Конспект и презентация для урока истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


Урок истории

в 4-м классе по теме:

"Древнерусские иконописцы"

(как дополнительный материал)

Подготовила:

Гугнина Юлия Станиславовна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 64 г. Новосибирска

Задачи:

  1. Познакомить детей с загадочным миром древнерусской живописи.

  2. Раскрыть особенности икон.

  3. Воспитывать духовную культуру. Обогащать внутренний мир детей через приобщение к великому искусству – иконописи.


Оборудование:

  • УМК «Классическая начальная школа» для 4 класса как дополнительный материал.

  • Окружающий мир ("Введение в историю"). Авторы:  Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс)

  • Ксерокопии из рабочей тетради к учебнику. Авторы:  Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс)

  • Фрагменты видеофильмов “Троица” А Рублёва, «Владимирская Богоматерь»

  • Картины К. П. Брюллова “Последний день Помпеи”, В. А. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.

  • В. М. Васнецова “Богатыри”.

  • Мультимедийный проектор, экран.























ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний.

- Мы с вами посетили картинную галерею. Внимательно ли вы всё запомнили?

- Какие вы знаете жанры живописи?

(Портрет, пейзаж, натюрморт)

- Какие картины исторического жанра и мастеров, их написавших, можешь назвать? Показ слайдов 1-5 во время ответов детей.

(Карл Павлович Брюллов “Последний день Помпеи”, Василий Иванович Суриков “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”,

Виктор Михайлович Васнецов “Богатыри”)

- Как вы думаете, почему исторический жанр в живописи один из самых трудных?

- Расскажите о картине, которая вам больше всего понравилась.

3. Переход к новой теме.

(Связь с ранее изученным, вспомнить экскурсии по городу)

- Давайте вспомним, как выглядит православный храм?

Слайд 6. Главной частью православного храма является алтарь, где находятся священные предметы и куда вход разрешен только священникам.

От остальной части он отделяется стеной с иконами, размещёнными в определённом порядке – иконостасом.

Двери в центре иконостаса называются Царскими Вратами.

Христиан созывают к богослужению колокольным звоном. Слайд 7.

Рядом с православным храмом строится колокольня.

Живописным убранством храмового интерьера являются мозаика, фреска, иконы.

Слайд 8. Икона – основная святыня, которая призвана приковывать взоры молящихся.

В древних рукописях об иконах сказано так: “Красота её несказанна, и писана она дивно”

Мы с вами были на экскурсии «Церкви и соборы Г. Новосибирска». Что вам больше всего запомнилось? Слайд 9.

Ответы детей:

    1. Никольская часовня - символ города Новосибирска и Новосибирской области. В 2002 году Новосибирск стал центром празднования Дней славянской письменности и культуры. 24 мая был совершен крестный ход от Вознесенского кафедрального собора к собору св. Александра Невского, который возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. У Никольской часовни состоялось торжественное открытие празднования. В дар часовне Святейшим Патриархом был передан образ святителя Николая с дарственной надписью:
      «В благословние часовне Святителя и чудотворца Николая г. Новосибирска, в память посещения и служения в ней в день празднования Славянской письменности 24 мая 2002 г. АЛЕКСИЙ II Патриарх Московский и всея Руси».

    2. Строительство началось в 1896 году. Строитель - дворянин, инженер Николай Михайлович Тихомиров (1857- 1900), один из основателей Новониколаевска. Погребен на территории храма, в 1971 году его останки перенесены на Заельцовское кладбище. Собор построен в нео-византийском стиле как храм-памятник устроителю Великого Сибирского пути Императору Александру III Миротворцу. Собор - первое каменное здание города. Освящен Собор был 29 декабря 1899 года Епископом Томским и Барнаульским Макарием. В начале 30-х годов храм был закрыт. После возвращения его Русской Православной Церкви вновь освящен в 15 мая 1991 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

4. Тема урока: “Древнерусские иконописцы”

Сегодня мы с вами продолжем путешествие в мир Прекрасного, побываем в гостях у мастера.

- Кого так на Руси называли?

(Ответы детей: Мастер – это искусный, опытный в каком-нибудь деле человек)

Рассматриваем иконы. Слайд 10.

- Вы видите лики с выразительными глазами, которые смотрят на вас с икон осуждающе, может быть сурово. Непонятные сюжеты, непривычные приёмы изображения. Для человека неверующего или не изучающего историю религии, христианское искусство малопонятно.

Икона – основная святыня, которая призвана приковывать взгляды молящихся.

Попробуем с вами приоткрыть дверь в загадочный мир древнерусской живописи.

Она насыщена многочисленными символами.

А) Нимб – сияющий круг вокруг головы.

Б) Крест – напоминание о мученической смерти Христа.

В) Цвет – яркий, чистый, звучный.

Белый цвет (по представлению древних мастеров ) олицетворяет нравственную чистоту, святость.

Черный – символизирует смерть, загробное царство, силы зла.

Красный (червленый, багряный) символизирует жизнь, цвет крови Христа.

Золотой (один из любимых цветов) – изображается на фоне икон, нимбе святых, считается божественным цветом.

Церкви и храмы украшали фресками и мозаикой, но самое большое распространение получила икона – картина с религиозным содержанием. В переводе с греческого означает “образ” В старину иконы были в каждом доме на почётном месте – в красном углу, а так же у развилок дорог, у колодцев, на воротах при въезде в город.

Иконы писали на деревянных досках, которые сушили несколько лет, затем выглаживали топором и передавали иконописцу. Он наклеивал на доску холстину, поверх которой накладывался грунт из рыбьего клея, смешанного с толчёным мелом. Затем мастер полировал доску до блеска.

Краски разводились на яичном желтке. А в завершении работы икона покрывалась олифой (конопляным маслом)

Писание икон считалось богоугодным делом. Первым иконописцем в истории христианства был евангелист Лука, написавший образ Богоматери. Слайд 11.

- Каковы же были требования к иконописцам? Слайд 12.

  1. Должен быть праведником;

  2. Иметь талант художника;

  3. Знание богослова;

  4. Иконописцем не могла быть женщина;

  5. Не мог быть иконописцем человек другой веры;

  6. Иконописец постился, накануне работы над иконой ходил в баню, облачался в белую рубаху, возносил молитву Богу.

Просмотр видеофильма “Владимирская Богоматерь” слайд 13.

(Работа по иконе “Владимирская Богоматерь” )

- Иконописное искусство прославляли и русские мастера. Кто же они?

(Работа по учебнику стр. 86-87)

Просмотр видеофильма Андрей Рублёв “Троица” слайд 14.

Вывод: Сюжет иконы вечный, как сама жизнь, и трогательный, как любовь.

Лучшая в мире коллекция древнерусской живописи хранится в Москве в Третьяковской галерее.

5. Закрепление.

Самостоятельная работа (в группах по 4 человека) в ксерокопиях из рабочих тетрадей, задание на странице 45.

Пользуясь учебником дать ответы на вопросы:

- Какие имена русских иконописцев вам известны?

- Как мастер готовил доску для будущей иконы?

(При проверке показать иконы в книге. Проверка коллективная)

6. Итог.

- Что вы узнали об иконописном искусстве?

- Какие мастера прославили иконопись?

7. Заключительное слово учителя:

Академик Лихачёв заметил, что “национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творении двух его гениев – Рублёва и Пушкина.

Именно в их творчестве отчётливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте.

Эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в человека, в его способность к самопожертвованию”. Спасибо за урок.


Интернет – ресурсы:

  1. http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0282/p0282.htm

  2. http://www.sinodipc.ru/page/304/?PHPSESSID=b17b00586448b8f159a53762da0a4979

  3. http://www.ansobor.ru/page.php?id=1

  4. http://jnp.ucoz.ua/photo/3-0-55

  5. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&rpt=simage&p=1&img_url=content.foto.mail.ru%2Fbk%2Feddi36%2F_blogs%2Fi-2451.jpg






Слайд 1
Урок истории в 4-м классе "Древнерусские иконописцы" Подготовила: Гугнина Юлия Станиславовна Учитель начальных класов МБОУ СОШ № 64 г. Новосибирска
Слайд 2
Карл Павлович Брюллов “Последний день Помпеи” 11.10.20 2
Слайд 3
Василий Иванович Суриков “Покорение Сибири Ермаком” 11.10.20 3
Слайд 4
“Переход Суворова через Альпы” Василий Иванович Суриков 11.10.20 4
Слайд 5
11.10.20 Виктор Михайлович Васнецов “Богатыри” 5
Слайд 6
иконостас алтарь 11.10.20 6
Слайд 7
Колокольня Ивана Великого 11.10.20 7
Слайд 8
Мозаика Икона 11.10.20 8
Слайд 9
Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского ЧАСОВНЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ 11.10.20 9
Слайд 10
11.10.20 10
Слайд 11
Евангелист Лука 11.10.20 11
Слайд 12
Каковы же были требования к иконописцам? • • • • • Должен быть праведником; Иметь талант художника; Знание богослова; Иконописцем не могла быть женщина; Не мог быть иконописцем человек другой веры; • Иконописец постился, накануне работы над иконой ходил в баню, облачался в белую рубаху, возносил молитву Богу. 11.10.20 12
Слайд 13
“Древнерусские иконописцы” Владимирская Богоматерь http://video.yandex.ru/users/peressa20 09/view/20 11.10.20 13
Слайд 14
Андрей Рублёв “Троица” http://video.yandex.ru/use rs/queenksu/view/20 11.10.20 14
Слайд 15
Интернет – ресурсы: • http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0282/p0282.htm • http://www.sinodipc.ru/page/304/? PHPSESSID=b17b00586448b8f159a53762da0a4979 • http://www.ansobor.ru/page.php?id=1 • http://jnp.ucoz.ua/photo/3-0-55 • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF %D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB %D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B %D0%B5%20%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B %20%D1%84%D0%BE %D1%82%D0%BE&rpt=simage&p=1&img_url=content.foto.mail .ru%2Fbk%2Feddi36%2F_blogs%2Fi-2451.jpg

Полный текст материала Конспект и презентация для урока истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гугнина Юлия Станиславовна  yula_75
06.02.2011 3 9514 1528

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК