Урок гражданского образования по теме "Санкт-Петербург" для 2 класса
Голякова Светлана Александровна
Город Саранск
Место работы: МОУ «Лицей №7»
Урок гражданского образования по теме
«Санкт-Петербург» для 2 класса
Данный урок проводится после изучения тем: «Отечество. Наша Родина – Россия», «Москва – столица нашей Родины», урок проводится в форме урока-путешествия. До этого дети познакомились с достопримечательностями Москвы, узнали о её основателе, учились показывать Москву на карте мира. На уроке используются различные методы и приёмы, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Кроме этого, разнообразны и формы организации деятельности учащихся (фронтальная, групповая, индивидуальная); на уроке используются технологии компьютерного обучения.
Цели урока: создать у детей образ Санкт-Петербурга
Задачи:
образовательные:
познакомить с историей города Санкт-Петербург;
рассмотреть достопримечательности города;
воспитательные:
воспитывать гордость за Россию, за её культурное наследие, воспитывать любовь к прекрасному, воспитывать стремление самосовершенствоваться.
развивающие:
ключевые компетенции (речь), эстетический вкус, мыслительные операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения, развивать толерантность, терпимость.
8. Планируемые достижения учащихся на уроке:
иметь представления о Санкт-Петербурге, о достопримечательностях, о культуре; об истории основания и основателе города.
9. Оборудование. Учебник: Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Кораблик: учебник по гражданскому образованию. 2 класс(1-4). – Н.Новгород: - Педагогические технологии, 2008. Демонстрационный и дидактический материал: билеты на поезд, кроссворд, слайдовая презентация, видео фрагмент «Белые ночи».
Ход урока 1. Введение в тему урока - Ребята, у нас урок гражданского образования. Мы продолжаем путешествие по нашей Родине-России. Для того, чтобы наше путешествие было интересным, увлекательным и полезным вы должны быть очень внимательными - А догадаться, куда мы сегодня отправимся, вам помогут проездные билеты. У каждого из вас они есть на парте. Внимательно рассмотрите их и допишите элементы букв. - Какое слово у вас получилось? - В какой город же нашей Родины мы сегодня отправимся? Откройте учебник на стр.14. Прочитаем тему нашего урока: «Санкт-Петербург». - Расскажите, что вы знаете о Санкт-Петербурге? - Знаете ли вы, что город имел несколько названий? Кто-нибудь из вас знает, какие? - Внимательно рассмотрите страницы учебника и найдите ответ на мой вопрос. (Петербург, Петроград, Ленинград) -Сначала город назывался Санкт-Петербург, затем Петроград и Ленинград, а затем городу вернули историческое название Санкт-Петербург. - Подумайте, чем похожи и чем отличаются названия города Петербург и Петроград? (похожи тем, что в названиях городов есть общая часть Петр) - Что-то напоминает слово Петр? - Чем различаются названия городов? (град, бург) - Что означает слово град? (в старину градом называли город) - Что означает слово бург? (бург в переводе с немецкого языка обозначает крепость, замок) - Как же можно перевести название города Санкт-Петербург? (город, построенный Петром; город Святого Петра) - Город Санкт-Петербург построен по велению русского царя Петра Ι. 2. Экскурсия в историю основания С.-Петербурга - Найдите фотографию Петра Ι в учебнике? Что вы знаете о Петре Ι? - Прочитаем четверостишие А.С. Пушкина на стр. 15, посвященное Петру Ι? В детстве Петр был живым, красивым мальчиком. Он был очень любознательным ребенком, хотел узнать и усвоить всякое новое дело. Петр 1 в совершенстве знал 14 ремесел. Руки его были вечно в работе и с них не сходили мозоли. Петр 1 любил говорить: «Я царь, а у меня мозоли на руках». Петр 1 был великан – на целую голову выше любой толпы. От природы он был силач, легко мог свернуть в трубку серебряную тарелку. В общении с людьми Петр 1 был прост, поступал во всем прямо и открыто. - Что вы теперь можете сказать о Петре Ι? - Петр Ι - был великим флотоводцем, талантливым, высокообразованным, трудолюбивым человеком. В Санкт-Петербурге Петру Ι поставлен памятник. Пушкин назвал его «Медным всадником». - Ребята, а хотите увидеть этот памятник? Скульптор памятника Петру Первому Этьен Фальконе. - Чтобы поближе познакомиться с этим памятником, предлагаю вам выполнить интересное задание. Посмотрите, все слова перепутались, помогите и соберите их в предложения. 1. Центре, памятник, в , удивительный, площади, возвышается. 2.Скалы, на вершину, могучий, конь, разгоряченный, взлетел. 3. Петр Ι, на коне, гордо возвышается, основатель Санкт-Петербурга. - Где же находится памятник? В какой момент изображен Петр Ι? - Что общего между памятником Юрию Долгорукому в Москве и Петру Первому в Санкт-Петербурге? (это основатели городов, они оба сидят на конях и показывают рукой на свой город) - А кто-нибудь знает, в каком году началось строительство Санкт-Петербурга? Найдите в учебнике. - Где вы это нашли? (дата зафиксирована в копилке знатока) - Город Санкт-Петербург был построен в 1703 году. - А где раньше люди строили города? Почему? Как вы думаете, где Петр Ι мог построить город Санкт-Петербург? - Город Санкт-Петербург построен на одном из островов в устье реки Невы. Строительство Петербурга началось с Петропавловской крепости. - Ребята, а для чего раньше строили крепости? (для защиты города от врагов) А сейчас строят крепости? - Как вы думаете, с какой целью был построен город? (для защиты морских рубежей,) - Кем же был основан Санкт-Петербург? В каком году? Где был основан город? Для чего? - Молодцы! Как много вы уже знаете о Санкт-Петербурге. А хотите узнать еще больше? - Предлагаю вам выполнить следующее задание. По стрелкам прочитайте пословицу: Санкт – Петербург голова России - Как вы понимаете эту пословицу? А кто вспомнит, какой город называют сердцем России? (Москва-сердце России) Почему Москву называют сердцем России? (главный город, столица России) - С 1712 по 1918 год столицей Российского государства был город Санкт-Петербург. До настоящего время Санкт-Петербург называют северной столицей. 3. Экскурсию по Санкт-Петербургу - А кто из вас был в Петербурге? Сегодня я предлагаю вам провести экскурсию по Петербургу и посетить некоторые достопримечательности города. Для того, чтобы узнать на каком транспортном средстве мы отправимся на экскурсию, предлагаю вам отгадать загадку От страны своей вдали ходят в море… Далек путь нашего кораблика. Мы будем делать остановки и проводить экскурсию, рассказывать о достопримечательностях Санкт-Петербурга. Согласны? Тогда в путь! 4. Физминутка К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись, Раз, два, три, четыре- Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. 5. Экскурсию по Санкт-Петербургу 1.Санкт-Петербург - один из красивейших городов в мире, это город-музей под открытом небом. Восхищают его дворцы, соборы, старинные здания, каналы и мосты. Самый прекрасный дворец - Зимний дворец. Здание украшено скульптурами, колоннами и вазами из камня и меди. В Зимнем дворце множество комнат – больших и малых. Все они очень богато украшены. Здесь много картин, роскошной мебели. Сейчас в Зимнем дворце – музей Эрмитаж. Его знают во всем мире, потому что здесь собрана самая богатая коллекция картин, скульптур, изделий из камня, золота, серебра. - Какой же главный музей Санкт-Петербурга? (Эрмитаж) 2. Санкт-Петербург город-порт, нередко его называют «Северной Венецией». В Санкт-Петербурге 342 моста, и если вытянуть их все в одну линию, то общая протяженность составит примерно 11 км. Мосты имеют такую особенность: ночью их разводят - в середине моста обе его половины поднимаются вверх. В Петербурге разводятся всего 21 мост, и самым старым из них является мост Лейтенанта Шмидта. - Как вы думаете, для чего разводят мосты? - Ребята, вам понравилось сообщение, которое нам приготовил… давайте ему поаплодируем. 3. Я хочу рассказать о доме на Набережной реки Мойки – место, которое знают во всем мире. В этом доме жил со своей семьей А.С.Пушкин. Здесь он написал свои последние стихи. Сюда раненного на дуэли поэта привезли холодным февральским днём. Здесь он и умер. В Доме на Мойке сейчас музей. Идут и едут сюда люди из разных городов и сёл нашей страны и других стран, чтобы почтить память великого поэта России. Я хочу немного дополнить. Санкт - Петербург культурная столица, в которой родились многие известные люди Ф.М. Достоевский, И. Е. Репин, А.Д. Медведев, В.В. Путин. - Какие же известных людей, живших в Петербурге, вы запомнили? 4. Меня потрясла история Тани Савичевой. Имя 12-летней ленинградской девочки известно всему миру. Таня во время блокады Ленинграда вела дневник, в котором записывала, все, что происходило вокруг. Этим дневником девочка обессмертила себя и вошла в истории. Таню убили фашисты. Не пулей, не снарядом, - голодом. На могиле Тани установлен памятник – обелиск. На нем отлитый из металла барельеф Тани и страница её потрясающего дневника - В истории города были страшные годы трагедии. Во время ВОВ блокированный фашистами город был под угрозой полного уничтожения. Ровно 900 дней жители Ленинграда держали оборону и выстояли. Городу было присвоено звание город-герой. - Как вы думаете, почему? (потому что его жители проявили отвагу, мужество и не сдали город фашистам) - Современный Петербург один из красивейших городов в мире, который объединил в себе великую русскую культуру, у этого город великое будущее. - Ребята, наше путешествие закончилось. Многие путешественники по возвращению домой записывают свои впечатления, а мы с вами разгадаем кроссворд. 1. Какой город был основан в 1703 году? 2. Кто был основателем Санкт-Петербурга? 3. На какой реке построен Санкт-Петербург? 4. Главный музей Санкт-Петербурга? 5. Домашнее задание - Я хочу, чтобы дома вы поделились своими впечатлениями от Санкт-Петербурга с родителями, бабушками и дедушками…. - Санкт-Петербург таит в себе еще много интересного и удивительного, особенную атмосферу придают городу белые ночи. В Санкт-Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля. Самая светлая ночь в период между 11 и 12 июня, когда солнце заходит за горизонт всего на 100 минут. (Слайд 19) 5. Итог урока - В каком городе мы сегодня побывали? - В каком году был он построен? Кем? - С какими достопримечательностями познакомились? - Путешествие закончилось, но в памяти остался Великий город Санкт-Петербург! 6. Рефлексия Список использованной литературы 1. Тивикова, С.К., Деменва Н.Н. Гражданское образование в начальных классах:Методическое пособие к учебному комплекту «Кораблик». – Н.Новгород: «Педагогические технологии", 2008 – с.142
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Голякова Светлана Александровна
→ Вета1346 23.11.2010 1 20179 949 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.