Выбираем ранец
Но как правильно его выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

Ученик. При покупке следует обращать внимание не на красоту и яркость, а, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето. Ранец может быть изготовлен без подкладки с подкладкой. В этом случае подкладка должна быть выполнена из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка ранца и особенно рюкзачка была уплотнена, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться.

Слайд №6 На всё есть свои нормы
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные учёными в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы –

Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110% рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведет еще к нарушениям осанки.

Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 30 человек.

Слайд №7 План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника школы о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
5. Подвести итоги по позициям:
6. Дать рекомендации детям и учителям.

Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе стоит очень остро:

Слайд № 8 Результаты исследования личных карточек
8 человек с нарушением осанки;
1 человек со сколиозом;
21 человек здоровых.

Читает самая маленькая ученица (вес её 22 кг с огромным портфелем).
В любимую школу с портфелем спешу.
Портфель мой тяжелый, в нем столько ношу!
В нем горные кряжи, в нем берег морской,
В нем родина наша на карте большой.
Учитель. Конечно, никаких ни кряжей горных и песка морского в наших портфелях нет, а носим мы учебники, тетради, пеналы, а некоторые и два пенала носят. Какие требования предъявляются к учебникам?
Слайд № 9 Гигиенические требования к изданиям учебников
«Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
- 1-4-х классов – 300 г;
- 5-6-х классов – 400 г;
- 7-8-х классов – 500 г;
- 10-11-х классов – 600 г.

Слайд 10
Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их:
«Литературное чтение» - 300г
«Математика» - 310 г
«Русский язык» - 250 г
«Окружающий мир» - 350 г
Дневник – 260г
Тетрадь-задачник – 150г
Тетрадь с печатной основой – 120г
«Английский язык» - 250г
Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы. Нашелся и нарушитель, им оказался учебник «Окружающий мир» - 350 г.

Слайд 11
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить 100.

Слайд 12
Данные записали в таблице.


п Фамилия, имя,
ребенка Год
рожд Вес
тела Диагноз Праввес ранца Вес пустого
ранца Реаль
ный вес
ранца Выво
ды
4 Белогуров Миша 1999 30 3,0 1,15 кг 4,6 – 6,0 Превыш
17 Кулакова Ирина 1999 31 Н.о. 3,1 1 кг 4 – 5 кг Превыш
19 Субботкина Аня 1999 36 Ск. 3,6 0,3 кг 3,3 – 5,2 Превыш
27 Щетинин Женя 1999 38 Н.о. 3,8 0,9 кг 4,3 - 6 кг Превыш
Н.о. – нарушение осанки, ск. – сколиоз.
3,3 кг – 5,2 кг – вес ранца (самый маленький и самый большой) в течение недели.

Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.
Результаты приведены в таблице.

Слайд 13 Выводы
Мы увидели, что у 9 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители легковесы весом всего 0,3кг. Однако у 21 человек вес ранца превысил гигиеническую норму (1,15 кг, 1 кг, 0,9 кг).
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.
А может быть причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях?

Слайд 14 Результаты исследования
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в понедельник, вторник: 6 кг. (В этот день у половины учащихся есть дополнительный платный английский язык). Самым легким ранец оказался в среду и пятницу. Вес легковеса достигал 3 кг, причем не учитывался вес сменной обуви. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
- самый правильный ранец (до 0,5 кг) - 0,3 кг;
- самый лёгкий портфель - нет;
- самый тяжёлый ранец – 1,15 кг;
- самый тяжёлый ранец с принадлежностями – 6 кг;
- самый лёгкий ранец с принадлежностями – 3 кг;
- самый тяжёлый учебник – «Окружающий мир» - 350 кг;
- самый «тяжёлый» учебный день понедельник, вторник;
- самый «лёгкий» учебный день - пятница, среда;

Слайд 15 Диаграмма
Понаблюдав за весом ранцев в течение недели, сделали диаграмму для каждого ученика. Приводится диаграмма одного ученика. Почти во все дни недели реальный превышал правильный вес ранцев.

Слайд 16 Рекомендации родителям
- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.
- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Слайд 17 Рекомендации учителям и работникам школ
Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе, один – дома);
- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Слайд 18 Рекомендации ученикам
- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.
Слайд 19 Правила
для поддержания правильной осанки
• Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
• При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
• Не носить ранец или портфель в одной руке.
• Не перегружать портфель.
• Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
• Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой.
• Стоять и выполнять различную работу следует с выпрямленной спиной.

Слайд 20 Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

Упражнения для формирования правильной осанки.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас, А осанка – высший класс!
1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туло¬вище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончи¬ков пальцев. Идти вперед.

2. «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.

3. «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх об¬руч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.
4. «Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть впе¬ред, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.
5. «Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.

Рефлексия.
Музыкальные рекомендации и предложения.
Частушки
Носим ранцы мы большие,
Книги, ручки, карандаши
Мы теперь не просто дети
Мы теперь – ученики.

Мы – веселые ребята,
Сильные, красивые,
Но с портфелем за плечами
выглядим мы хилыми.

Наш учитель физкультуры
Очень сильно обомлел:
Захотел поднять портфель,
А поднять-то не сумел.

Наш учитель дорогой!
Меньше задавай домой.
Пусть портфель будет полегче,
Оттого мы будем крепче.

А изготовителя мы просим
Пожалеть ученика,
Чтобы ранцы и портфели
Были легче мотылька.

Ведь СанПин нельзя придумал,
Чтоб портфеля масса
У детей не вызывала
На лице гримасу.

Я хожу с осанкой гордой.
Прямо голову держу,
И тяжелых ранцев вовсе
За спиною не ношу.

Я могу и поклониться.
И присесть, и наклониться,
Повернись туда, сюда!
Ох, прямешенька спина!

Плечи вниз и спинку ровно
Нужно нам всегда держать.
И хорошую осанку
Нужно всем нам сохранять.

Литература.
Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2007
Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. М., «5 за знания», 2008
Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2004г.
Сухаревская Е. Проекты и исследования. // Начальная школа № 5, 2008г.

Дополнительный материал

Тест-анкета для ориентировочной оценки риска
сколиоза и других нарушений осанки

Целесообразно, чтобы данный тест был проведен родителями школьника.

Инструкция эксперту
Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям, используя четырех-балльную шкалу:
0 – признак не проявляется;
1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 – признак умеренно выражен или проявляется изредка;
3 – признак ярко выражен или проявляется постоянно.

Признаки
1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.
2. Носит сумки, портфель в одной руке.
3. Имеет привычку сутулиться.
4. Проявляет недостаточную двигательную активность.
5. Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
6. Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
7. Неправильно или регулярно питается.
8. Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение.
9. Беспечен, беззаботно относится к своему здоровью.
10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

Интерпретация результатов
Благополучный показатель - до 10 баллов, при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен в группу риска.

Полный текст материала Проект-изыскание "Сколько весит здоровье ученика?" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прасолова Валентина Ивановна  Тишка
05.11.2010 25 26412 3647

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК