Слайд 1
Материал к урокам
ознакомление с окружающим миром в 4
классе
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
ДРЕВНИЙ РИМ
Составитель: Кибякова Н.А., учитель
начальных классов МОУ СОШ №10 г.
Артём
Конспект урока.
Тема урока
|
Мир древности: далёкий и близкий.
|
Предмет |
Окружающий мир |
Класс |
4 |
Методическая информация |
|
Тип урока
|
Урок – путешествие (виртуальное) |
Цели урока
|
формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой. |
Задачи урока
|
образовательные: познакомить с древним Египтом, Грецией и Римом; дать представление; воспитательные: формирование экологической культуры; эстетическое воспитание; развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока |
определение географического положения, выступление перед одноклассниками, умения работы с литературой. |
Необходимое оборудование и материалы |
Компьютер, проектор, экран. Рисунки ребят (жизнь первобытных людей).
|
Конспект урока |
|
Мотивация учащихся
|
Учитель: - Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок? Дети: - Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок. -Каким вы хотите видеть наш урок? -Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем хорошее настроение. -Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
|
Ход и содержание урока
|
Этапы урока: организационный момент; мотивация и целеполагание; объяснение и закрепление нового материала; подведение итогов урока, сообщение о домашнем задании. Проверка домашнего задания - Сегодня мы продолжим знакомиться со страницами всемирной истории . Совершим с вами виртуальную экскурсию. - А что такое история? - На какие эпохи учёные делят историю человечества? -Какая эпоха в истории была самой долгой? - Где археологи находят следы первобытных людей? - А почему они там жили? -Давайте мы попробуем туда перенестись. - А помогут нам в этом картины наших художников (рисунки ребят) - Опишите, как выглядел древний человек? - Чем занимался первобытный человек? (охота, земледелие, рыболовство) - Как они жили в одиночку или сообща? Почему? - Что за жилище у них было? - Почему первобытные художники рисовали животных? - Что изображено на этой картине? -Как они охотились? - История первобытного мира самая длинная эпоха человечества . Сложный и долгий путь развития прошёл человек, прежде чем стал таким , как сейчас. - Мы продолжаем нашу виртуальную экскурсию. (слайд 1)Сейчас попадём в МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ. А помогут нам в этом наши экскурсоводы. Мы побываем в древнем ЕГИПТЕ (слайд 2 ), в древней ГРЕЦИИ (слайд 3), в древнем РИМЕ (слайд 4) . -Примерно 5000 лет назад на берегах реки Нил возникло государство Египет. Египет – одно из самых древних государств на земле. (слайд 5) -На каком материке оно находится? (Африка) (слайд 6) Ученик: - Река Нил протекает через пустыню сахара. Воды Нила несли с собой жизнь. Дожди в долине Нила были редкими. Жизнь на берегах Нила была возможна потому, что ежегодно он – разливался – выходил из берегов. Земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила. Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения пшеница , ячмень. Само слово Египет означает «чёрная земля». (слайд 7,8,9,10)
Ученик: - В древнеегипетской «Повести о двух братьях» старший брат говорит младшему: - «Давай приготовим плуг, упряжку быков, потому что хлебное поле вышло из-под воды». (слайд 11)
- Чем он предлагает заняться? (Земледелием)
Ученик: - Древние египтяне считали, что мифом управляют боги. Бог солнца РА изображался человеком с головой птицы. (слайд 12) Многие боги египтян были похожи на животных. Бог воды и разлива Нила Себек представлялся в виде человека с головой крокодила. (слайд 13) Бог мудрости – Тот, придумал месяцы, годы, счёт времени, арифметический счёт, письмо. (слайд 14)
- Египтяне считали священными многих животных. – Каких животных они считали священными? (слайд 15) - Писали египтяне особыми знаками. – Что это за знаки? ( иероглифы) (слайд 16) - Опишите солнце, звезду, дом. - Ещё они писали с помощью, чего? (рисунка) – От сложного к простому. (слайд 17) - Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки. Храм в Карнаке – это обширый комплекс, состоящий из трёх главных храмов. Храмы строили в честь богов. Пирамиды Египта были гробницами фараонов, то есть их царей. (слайд 18,19)
Ученик: - В Египте стоит крупнейшая пирамида мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо – пирамида является усыпальницей фараона Хеопса, её высота 148 метров. Пирамиды Гизы – одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи машин и механизмов. Их строили крестьяне , которые трудились на фараона во время разлива Нила. (слайд 20)
Ученик: - В древнем Египте наиболее известная статуя фантастического существа с телом льва и головой человека - «Большой Сфинкс» в Гизе, высеченный из скалы (длина 57м, высота 20м). Сфинкс, стерегущий пирамиды Гизы, был воплощением бога Солнца РА. (слайд 21)
- Много позже возникла древняя Греция. (слайд 22)
Ученик: - На севере Греции есть высокая гора Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Жизнь богов на Олимпе как жизнь знатной семьи. (слайд 23) Главным среди греческих богов считался Зевс – громоотвод, ему были подчинены бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид. (слайд 24)
Ученик: - Однажды решили греки построить новый город, но ни как не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт долгая жизнь, поэтому Афина захотела дать городу своё имя, а Посейдон своё. (слайд 25) Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция - страна жаркая, горная , вода там очень нужна. Бросились греки к источнику, а там морская, солёная вода. Негодным оказался подарок Посейдона. Афина ударила копьём в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали масло. Подарок Афины признан лучшим, и город назвали в её честь Афинами. (слайд 26)
Ученик: - Сердцем Афин является Акрополь. Так называется высокий холм с обрывистыми склонами. На нём архитектурный ансамбль – прекрасное творение греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря. Это одна из самых высоких точек Афин. На Акрополе в храме Парфенон происходили главные праздники. (слайд 27,28)
- Позже Египта появился и древний Рим. Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры. Рим - столица Италии. (слайд 29,30)
В современном городе Риме сохранилось немало древних построек, которые рассказывают нам о прошлом. Окунёмся в прошлое. Нам уже известен Колизей (амфитеатр, служил для гладиаторских боёв и других зрелищ). Очень интересен Римский форум, который был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. (слайд 31,32) Огромное впечатление производит Пантеон – храм всех богов. (слайд 33)
- О том как выглядели другие римские города, можно узнать побывав в Помпеях. Археологи открыли этот город, который в древности был погребён под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий. При раскопках археологи нашли окаменевшие тела людей. (слайд 34,35,36,37)
- Сейчас я приглашаю совершить экскурсию в мир книг нашего библиотекаря М.А. Куделя. (представление энциклопедий и справочной литературы о Египте, Риме, Греции)
|
Проверка и оценивание ЗУНКов
|
Проверка и оценивание ЗУНКов идет на протяжении всего урока. Творческая работа в группах. -На берегах какой реки возникло Египетское государство? (На берегах реки Нила) - Что такое иероглифы? (особые знаки) - На какой горе в Греции поселились боги? (Олимп) - Что вы знаете о этих богах? - Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне? - Назовите столицу Греции. (Афины) - Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем архитектурными ансамблем? (Акрополь – сердце Афин) - Какой город был погребён под слоем пепла при извержении вулкана Везувий? (Помпей)
Оценка выставляется в конце урока и проводится анализ работы учащихся.
|
Рефлексия деятельности на уроке
|
- Какой мир древности? - Кому на уроке было интересно? - Что особенно понравилось? - Что вызвало затруднения? - Как вы преодолевали трудности?
|
Домашнее задание
|
Подготовить сообщение об интересных фактах, об одном из городов Древнего мира.
|
Дополнительная необходимая информация |
|
В помощь учителю |
|
Использованные источники и литература (если имеются) |
1. Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс; 2. Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс; 3. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».4 класс. Авторы: Казакова О.В., Сбоева Н.А., М., «Вако», 2004
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить |
На стадии «эстетического наслаждения» возникает желание наглядно увидеть. Данный урок позволяет активизировать личные впечатления учащихся, повысить их интерес к теме и развить творческий потенциал. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим |
Следующий урок начнётся с анализа рассказов, выполненных учащимися к данному |
Другое
|
Ребята могут принести свои рисунки и дополнительный список источников по данной теме. |
Автор: Кибякова Надежда Александровна
→ Азбуки 25.11.2010 7 57662 4845 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.